ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА и КУЛЬТУРА ДОНСКИХ АРМЯН.
До настоящего времени мало изученными остаются вопросы сохранения этнокультурной идентичности, менталитета и культуры, быта и нравов, народного фольклора донских армян, соотношения «крымского этнокультурного наследия» и вновь приобретённых элементов донской субкультуры в период 19-н.20в.в.. Интересны проблемы развития ассимиляционных процессов в среде армянского населения в период модернизаций и урбанизации Приазовья в конце 19 -20 в.в., этносоциальные трансформации в советский и постсоветский период истории, однако они не стали пока предметом специальных исследований историков и этносоциологов.
Культура и её квинтэссенция - менталитет нации определяется как система доминантных ценностей, образующих сознание, поведение и мотивацию личности. В национальном самосознании армян - Россия выступает как своеобразная самообразующая ценность их национального менталитета.
К национальным чертам характера армян относят, прежде всего их трудолюбие, энергию и сметливость. «Многовековая борьба сплотила армянский народ, сформировала у него такие качества, как постоянство в дружбе, готовность к взаимопомощи. Армяне отличаются особым пристрастием к ремеслам и к учению. Они темпераментны и вспыльчивы, но добродушны, любят музыку и тонкий юмор. Страстно привязаны к детям, семье»
Классик армянской литературы Р. Патканян в свое время отмечал, что армянская нация обладает удивительными свойствами, которых лишены остальные нации мира. «Куда бы ни попал армянин, если ему понравится это место, он его так украсит и возвысит, что превратит в цветущий сад. Случается так : приходит в какой-нибудь город или селение гонимый, нищий и грустный армянин, такой, что даже заставит себя жалеть, но, не проходит и года, а он уже встает на ноги».
Для армянского народа Россия – всегда олицетворяла не только географическое но и близкое духовно-культурное пространство во всех исторических проявлениях – в религии, литературе, языке, архитектуре, в быту и обрядах.
Крымские армяне в конце 18 – первой половине 20 в.в. переселившиеся в Приазовье и на Нижний Дон, составляли более или менее однородную локальную группу, сохранявшую устойчивые исторические и культурные традиции, характерные как для всего армянского этноса, так и для сложившейся за почти 500 лет проживания в Причерноморье – особой «армянско-крымской субкультуры».
Донские армяне, как выходцы из Крыма говорили на особом нахичеванском диалекте армянского языка, который отличается от армянского литературного языка. Сказалась длительная оторванность от родины, а также влияние соседних народов – русских, татар, черкесов и т. д.
Важной особенностью донских, нахичеванских армян была их этнокорпоративная замкнутость. Они живя достаточно замкнутыми общинами, вплоть до середины ХХ века, старались не смешиваться с другими этносами, долгое время не допуская смешенных браков и искусственно сдерживая процессы ассимиляции. Однако стремление сохранить свою этническую обособленность часто приводило к подозрительности со стороны местных властей, и нередко к пристрастному отношению с их стороны, особенно в период либеральной модернизации второй половины 19 – начала 20 в.в. и в советский период истории.
Армянская колония всегда жила богатой и плодотворной экономической и культурной жизнью. Донские армяне сумели при этом сохранить свою национальную культуру и традиции в новой исторической обстановке. По своему основному содержанию эта культура вышла за узкие рамки колонии и получила общеармянское и общерусское звучание. Важнейшим фактором и стимулом здесь стало развитие армяно-русского двуязычья, при устойчивом сохранении в качестве родного – армянского языка, в особой форме диалекта его западноармянского варианта. Важными системными признаками сохранившейся самоидентификации оставались знания и соблюдение обычаев и обрядов, фольклора, семейных и общинных традиций. В тоже время многонациональное русско-украинское, казачье окружение, бесспорно сказались на приобретении за числе более чем 200 лет, новых элементов локальной этнической субкультуры, в том отразилось в жилище, одежде, питании, некоторых обрядах.
В ранее едином этносоциальном сообществе армян Дона уже в начале ХХ века, в связи с активным процессом интеграции городов Ростова и Нахичевани, чётко проявляется наличие 2-х субкультурных этносоциальных групп: горожан-нахичеванцев (умеренных цивилистов) и сельских жителей армянской округи ( консервативных традиционалистов), при этом их духовно объединяла группа армянской интеллегенции. Эта тенденция действовала на протяжении всего ХХ века. Так в советский период истории бывшей армянской колонии, слияние г.Ростова и Нахичевани в 1928г. и образование компактного армянского национального Мясниковского района в 1928г., в итоге послужило очередной этнокультурной консолидации армян Дона, и сохранению ими самоидентификации вплоть до настоящего времени.
На всем протяжении существования Нахичевани, проблемы народного образования стояли остро актуально, несмотря на то, что они всегда находились в центре внимания руководства и духовных лидеров колонии. Значительную роль в повышении духовного и культурного уровня нахичеванцев играла Армянская апостольская церковь.
В Нахичевани, (на северной окраине Ростова-на-Дону) существовало еще одно армянское поселение, религиозно-духовный центр — монастырский комплекс Сурб-Хач, названный так в память одноименного монастыря в Крыму и приписанный к Нахичевани (с 1883 года). Его основали в начале 1780-х годов, соорудив сначала деревянную церковь. В 1783 году на ее месте, по проекту архитектора И.Е. Старова, заложили каменный храм Сурб-Хач (Святой Крест), освященный 27 ноября 1792 года. Затем был построен архиерейский дом, в котором находились покои настоятеля, школа, библиотека типография. Всего же за период существования колонии в армянской округе было построено и действовало до 30-х годов ХХ века 14 церквей.Многие из них сегодня восстановлены или восстанавливаются.
Типография начала функционировать ужеи с лета 1790 года: она стала первой типографией на Донской земле и на всем Юге России. Типография выпускала учебники, словари, другие книги, которые переплетались в сафьян, вырабатываемый здесь же, в мастерской. Всего в этой типографии было выпущено 20 книг, в том числе книга Степаноса Орбелиани «Вопли и вздохи». По учебникам, издававшимся здесь, обучались донские армяне, часть книг рассылалась в армянские диаспоры Турции, Персии, Индии. С 1791 года здесь начала работать школа-интернат с семилетним сроком обучения на сто мальчиков. Денежные средства на содержание этой школы по призыву архиепископа Иосифа Аргутинского присылали состоятельные армяне из Индии (в основном из Мадраса и Калькутты), помогали и богатые нахичеванцы. Интересно что одним из известных выпускников школы стал крупный государственный деятель СССР А.Ф. Мясникян (Мясников), имя которого на Дону носят населенные пункты, улицы, библиотеки.
К началу XIX столетия монастырь владел территорией площадью в 50 гектаров, с пашнями и огородами. Вдоль берега реки Темерник был разбит парк площадью в 16 десятин, с дорожками и аллеями. В парке действовал большой ресторан с зимним садом и открытой верандой. Ротонда для оркестра и большой танцевальный зал дополняли хозяйство парка. Из парка в монастырь вела пешеходная дорожка, пересекавшая речку по деревянному (с 1900 года - металлическому) мосту. В 1862 году здесь была сооружены каменная лестница. В том же году открылась двухъярусная, с высоким четырехъярусным шатром, колокольня, сгоревшая от удара молнии в начале 1920-х годов.
Вокруг церкви сложилось уникальное кладбище, где погребены выдающиеся деятели культуры и общественные деятели армянского народа: настоятель Сурб-Хача Арутюн Аламдарян (1786 - 1834), поэты Р.Г. Патканян (1830 - 1892), М.Л. Налбандян (1829 - 1866) и другие (всего 10 захоронений). Надгробия выполнены в 1902 году учеником Огюста Родэна, парижским скульптором Андреасом Марукьяном (Тер-Марукян). С 1972г. храм был отреставрирован и в нём открыт Музей русско-армянской дружбы, в настоящее время в храме Сурб-Хач с 2007г. вновь ведется богослужение.
Церковь и местные меценаты постоянно поддерживали и поощряли развитие прогрессивной образовательной системы, собственной периодической печати. Так уже спустя несколько лет после основания Нахичевани, в 1783 году, была открыта первая школа, но вскоре она была закрыта. Самой известной из городских школ была школа при монастыре Сурб Хач, которую можно считать первым армянским интернатом. Учащиеся жили в монастыре, питались и обучались за счет монастыря.
Специально для обучения русскому языку было открыто одноклассное училище. В училище принимались дети 10 - 14 лет. Преподавались богословие, история церкви, арифметика.
С 1811 года в городе открывается приходская школа. Однако, когда стало ясно, что одной приходской школы для образования нахичеванцев явно недостаточно, то общественность города под председательством городского головы А.Халибова стало ходатайствовать перед вышестоящими инстанциями о преобразовании приходской школы в уездное училище. Оно было открыто в 1850 году. Главной особенностью функционирования нахичеванских школ было то, что они не получали никакой государственной поддержки и существовали исключительно на средства города и на частные пожертвования. Это приводило к тому что, открываясь, они через некоторое время закрывались и снова открывались, но уже в другом качестве. Наиболее значительными учебными заведениями Нахичевани-на-Дону были духовная семинария, Гогоевская женская гимназия, женское училище св. Рипсимэ и др.
Однако отсутствие высших учебных заведений не только в Нахичевани, но и на Дону вообще, приводило к тому, что наиболее зажиточные армяне были вынуждены отправлять своих детей на учебу в Москву, где центром подготовки армянской интеллигенции в России стал Лазаревский институт. Получив здесь высшее образование, нахичеванские юноши возвращались в родные пенаты, где они уже работали в качестве учителей, «сея разумное, доброе, вечное».
Наиболее богатые нахичеванцы предпочитали посылать своих детей для получения высшего образования за границу. Так, известная писательница, нахичеванская армянка по происхождению, Нина Берберова, вспоминала, что ее дед, Иван Минаевич, в конце 50-х годов был послан в Париж учиться медицине, а все его семеро сыновей были постепенно отправлены в Москву учиться в Лазаревском институте восточных языков.
Важным событием культурной жизни нахичеванской колонии был перевод типографии Г.Халдаряна из Петербурга в Нахичевань весной 1790 года. Типография начала действовать уже с лета того же года. За шесть лет существования типографии на нахичеванской земле было издано около двадцати наименований книг. Затем типография была переведена из Нахичевани в Астрахань.
Значительную роль в повышении культурного уровня нахичеванцев играла периодическая печать. В течение длительного времени царские чиновники под различными предлогами отказывали в разрешении на издательскую деятельность. Только после первой русской революции 1905 – 1907 г.г. стали выходить периодические издания «Норкянк», « Мердзайн», «Луйс», «Грчич», «Гахут» и др. Газеты освещали внутреннюю жизнь колонии, откликались на важнейшие события в самой Армении и даже в мире. Примечательно также и то, что русские газеты тоже редактировали армяне. Так, «Донскую речь» редактировал М. Берберян, «Донскую пчелу» - О. Тер-Абрамян, а «Приазовский край» - С. Арутюнов.
Армянская община Дона дала не только России, но миру, немало поистине выдающихся деятелей культуры.
Изобразительное искусство представлено именами народного художника СССР М. С. Сарьяна, А. Арцатпаняна, Г.И. Шилтяна, С.П. Чахиряна, И. М. Хашкаяна.
Великий армянский художник Мартирос Сарьян (1880 - 1972) родился на донской земле. Лето он проводил вместе со своим отцом на хуторе, где он на всю жизнь полюбил родную природу, зимой семья переезжала в Нахичевань. Там же мальчик получил образование в ремесленном училище. Получив затем специальное образование в Москве и обосновавшись в Армении, М. С. Сарьян никогда не прерывал связи с родной Нахичеванью. Очень часто в летние месяцы он приезжал в родной город, где еще проживали его родственники. Это был поистине мастер цвета. Написанные в необычайной манере произведения мастера производят неизгладимые впечатления на зрителя.
Своего рода наставником и другом М. Сарьяна был Амаяк Арцатпанян (1876 - 1920). После окончания местного духовного училища он получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, обучаясь в классе В.Серова. Окончив в 1900 году училище, он возвращается на донскую землю, где дает уроки рисования в учебных заведениях Нахичевани. Наиболее известны такие произведения художника, как «Пожар в армянском селе», «Зверства турок», «К лучшему миру» и т. д. Весьма большой вклад внесли в культуру и искусство Дона и России известные армянские поэты, художники, ученые, предприниматели и общественные деятели — уроженцы Нахичевани и других армянских поселений Дона.
В 1917 году М.Сарьян с семьей возвратился в Нахичевань, где преподавал в местной художественной школе им. М. Врубеля. Вместе с ним работала писательница М.С. Шагинян, портрет которой он написал в 1919 году. Сарьян принял деятельное участие в открытии в Ростове-на-Дону Донского областного музея искусств и древностей (1920г.), куда вошла и картинная галерея Армянского краевого музея древностей и искусств. Он являлся членом Нахичеванского общества изящных искусств, на выставках которого выставлял свои картины. В связи с назначением директором Государственного музея Армении в 1921 году, он навсегда покинул Донской края. В дальнейшем он стал народным художником СССР, академиком Академии художеств СССР, Лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического Труда. В выпущенной им книге воспоминаний «Из моей жизни» много страниц посвящено донскому периоду его жизни. В Ростове-на-Дону имеется улица Сарьяна, на которой установлен бронзовый памятник выдающемуся художнику.
Землячка и современница Сарьяна, писательница Мариэтта Сергеевна Шагинян(1888 - 1982), с 14 лет жила в Нахичевани-на-Дону, публикуя статьи в ростовских газетах («Приазовский край» и др.). Преподавала эстетику и историю искусств в Донской консерватории. В свое время довольно известными были ее книги «Гидроцентраль» (1930), «Тарас Шевченко» (1946), «Семья Ульяновых» (1958), «Билет по истории» (1969), «Четыре урока у Ленина» (1970). За творческие достижения получила звание Героя Социалистического Труда, стала лауреатом Ленинской премии.
Известный живописец, ученик И.И. Левитана и А.К. Саврасова Мануил Христофорович Аладжалов (1862 - 1934) также являлся уроженцем Нахичевани-на-Дону.
Известным дореволюционным адвокатом, публицистом и общественным деятелем Дона был уроженец и житель Нахичевани-на-Дону Григорий Христофорович Чалхушьян (1861 - 1939). Являясь одним из лидеров армянской общины Дона, он много лет избирался членом Нахичеванской городской Думы. Много и постоянно печатался в ростовских и нахичеванских газетах и журналах, выпустив в 1893 году книгу «История Ростова-на-Дону». В годы гражданской войны являлся представителем правительства республики Армения на Дону.
Поэт, прозаик, философ Микаэл Лазаревич Налбандян (1829 - 1866) тоже был уроженцем Нахичевани-на-Дону, окончив здесь школу и работая секретарем епархиального правления. После сдачи экстерном экзаменов на восточном факультете Петербургского университета, преподавал в Лазаревском институте восточных языков в Москве. Писал прозаические и стихотворные произведения. За революционную деятельность три года отсидел в Петропавловской крепости. Умер в ссылке, похоронен у церкви монастыря Сурб-Хач (ныне Ворошиловский район города Ростова-на-Дону).
Здесь же погребен известный армянский поэт и публицист Рафаэль Габриэлович Патканян(1830 - 1892). Он родился в Нахичевани-на-Дону, преподавал в местной семинарии. Оставил ряд стихотворений и публицистических произведений, опубликованных в армянских газетах и журналах.
Григорий Иванович Шилтян родился в Нахичевани-на -Дону в 1900 году в семье нотариуса. Азы живописи Г. Шилтян постигал в специальной школе художника Чиненова, а затем брал уроки у живописца Ованесова. Покинув родину в годы гражданской войны, он обучался в венской Академии изящных искусств. С 1925 года и до конца своих дней, (ум. в 1985 г.), Г.И. Шилтян жил в Италии. «Творчество Г. И. Шилтяна многогранно: это и портретная живопись, и рисунок, и натюрморты, и пейзажи, и театральная живопись и книжная графика, и церковные росписи».Особенно привлекают его картины «Филателист», «Бродяги», « Навигатор», « Тоска по родине» и др.
Сергей Павлович Чахирян (1909 – 1985 ) покинул родную Нахичевань 17-ти летним юношей. В 1929 году окончил ереванское художественное училище, а в 1939 году - Московский институт усовершенствования художников. Рекомендацию Чахиряну для вступления в Союз художников СССР давал сам М.Сарьян. В апреле 1998 года в филиале областного музея краеведения Сурб Хач работала выставка картин этого удивительного художника. Жители донской земли могли восхититься такими яркими картинами автора, как «Двор моего детства», « С папой на шарабане», «Хутум» и др.
Илья Маргосович Хашкаян (1922 - 1995) родился в селе Большие Салы. Лишь после фронта, в 1946, году он поступил в Ростовское художественное училище им. Грекова, но смог завершить образование лишь после окончания службы в армии в 1956 году. Большое влияние на творчество И. Хашкаяна оказали И.И. Крылов, Н.Н. Дубовский, и, конечно же, М.С. Сарьян. В своих произведениях И. Хашкаян также воспел родную донскую землю. Среди его произведений особое впечатление производят: «Восьмигранник», «Подворье», «Яхт – клуб», «29-я линия», «Перед грозой», и др. В 1992 году с успехом прошла персональная выставка художника.
Но не только живописцами была богата армянская диаспора Дона. Широко известны имена классика армянской литературы Р. Патканяна (1830 - 1892) и философа и демократа М. Налбандяна (1829 - 1866 ).
Выдающимся историком, литератором, театроведом и культурологом был уроженец Нахичевани Алексей Карпович Дживелегов (1875 – 1952 ). Получив начальное образование в Нахичевани, он окончил Ставропольскую гимназию, а затем - историко-филологический факультет Московского университета. Начав свою работу в качестве журналиста ряда периодических изданий столицы, он продолжал заниматься научной деятельностью. Главным объектом его научных интересов была эпоха Возрождения в Италии. Список научных трудов А.К Дживелегова насчитывает несколько десятков монографий и неподдающееся учету количество статей в различных периодических изданиях.
Первым академиком - армянином Императорской Академии Наук был также уроженец Нахичевани - Кероп Петрович Патканов (1833 - 1889), двоюродный брат Р. Патканяна, выдающийся ученый ориенталист, профессор Санкт – Петербургского университета.
Выдающимся ученым литературоведом был уроженец Нахичевани Борис Георгиевич Реизов (1902 - 1981), профессор, зав. кафедрой истории зарубежных литератур ЛГУ, член - корреспондент АН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Родившись в семье известного общественного деятеля Нахичевани, гласного городской думы, врача Георгия Борисовича Реизова, он в 1918 году окончил гимназию, в 1926 году – Северо-Кавказский университет, а в 1930 г. - аспирантуру в Ленинграде. Автор ряда монографий о творчестве Вольтера, Бальзака, Стендаля, Флобера, Гюго, Скотта, К. Гольдони и др.
Уроженцами Нахичевани были известные архитекторы, авторы многочисленных проектов Марк Владимирович Григорян (1900 - 1978) и Оганез Хачатурович Халпахчьян (1907 - 1996) .
Несмотря на то, что непосредственно не родились на донской земле, но по происхождению нахичеванскими армянками были выдающиеся писательницы Мариэтта Шагинян и Нина Берберова.
Известный театровед, профессор ГИТИСА Григорий Нерсесович Бояджиев (1909 - 1974) не только родился в Нахичевани, но и, окончив Северо-Кавказский университет, начинал свою деятельность в Ростове-на-Дону, где заведовал литературной частью драматического театра им.М. Горького.
Список этих имен можно было бы ещё долго продолжать …
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 895;