Горьких пьяниц среди казаков очень мало, но, говоря вообще, казак любит выпить; водка и вино выпиваются при всяком удобном случае и иногда в неимоверном количестве.
В ряду своеобразных казачьих обычаев первое место занимают обычаи свадебные. Свадьбы бывают большей частью осенью, после Покрова. Высмотрев девушку лично или узнавши от сына, какая ему полюбилась, мать жениха отправляется в дом к родителям девушки и ведет дело более или менее тонкими намеками, хотя суть-то дела всем понятна. После этого делается формальное предложение, для чего отец и мать идут в дом уже с женихом. Жениха оставляют в сенях, а старики ведут в комнате беседу о посторонних предметах, пока кто-нибудь из родни девушки не скажет: «Да с чем же вы, сваты милые, приехали, где ваш товар?» Жениха вводят в комнату, и он становиться среди оной, потупив глаза в землю. «Вот наш товар, говорят родители жениха, нравиться ли он вам?.. Если бы к нашему товару да хорошую пару!» Из другой комнаты вводят невесту и становят ее рядом с женихом, а затем спрашивают: «Хороша ли пара?» - «Голова головы стоит», – отвечают те. После этого следует угощение водкой или вином, причем невеста и жених подносят напитки всем присутствующим по очереди, а в заключение откушивают, то есть отпивают понемногу сами и целуются друг с другом. Старики в это время меняются хлебами, в верхней стороне которых вырезаны четырехугольники, наполненные солью. Гулянье после этого обряда, т. е. постоянная выпивка, продолжается иногда целую неделю. Затем сваты, т. е. родители невесты, идут смотреть «попялишша» (пепелище), т. е. будущее жилище своей дочери. Здесь же назначается день, в который нареченные должны быть обвенчаны. Перед отъездом в церковь отец благословляет жениха иконой и говорит ему несколько наставительных слов; этот же обряд повторяется и у невесты. После венчания пируют в доме родителей жениха.
На свадьбу приглашаются обыкновенно все родные, иногда более 50 человек, и свадебный поезд состоит из десяти и более повозок. Специально приглашенный на свадьбу дружко обязан устранять молодых от порчи и дурного глаза и от различных чар колдовства, в которое казаки веруют. Одним из условий для лиц, участвующих в поезде, дружко обыкновенно наставляет не оглядываться назад, дабы молодым не причинить несчастья.
Интересен заимствованный с востока обычай продажи невесты жениху. Маленький брат или другой родственник невесты, вооруженный плетью, рогачом или чем ни попало, требует с жениха «золотую гривну да бутылку водки», грозясь, в противном случае, ударить жениха. Ему, обыкновенно, дают какую-нибудь монету, и тем дело заканчивается.
Заканчивается свадьба своеобразным обычаем «заливания пожара». Гости, приглашенные на свадьбу, собираются в последний раз в доме родителей жениха и изрядно выпивают. Берут затем платок, смоченный в водке, и зажигают его, а после льют воду и разбивают горшок или тарелку.
Хождение духовенства с иконами есть обычай весьма распространенный в пределах области, но самым важным в казачьем быту считается хождение по окончании посева. Носят обыкновенно крест, икону Божией Матери, св. Николая и св. Власия. Молебны служат св. Власию над скотом, св. пророку Науму пред началом учения детей и св. Иоанну-воину - пред выходом казаков на службу. Во время хождения с иконами, теми из жителей, у которых служатся молебны, устраиваются всенародные обеды.
На Дону свято чтится обычай по возвращении казаков со службы приносить с собою в местный храм хоругви, иконы, крест, Евангелие, священный сосуд и т. п. На встречу казаков выходит вся станица с местными властями во главе. Старший урядник рапортует начальству о благополучном возвращении со службы и затем все отправляются в храм, где служится молебен и передается принесенный дар. По возвращении к станичному правлению, служивым предлагается станичная хлеб-соль, и гулянье продолжается иногда довольно продолжительное время.
Обычаи, созданные экономическим строем станичных обществ, используются очень строго и имеют, так сказать, характер местного закона.
Станица заказывает, т. е. воспрещает до известного времени пользоваться лесными плодами: грушами, яблоками и терном. В известный день собирается вся станица, и тогда всякий рвет плодов, сколько может. Такой же обычай в некоторых станицах практикуется и по отношению к рубке леса, но, к сожалению, далеко не везде этот обычай строго выполняется. Напротив, по отношению к дележу сенокоса обычай используется строго. Все домохозяева выезжают в назначенный день, и сенокос делится по равной между всеми, как по качеству, так и по количеству части. Ранее срока никто не смеет начать покос.
Предрассудки и суеверия весьма распространены в казачьем населении области. Исчислить их здесь все не представляется возможным, почему мы и приводим только некоторые, наиболее характерные. Пред новорожденным младенцем, впредь до совершения над ним таинства крещения, горит постоянно восковая свеча для отогнания злого духа. Кто идет в качестве крестных отца или матери к незаконнорожденному дитяти, тот должен предварительно перевязать себя уздою. Во время крещения бросают в купель шарик из воску, в который завернуты волосы ребенка: потонет шарик - дитя умрет скоро, будет плавать - дитя проживет долго. Когда женщина готовиться родить – в доме отворяют все двери. Крик сыча и вой собаки предвещают кому-либо из хозяев дома смерть. Считается большим несчастьем, если заяц перебежит дорогу или перейдет священник. Если священник, пришедший напутствовать больного святыми дарами, положит свою палку – больной умрет, если поставит – больной будет жив.
Веником никого не нужно бить, иначе короста заведется. В понедельник не меняют рубашки и не чешут волос во избежание напасти. В четверг не солят сало, иначе в нем черви заведутся. В пятницу не варят квас, иначе дьявол будет купать в нем новорожденных. Отрезанные ногти носят за пазухой, чтобы было, чем цепляться на том свете при влезании на стеклянную гору. Если в марте не бить блох, они будут кусать. Казаки считают грехом топтать кузнечиков и саранчу, потому, что между ними есть Божий путеводитель. Если истребление производиться по приказанию начальства - грех ложиться на его душу, а не на душу исполнителей.
Масса населения верит в существование колдунов, знахарей, еретиков, т.е. людей, знающихся с нечистою силою. К сожалению, не только темный люд, но и лица более или менее цивилизованные, например, некоторые священники и народные учителя, верят в эту дребедень. Колдуньи могут портить людей, посылать на них, как равно и на скот, разные болезни. Нечистая сила может быть наслана на дом при его постройке, особенно легко портить людей во время свадеб.
Если мать бранит свое дитя непотребными словами и проклинает, то дитя может обратиться в нечистого и исчезнуть. Во время грозы не следует держать около себя собак и кошек, ибо колдун может поймать дьявола, гонимого молниею, и всадить его в одно из этих животных. Простонародные, а отчасти и средний класс, верят в дар колдунов или знахарей прозревать будущее, и особенно в их способность указывать, где находиться похищенное имущество. За эту чудодейственную силу легковерная толпа уплачивает колдунам большие деньги.
Знахари бывают злые и добрые, последние лечат людей и от злого духа, и от различных болезней. В действительности, если лечение производиться с помощью каких-либо растений или минеральных веществ, иногда получается если не совершенное выздоровление, то, по крайней мере, некоторое облегчение болезни, ибо нельзя отрицать того, что знахари подметили лекарственные свойства многих растений. Лечение же наговорною водою, причитаниями, заклинаниями, заговорами есть, конечно, бессмыслица, объясняемая только глубокою верою масс в сверхъестественные силы природы».
Традиционная одежда, костюм и форма донских казаков.
Материальная культура казаков формировалась под влиянием культур народов России, Польши и Литвы, Украины, народов Кавказа и Востока. Это влияние мы можем увидеть в одежде и костюме казаков и казачек, в их поэтапной трансфрмации.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 647;