Починка и украшение церквей. Жертвы на Божий храм.

Починка церквей и украшение их производится на средства, скопленные усердием станичников. Иногда храмы отделываются иждивением отдельных богатых казаков, «усердствующих к храму Божию». Обыкновенно же для этой цели собираются со станичников добровольные приношения - хлеб, жито, полотно и пр. Собранное продается затем с публичного торга. В одних станицах сбор добровольных пожертвований на храм производится самим церковным старостой. Он обходит дворы станичников с книжкой, в которую записывает, что собственно пожертвовано: «кто дает муку, кто денег»... Сбор этот производится осенью, когда у всех есть в изобилии и припасы и деньги. По мере надобности, подобные сборы повторяются до двух, до трех раз в год.

В других местностях сами станичники приносят пожертвования. Так, в ст. Митякинской в воскресенье, около 20 октября, называемое «кормное воскресенье», съезжается много прихожан с жертвами на храм. «До начала литургии, — сообщает очевидец, — прихожанин приносил и ссыпал в ограде перед входом в западные двери церкви по одной мерке пшеницы. По окончании же литургии над ссыпанным хлебом духовенство отслужило благодарственный молебен. Это уже третье воскресенье хлебного сбора, которого оказалось до 400 мер пшеницы. Хлеб продается, и деньги, получаемые за него, употребляются на украшение храма». В ст. Ярыженской внутри церковной ограды поставлен столб. Приходя в воскресенье к обедне, казаки приносят с собой «жертву» - барана, гуся, курицу, а иные - даже корову или быка. Никто обыкновенно не знает, от кого приношение. По окончании литургии выходит церковный староста и, увидав приношение, предлагает прихожанам купить его и станичники «часто по усердию дают больше настоящей цены». Деньги, полученные от продажи принесенного, употребляются на украшение храма. Подобные приношения бывают по воскресеньям и праздникам в течение круглого года.

В ст.Аннинской 14 августа 1883 года ставили на главы храма и колокольни новые кресты. Оба креста, заново позолоченные, были перед обедней выставлены при входе в западные двери церкви. Рядом с крестами поставлен был стол. Проходя мимо, казаки и казачки прежде, чем войти в церковь, клали на стол свои приношения: кто кусок холста, кто нитки, кто платок, рушник, восковую свечу, деньги (медные и серебряные), курицу и т.п. По окончании обедни вышел из храма священник в полном облачении и окропил кресты святой водой. После этого казаки начали обматывать кресты жертвенным холстом, рушниками, ситцевыми платками и нитками. Когда, наконец, оба креста плотно были окутаны, к ним привязали веревки и стали осторожно поднимать на верх. Некоторые из присутствовавших прихожан творили крестное знамение, говоря: «Господи благослови»... Когда кресты были подняты на купола, то находившиеся там рабочие сняли опять все навязанное на кресты и затем водрузили их. Все пожертвованное станичниками в этот день поступило в пользу четырех рабочих, поправлявших крышу и ставивших кресты. Обыкновенно, - как пояснили мне казаки, - из пожертвованного в подобных случаях рабочие получают только 1/3 или ½, остальная же часть идет на храм. Но, на этот раз распорядились иначе, потому что повздорили с попом.

Иногда, в случае крупной починки в храме и при недостаточности добровольных пожертвований, казаки постанавливают приговор на сходе - сделать сбор и т.д. с каждого станичника. В Аннинской ст. мне сообщали, что деньги в подобных случаях взимают с души мужского, равно как и женского пола, так как «церковь всякой душе нужна: в ней крестился, в ней и отпет»... В Евтеревской ст. общество сдавало часть станичной земли в аренду, чтобы на вырученные деньги отстроить церковь. В Аксайской ст. также станичный сбор «предложил лучшую сотню травы не пускать в дележ, а отдать с торгов желающим, и деньги обратить на церковь. Предложение это было принято очень сочувственно громадным большинством станичников, но, к сожалению, явились и такие, которым предложение это пришлось не по сердцу. Они возбудили спор, длившийся более двух часов. В рядах недовольных преимущественно были местные кулаки, скупающие у бедняков травяные паи за бесценок. Им очень хотелось заполучить в свои руки самую лучшую траву путем покупки паев у отдельных казаков. Думали - гадали станичники, и пришли к заключению: поставить церковь на ряду со всеми лицами, имеющими право на пай, и решить дело жребием. К счастию, на долю церкви досталась прекрасная сотня паев, давшая около 500 руб., доходу».








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 591;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.