Религиозными языческими традициями славян, приносив­ших жертвы богам самым дорогим — хлебом и мясом.

Славяне высевали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо. Из огородных культур возделывали: репу, морковь, лук, капусту, го­рох. Для изготовления тканей сеяли лен и коноплю.

Разница природно-климатических условий обусловливала су­ществование двух систем земледелия у восточных славян:

- в лес­ной полосе — подсечно-огневая,

- в лесостепной — переложная.

По мере распашки земель, пригодных для выращивания урожая, и улучшения орудий труда (появление деревянного плуга с желез­ным лемехом) в южных районах к VIII в. начало распространять­ся пашенное земледелие.

Одновременно славяне занимались оседлым скотоводством. Они разводили домашних животных (лошадей, коров, овец, сви­ней) и птиц (кур, гусей, уток).

Охота, рыболовство, бортничество (добывание меда диких пчел), собирание грибов, ягод и других даров леса имели подсобное значение.

Потребности домашнего хозяйства и обороны от врагов вы­зывали необходимость создания ремесленных изделий — пред­метов быта, одежды, орудий труда и оружия. Однако ремесла: кузнечное, литейное, гончарное, ювелирное, ручное ткачество —

в VI-VII вв. еще не отделились от земледелия.

К VIII-IX вв. улучшение техники землепользования и совер­шенствование орудий труда позволяло собирать больший уро­жай. Теперь определенная часть соплеменников могла сосредо­точить свои усилия на изготовлении ремесленных изделий в от­рыве от сельскохозяйственных работ — постепенно ремесло отделялось от сельского хозяйства. Некоторые ремесленники (особенно кузнецы и литейщики) селились отдельно, образовы­вая городища (погосты) - центры небольших округов. Из центров, в которых население обменивало сельскохозяйственные продук­ты на ремесленные изделия, возникали города — Киев, Новго­род, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск — не менее 24, по подсчетам историков.

Отделение ремесла от сельского хозяйства и выгодное тран­зитное положение на торговом пути «из варяг в греки» вызвало появление отношений обмена и торговли, несмотря на в целом натуральный характер хозяйства, обусловленный низким уров­нем производительных сил. В качестве эквивалента обмена у славян появились сначала кожаные (куны, резаны), а потом и серебряные деньги (гривны). Археологи находят клады византий­ских и арабских монет — свидетельство торговых связей славян. Торговали в основном продуктами промыслов — мехами, вос­ком, медом, а также осуществляли транзитные торговые опера­ции, соединяя северные народы Балтийского региона с южными на Балканах и в Прикаспии (по волжскому пути).

В основе религии восточных славян лежало язычество — они обожествляли силы природы. Окружающий мир, по их мнению, был населен злыми и добрыми духами — упырями, русалками, лешими, домовыми и т. п. В поклонении предкам славяне искали защиту, поэтому так распространен был культ Рода и Рожаницы — бога и богини плодородия. Каждое племя имело свое название для богов, «заведовавших» разными силами природы и «отвечав­ших» за само существование славян. У полян:

- бог неба — Сварог;

- бог солнца и животворящих сил природы — Даждьбог

(у других племен — Ярило, Хорос);

- бог ветра — Стрибог;

- бог грозы (грома, молнии) и войны (оружия) — Перун;

- покровитель скота — Велес;

- покровительница женщин и домашнего очага — Макошь.

Язычество — религия многобожия — полностью соответство­вало демократическому состоянию славянского общества.

Основу социального устройства восточных славян в древности составляла родовая община — объединение кровных родственни­ков, совместно владеющих занимаемой территорией (земля под пашню, луга, лесные и речные угодья) и совместно (на равных) решающих важнейшие вопросы на общих сходах — вече.

Успехи в развитии хозяйства: постепенная смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную, появле­ние усовершенствованных орудий труда, отделение ремесла от сельского хозяйства — все это привело к изменениям в социаль­ной структуре славянского общества.

Новые черты в социальном устройстве:

— формирование соседской (территориальной) общины — мир или вервь — в результате захвата отдельными семьями участков общинной земли и появление специальных межевых знаков — знамен, обозначавших принадлежность данного участка земли определенной семье;

— возникновение частной (семейной) собственности на пахот­ную землю вместо общинной (луговые, лесные и речные угодья оставались в общественной собственности — остаток родоплеменного строя);

— постепенное складывание имущественного и социального не­равенства — свидетельство разложения родоплеменного строя;

— изменение социальной структуры: из обогатившейся (за­хват земли, военные походы) родоплеменной знати формирова­лось боярство — новый социальный слой, выделившийся из об­щины и владевший вотчинами (отчинами) — наследственными земельными владениями; для защиты от внешних врагов свобод­ные общинники выбирали военных предводителей — князей, но постепенно их власть из выборной превращалась в наследствен­ную и постоянную; отправляя суд и возглавляя религиозные культы, князья опирались на дружину — постоянную, професси­ональную военную силу.

Остатки родоплеменного строя:

— личная свобода всех общинников;

— народное ополчение;

— вечевой порядок решения важнейших общественных воп­росов.

Сосуществование новых и старых черт общественного устрой­ства создавало переходную стадию от первобытно-общинного, родоплеменного строя к классовому — период военной демокра­тии. У восточнославянских племен он совпал с VI—VIII вв. В это время складывались предпосылки для формирования государст­венности:

— успехи хозяйственного развития;

— социальные изменения;

— политические условия — межплеменные столкновения из-за стремления князей и знати к обогащению;

— желание установить контроль над торговым путем «из варяг в греки»;

— опасность набегов со стороны соседей с севера, востока и юга. Об объединениях славян на пути к государственности извест­но из разных источников:

— летописи содержат информацию о князе Кие (правил вмес­те с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью частью вос­точных славян, живших в конце V — начале VI в. в среднем тече­нии Днепра) и старейшине Гостомысле (возглавлял объединение славян в районе Новгорода);

— византийские авторы сообщают о державе волынян — союз­нице Византии в конце

VI- начале VII в.;

— арабский путешественник Ибн-Хакуль в X в. писал о трех крупных племенных объединениях: - Куяба — в среднем течении Днепра;

- Славия — около оз. Ильмень с центром в Новгороде;

- Артания — возможно, располагалась в районе Чернигова, Рязани и

Тмутаракани.

Б. А. Рыбаков, историк и археолог XX в., предположил, что в начале IX в. из племенных союзов полян и северян образо­валось сильное политическое объединение Русь. Этим именем в последующие века стало называться государство, созданное в IX—X вв. на территории Восточной Европы.

Выводы:

1) Восточные славяне в VI—VIII вв. представляли собой земледельческие племена.

2) Они находились на стадии разложения родоплеменного строя.

3) В недрах их общественного устройства — военная демократия — постепенно складывались предпосылки для образования государ­ственности, т. е. новой, более высокой формы социально-поли­тического объединения.

 








Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 563;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.