Отразил набег печенегов.
Однако борьба Святослава с Византией окончилась для него неудачей. В 971 г. его дружину окружило 100-тысячное византийское войско в крепости Доростол. С трудом князю удалось избежать полного разгрома. Он был вынужден заключить с Византией договор о ненападении и вернуть ей завоеванные на Дунае земли. Погиб Святослав с дружиной под ударом печенегов, устроивших засаду в районе днепровских порогов.
В междоусобной борьбе сыновей Святослава — Ярополка, Олега и Владимира — победил Владимир (980-1015) - значительно расширил территорию государства, включив:
- Карпатские горы (Волынь и Галиция);
- земли по р. Западный Буг вплоть до границы с Польшей;
- на юге организовал оборонительную систему крепостей для защиты от набегов печенегов.
Особая забота князя — укрепление государственного административного аппарата. Во всех крупных центрах управление было передано в руки его сыновей и лично преданных «старших» дружинников.
В 988 г. при Владимире было введено христианство как государственная религия. Это стало второй общегосударственной реформой, имевшей идейно-политический характер. Языческая религия многобожия (тем более что каждый племенной союз имел своих богов) не соответствовала новому статусу государства, объединившего всех восточных славян. Принятие монотеистической христианской религии укрепляло государственную власть и территориальное единство Руси. Повсеместное распространение христианства и изгнание символов языческой религии растянулось на долгие годы, так как население в отдаленных районах не желало расставаться со своими богами и покровителями. Насильственное крещение вызывало восстания (например, в Суздале в 1024 г.).
Во главе Русской Православной Церкви был поставлен Киевский митрополит, подчинявшийся Константинопольскому патриарху. Во внутренние области страны посылали епископов, которым подчинялись священники местных приходов. Для обеспечения финансовой стороны была введена церковная десятина — десятая часть дани, отдававшаяся в пользу церкви.
Приняв христианство, Русь встала в один ряд с другими христианскими странами Европы, приобщилась к традициям и наследию византийской и античной культуры.
Религиозная реформа имела не только внутреннее идеологическое значение, но и международное, способствовавшее укреплению престижа Древнерусского государства.
Междоусобица после смерти Владимира закончилась победой его сына Ярослава, получившего за продуманную государственную политику прозвище Мудрый.
Правление Ярослава (1019-1054):
— разгромил печенегов, набеги которых на Русь прекратились;
— закрепил русские позиции в Прибалтике походом на прибалтийскую чудь;
— расширил международные связи Киевской Руси (жена Ярослава — шведская принцесса; дочери — замужем за французским, венгерским и норвежским королями; сестра стала польской королевой, а внучка — женой германского императора; сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (в дальнейшем сын Всеволода Владимир получил прозвище Мономах);
— укрепил самостоятельность Русской Православной Церкви — поставил Киевским митрополитом Иллариона, русского по происхождению государственного деятеля;
— провел третью общегосударственную реформу — начал составление свода законов — «Русской Правды» — важнейшего государственного и юридического документа, отразившего многие нюансы социального устройства Киевской Руси. (При Ярославе были написаны первые 17 статей — «Правда Ярослава», «Древнейшая Правда», остальные приняты после смерти князя.)
Составление «Русской Правды» вызывалось сложными социальными процессами периода оформления и укрепления государственности. Требовалось письменное закрепление юридических норм, регулировавших отношения свободных людей. «Русская Правда» опиралась на так называемое обычное право — неписаные правила, неоднократно и традиционно применявшиеся при вынесении судебного решения, основанием которого служил прецедент (случившееся ранее похожее событие) или ссылка на древность.
«Правда Ярослава» ограничила существовавший обычай кровной мести. Теперь на нее имел право не весь род убитого, а только ближайшие родственники. Сохранение в законе права на кровную месть свидетельствовало о живучести остатков родоплеменного строя. Ограничение этого права показывало, что государство достаточно окрепло, чтобы вмешиваться в дела родов.
Умирая, Ярослав Мудрый призывал сыновей: Изяслава (1054- 1078), Святослава (ум. в 1076 г.) и Всеволода (1078—1093) — жить в мире и во всем слушаться старшего брата. Однако личные амбиции князей, стремление к обогащению, сложность династических расчетов при лествичной системе наследования власти — привели к военным столкновениям.
Ремесленное население ряда городов было недовольно междоусобиями и политикой Ярославичей. В конце 60 — начале 70-х гг. XI в. в Киеве, Ростове, Новгороде возникли массовые восстания. В ответ князья и бояре потребовали изменения законодательства для усиления защиты жизни и собственности феодалов.
«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и увеличила разницу в плате за убийство разных категорий населения:
- жизнь старших дружинников, огнищан и княжеских приближенных оценивалась в 80 гривен;
- за убийство свободного мужа штраф составлял 40 гривен;
- за смерда и за раба — 5 гривен.
В XI в. социальное неравенство было законодательно закреплено. Это означало изживание первобытного равенства и свидетельствовало о готовности государства защищать интересы господствующего класса.
Внутренняя политика наследника Всеволода Святополка II Изяславича (1093—1113) привела к взрыву народного недовольства в 1113 г. в Киеве. Бояре призвали на помощь Владимира Всеволодовича Мономаха (1113—1125). Он быстро подавил восстание, но был вынужден внести изменения в свод законов, чтобы удовлетворить требования народа.
«Устав Владимира Мономаха» — ещё одна часть «Русской Правды»:
— упорядочена деятельность ростовщиков — запрещалось взимать с должников запредельные проценты;
— улучшено правовое положение купечества;
— определены условия, при которых свободный человек мог попасть в холопство;
— закупы защищены от превращения в «обельных» (полных) холопов, их не разрешалось подвергать телесным наказаниям (кроме как «за дело»).
Владимиру Мономаху удалось приостановить намечавшийся распад Древнерусского государства и укрепить его международный престиж. Внук византийского императора, он был женат на английской принцессе. С его именем связывают появление на Руси шапки Мономаха — короны русских царей и символа идеи преемственности высшей княжеской власти от византийских императоров. Его перу принадлежало нравоучительное «Поучение» своим детям. Он был первым критиком и редактором летописи Нестора «Повесть временных лет»; по его инициативе этот труд был передан игумену Сильвестру для переделки в соответствии с указаниями великого князя.
Сын Владимира Мономаха Мстислав I Великий (1125-1132) получил великокняжеский престол по новому принципу наследования — как отчину. Его попытки сохранить единство русских земель большого успеха не имели, так как кровно-родственные связи князей были уже недостаточны для этого.
Выводы:
Государство Русь являлось раннефеодальной монархией. В его истории выделялись три периода:
1) IX — середина X в. — время первых киевских князей, когда начали складываться территория государства и аппарат управления, а в социальном строе еще сильны были традиции родоплеменного общества.
2) вторая половина X — первая половина XI в. — время расцвета Киевской Руси, когда были защищены ее границы от набегов кочевников, сложились стройная система управления и единое налоговое обложение, была введена единая религия — православие.
3) вторая половина XI — начало XII в. — время, когда обозначились первые признаки перехода к территориально-политическому раздроблению наследия великих киевских князей.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 1317;