Попытки к соединению Церквей.
Замечания. После 1054 г отношения между Западной и Восточной частями Церкви установились напряженные, чему, с одной стороны, способствовали крестовые походы, с другой - догматические нововведения на Западе.
Латиняне смотрели на греков как на схизматиков. Но, не смотря на это, предпринимались попытки к соединению церквей, так как папы надеялись распространить свое влияние на Востоке. Греки, находясь в плачевном положении (империя страдала от нападения многочисленных врагов), желали заключить с кем нибудь взаимовыгодный договор. Папы были самой выгодной фигурой, так как имели большой вес в европейской политике, но интересовало только предательство православия.
Эти причины побуждали греков к переговорам и заключению унии. Но при достижении договоренности, вопрос о соединении отходил на задний план. Также, попытки соединиться предпринимались отдельными лицами, инициативу которых верующий народ не поддерживал.
Лионская уния (1274 г.). В 1261 г пала латинская империя в Константинополе. Никейский император Михаил Палеолог (1259 - 1282 гг.) отвоевал Константинополь и восстановил империю. Латинский византийский император Балдуин II просил на Западе военной помощи. Папа Урбан IV отлучил генуэзцев и стал готовить новый крестовый поход на Константинополь. Карл Анжуйский, тесть Балдуина, тоже желал отвоевать Константинополь. В это время отдельные болгарские князья, некогда подчинявшиеся латинской империи тоже выступили против Михаила Палеолога, который незаконно вступил на престол, ослепив Иоанна, малолетнего сына императора Феодора II Ласкариса. Против этого насилия восстал патриарх Арсений и отлучил императора, который низложил и отправил в ссылку патриарха. Новый патриарх Герман из-за ропота оставил кафедру. После него патриархом стал Иосиф, который снял отлучение. Это повлекло разделение народа на сторонников Арсения и Иосифа. Стали появляться Лже-Иоанны Ласкарисы, одного из которых провозгласили царем. В 1261 году Михаилу пришлось обратиться к папе Урбану IV и Клименту IV, за помощью против Карла Анжуйского, предложив соединить церкви. Папы недоверяпи Палеологу и эти попытки не имели успеха.
Только при папе Григории Х переговоры были успешнее. Он похвалил намерения Михаила и приглашал на Лионский собор в 1274 г. Условия соединения: Символ Веры с «Филиокве» и признание примата папы. Палеголог согласился. Легатов приняли внимательно, но патриарх Иосиф был против. Михаил стал уговаривать патриарха и народ, представляя условия не такими серьезными: поминать папу не противоречит обычаям Восточной Церкви, признавать его братом не унизительно, а право апелляции не будет удовлетворяться из-за дальности расстояния, о «Филиокве» он умолчал. Патриарх и народ были против, а Великий хартофилакс Иоанн Векк высказал императору, что латиняне тайные еретики, из-за этого император отправил его в тюрьму. Позднее, заметив его незаурядные способности, император стал привлекать Иоанна Векка на сторону унии и он стал поборником унии.
На посольство папы Михаил обещал прислать уполномоченных на Лионский собор. Но Константинопольский патриарх Иосиф, разослал к восточным патриархам окружное послание против унии. Император предложил патриарху удалиться на время заключения унии в монастырь. Если же она не удастся, он займет свое место опять.
Михаил Палеолог отправил на собор посольство, среди которых были бывший патриарх Герман и великий логофет Георгий Акрополит, с грамотой от греческого духовенства к папе. Папа хорошо принял их в Лионе и четвертое заседание специально посвятил соединению церквей. Но прений о вере не было, так как папа объявил, что греки добровольно подчиняются Риму, прочитав письма Михаила Палеолога и Андроника, и грамоту греческого духовенства. Письма были пронизаны покорностью папе, только император просил оставить «Символ веры» без filioque. Потом Григорий Акрополит поклялся, что отрицается всякого отделения и обещает сохранять единство веры и признавать главенство папы. Клятву повторило духовенство посольства. В заключении пропели «Тебе Бога хвалим» и «Символ веры» с fllioque.
Уния состоялась. Греки вернулись домой вместе с папскими легатами. Император тут же заключил мир с Карлом Анжуйским. Осталось ввести то, что приняли. Император, по прибытии послов, объявил унию свершившимся фактом. Иосифа низложили и заменили Иоанном Векком. А папу Григория Х с этого момента в Константинополе начали поминать, как «великого архиерея апостольской церкви и вселенского папу». Но народ ничего подобного не желал слышать. Он проклинал униатов и считал за скверну прикосновение к ним и разговоры с ними. Император после уговоров стал насильно проводить унию: заключая, ссылая, ослепляя, отсекая руки. Этому подвергалось прежде всего духовенство и их родственники. Патриарх Иоанн Векк писал сочинения в защиту унии.
О провале унии узнали в Риме и начиная с папы Николая III стали требовать реальных результатов. Для этого присылали своих легатов. Положение императора было трудным. Легатов он успокоил грамотой, составленной от имени греческого духовенства. В ней излагалось учение римской церкви. Подписи подделали. Потом, император показал тюрьмы с противниками унии. Двоих он даже отослал на суд к папе, правда их отпустили. Так он успокоил Николая III и заключил с ним союз против Карла Анжуйского.
В 1281 г. папой стал Мартин IV. Зная истинное положение, папа отослал домой послов, а самого императора отлучил. В ответ Палеолог перестал поминать папу во всех константинопольских церквах, при этом не уничтожив унию. Карл Анжуйский потерпел поражение Из-за этого в 1282 г. папа опять отлучил византийского императора, который тогда же умер. Вместе императором Михаилом Палеологом скончалась и уния.
Андроник II (1283 - 1328 г.) был против унии. В 1283 г. созвали собор в Константинополе, по поводу filioque. Униатов преследовали, в том числе и патриарха Векка, которого заключили в тюрьму. Униатские церкви освящались заново.
Флорентийская уния (1438 - 1439 гг.). В начале XV века империю теснили турки, императоры Иоанн V Палеолог и Мануил II Палеолог искали помощи на Западе.
Иоанн VI Палеолог (1425 -1448 гг.) вступил в переговоры с папой Евгением IV, который согласился на соединение. Для этого был необходим вселенский собор. На нем предполагалось участие вместе с представителями западной и восточной церкви, светских государей. Собор назначили в Ферраре. Проезд и содержание было за счет папы.
В конце 1437 г. Иоанн Палеолог и патриарх Иосиф, уполномоченные восточных патриархов и других греческих епископов поехали в Феррару. Там же был русский митрополит Исидор, грек и тайный униат. Сначала Иосиф должен был поцеловать тапочку папы, но после отказа, папа не настаивал.
Собор предваряли частные совещания, где со стороны греков особо заметен был Марк, митрополит Ефесский - представитель Иерусалимского патриарха и Виссарион никейский.
Не дождавшись приезда государей, 8 октября 1438 г. собор был открыт.
Споры сводились к вопросу filioque, чему посвятили 15 заседаний. Восточные отцы обращали внимание на канонический момент, а западные расценивали это как раскрытие уже находящегося в Символе веры. Из-за неуступчивости греков папа стал оказывать материальное давление. Появилась чума, из-за собор перенесли в 1439 г. во Флоренцию. Там тоже вопрос о filioque был насущным. Латиняне стали раскрывать вопрос с догматической точки зрения. Император стал принуждать к унии. Виссарион Никейский признал равенство «от Сына» и «через Сына». Иоанн Палеолог составляет исповедание веры, где утверждается исхождения Духа от Отца, как и от Сына. Марк протестовал. Латиняне не соглашались с этими полумерами. Восточные отцы из-за силового давления императора признали главенство папы. С восточными обрядами латиняне согласились. Под конец составили «Акт соединения церквей», с filioque и приамтом папы. Документ подписали все кроме Марка Ефесского и Иосифа, который умер.
Акт прочитали в соборе на латинском и греческом языках. Греки отправились домой на латинских кораблях. Но в Константинополе недавние епископы униаты стали против унии, объясняя предательство принуждением. Город поддержал. Вокруг фигуры Марка Ефесского объединились противники унии. Восточные патриархи были против унии и составили в 1443 г. собор в Константинополе где отлучили униатов. Несмотря на то, что император ставил на константинопольский престол униатов Митрофана Кизикского и Григория Мамму, он не получил с запада помощи. В 1448 г. император умер не осуществив свои мечты. Его преемник и восточные патриархи в 1450 году в Константинополе осудили унию и низвергли Григорию Мамму, избрав на его место Афанасия.
После падения Константинополя все попытки унии стали не актуальны.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1310;