Постепенный упадок папского могущества.
Замечание. В борьбе с Гогенштауфенами папство одержало верх, но это была Пиррова победа, так как с этого началось падение папского престола.
Карл Анжуйский претендует на место германских императоров в Италии. Поэтому папа Николай III заключает против него союзы с германскими и византийскими императорами. Перед смертью папа организует восстание в Сицилии (т.н. «Сицилийская вечерня»). После смерти Николая III, в 1281 г., Карл на папский престол провел преданного ему Мартина IV (1281 -1285 г,).
В это время король Филипп Красивый (1285 - 1314 г.) вел войну с английским королем Эдуардом I. Папа Бонифаций (1294 - 1303 г.) предлагает посреднические услуги. Филипп их отверг и обложил еще большими налогами французское духовенство.
В 1296 г. папа издает буллу, где не называя кроля по имени, отлучает мирян, собирающих подати с духовенства и духовенство платящее налоги. Филипп, в свою очередь запретил вывозить драгоценные металлы. Тогда папа разъясняет, что булла не запрещает добровольные пожертвования. Король принимает посредничество папы. Когда же Бонифаций перешел на сторону английского короля, между ними вновь возобновился раздор.
В 1301 г. папа отправил легатом к королю французского епископа, которого за дерзость при объяснениях арестовали. Папа пишет два письма, одно гневное, в другом он приглашает короля и французское духовенство в Рим, или посланников для объяснений по делам Франции. Филипп все это сжег и в письменной форме грубо объяснил, что он не подчинен никому. В 1302 г. он созвал депутатов из всех сословий, высказывавшихся тоже против папы. Бонифаций же созывает собор в Риме и выпускает буллу «Unam sanctam»: Христос вручил церкви два меча, символ двух властей - духовной и светской. И та, и другая власть установлены на пользу церкви. Духовная власть находится в руках папы, а светская в руках королей. Духовная власть выше власти светской, как душа выше тела, и поэтому, как тело находится в подчинении у души, так и светская власть должна находиться в подчинении у духовной. Только при этом подчинении светская власть может с пользой служить церкви. В случае злоупотреблений светской власти она должна быть судима властью духовной; духовная же власть ни от кого не судится. Отделять светскую власть от духовной и признавать ее самостоятельной значит вводить дуалистическую ересь - манихейство; напротив, признавать за папой всю полноту духовной и светской власти, значит признавать необходимый догмат веры.[4]
Король Филипп созвал государственных чиновников, где Вильгельм Ногаре предложил арестовать папу. В 1308 г. Бонифаций проклял короля, а на Францию наложил интердикт. На третьем собрании юристы обвинили папу в симонии и волшебстве, поэтому требовали вселенского собора в Лионе для суда над папой. Вильгельм Ногаре должен был арестовать его и представить на суд. Бонифаций принял Вильгельма Ногаре и кардинала Колонна в городке Ананьи в полном облачении, где они и арестовали его. Через три дня жители Ананьи его освободили, но он сошел с ума и умер в 1303 г.
Преемником Бонифация был папа Бенедикт XI, который стал примиряться с Францией, но через 8 месяцев умер. Коллегия кардиналов при выборе разделились на сторонников Бонифация (за итальянца на престоле) и профранцузских. Выбрали архиепископа Бордоского Бертрана (Климент V) (1305 - 1314 г.) Филипп обязал его уничтожить все распоряжения Бонифация, осудить его и запретить тамплиеров. В 1309 г. Климент из-за боязни остался во Франции в Авиньоне и вызвал туда кардиналов.
В Авиньоне папы находились около 70-ти лет (1309 - 1377 гг.) – в истории это известно, авиньонское пленение. Из-за этого они были в полной зависимости от французов. Вели развращенную жизнь. Осуществляли не удачные попытки к всемирному господству. Но против папы выступила Германия. В 1338 г. германский император Людовик Баварский, герцоги и курфюрсты торжественно засвидетельствовали независимость духовной власти от светской. При избрании императора они решили обходиться без папского утверждения.
В 1356 г. была выпущена «Золотая булла» императора Карла IV, Англия благодаря пленению пап освободилась от их влияния. При Эдуарде III (1327 - 1377 г.) отменили ленные отношения и апелляции в Рим. В папской области папа был хозяином только по форме, но его наместники не играли ни какой роли.
В 1377 г. папа Григорий XI (1370 - 1378 гг.) перенес папский престол в Рим. С его смертью в Западной церкви начался так называемый «великий раскол». Большинство курии были французы, хотевшие видеть на престоле своего соплеменника, итальянцы требовали - римлянина. Выбрали Урбана VI (1379-1389 г.), который стал исправлять нравы, в том числе и кардиналов. Французы захватили ценности, убежали, выбрав антипапу Климента VII (1379 -1394 гг.) с резиденцией в Авиньоне. Его признали Франция, Неаполь и Испания. Урбана – все остальные.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 694;