Известные патриархи этого времени.
Замечание. Из-за захвата восточных патриархатов арабами, турками и крестоносцами, жизнь и подвиги многих патриархов остались в безызвестности для нас, так как в время не были зафиксированы. Поэтому предлагаемый ниже список патриархов весьма скуден и указывает лишь те имена, сведения о которых до нас дошли.
Константинопольский патриархат.
XI в. Николай Грамматик, любивший просвещение, снискавший народную любовь.
XII в. Михаил Каракуа, благочестивый.
Козьма Аттик - благотворитель, человек святой жизни.
Михаил Анхиалий - борец с латинянами.
Феодосий.
XIII в. Арсений - аскет высокой жизни.
Афанасий - отшельник и ревнитель нравов клира.
XIV в. Иоанн Гликис.
Александрийский патриархат.
XII - XIII вв. Николай I, переписывавшийся с папой Иннокентием III, относительно помощи крестоносцев в освобождении Египта от турок.
Николай II, сторонник Арсения константинопольского и бывший на соборе его осудившем,
Афанасий III.
XV в. Филофей - противник Флорентийской унии.
Иерусалимский патриархат.
Около XIV в. Лазарь, пострадавший от турок в Египте.
XV в. Иоаким - осудивший Флорентийскую унию.
Имущество Церкви. Содержание духовенства.
Замечание. Из-за политической ситуации имущество Церкви сокращалось. Во-первых, сами императоры, во-вторых, завоеватели.
1. Императоров привлекали: а. Собственность:
В Х в. император Никифор Фока отобрал некоторые церковные земли и запретил передачу земель по завещанию.
В XI в. Исаак Комнин, которому противодействовал патриарх Михаил Керуларий.
В XII в. Мануил Комнин повторил закон Никифора Фоки.
б. Богослужебные драгоценные сосуды:
Алексей Комнин для войны с Робертом Гюискаром изъял оклады, несмотря на недовольство народа.
Исаак Ангел пользовался священными сосудами за столом. Из окладов делал ожерелья и цепи. Ризницей расплатился за четвертый крестовый поход.
2. В бытность латинской империи все имущество захватили латиняне.
После 1261 года имущество вернули церкви: имп. Михаил Палеолог даровал церкви доходы, приписал села церквям и отдельным священнослужителям.
В остальных восточных патриархатах после латинян имущество перешло туркам, кроме самих зданий церквей, которые грабили и разрушали. Из-за постоянного имущественного притеснения доходы духовенства сокращались. Константинопольская церковь была почти полностью лишена недвижимого имущества. Доходов чуть хватало на содержание патриарха и клира. В XIV в. при патриархе Гликисе такое печальное положение обсуждалось на синоде. В 1324 г. решили обложить епархии ежегодными податями.
Поэтому, единственный источник доходов требы и пожертвования. В Великой Церкви сбором занимался великий скевофилакс. Доходы каждый месяц делились между клириками. Духовенство первой пятерицы и протопопы (из 6) получали двойную часть; второй пятерицы - полторы; третьей - одну с четвертью, другие по одной.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 692;