Познание и практика

Значение практики для познавательного процесса, для
выработки и развития научного и других форм знания под-
черкивали многие философы разных ориентации. Следует
прежде всего отметить, что понятие «практика» выража-
лось через достаточно широкий спектр терминов. Среди
них—«действие», «деятельная жизнь», «опыт» («опытжиз-
ненного мира», «опыт повседневной жизни» и др.), «физи-
ческая жизнь», «опыт в целом» и т. п.

Гегель, как уже говорилось, высказал глубокую идею о
том, что если в своих целях человек подчинен внешней при-
роде, то в своих орудиях он господствует над ней. А это
есть не что иное как деятельность, труд (хотя и «абстракт-
но-духовный»), в процессе которого человек и познает ок-
ружающий его мир. Практика («добро», «воля», «практи-
ческая идея») —одна из основных категорий гегелевской
диалектики как Логики и теории познания.

Проблема взаимосвязи теории, знания (в том числе и
философского) и практики — одна из важнейших в работах
Чернышевского. Он считал недопустимым отождествлять
такие феномены как «теоретическая сфера» («мысленная
жизнь», «жизнь мысли») и «практическая сфера» («реаль-
ная жизнь», «жизнь действия») при всей их тесной связи
между собой. Возникая на основе практики, теория, по мне-
нию русского философа, имеет очень сильное влияние на
нее. Причем каждая форма знания оказывает влияние на
жизнь, но специфически. Служить практическим целям
должны, в частности, и философские знания.

Целый ряд интересных мыслен о взаимосвязи знания


(мышления) и «практической жизни», о необходимости
«практизацнп» философии и др. высказал Вл. Соловьев.
Он считал, что человек прежде всего должен жить, а для
этого необходим «материальный, экономический труд»,
обеспечивающий его существование и являющийся основой
всех других форм деятельности — в т. ч. познавательной,
теоретической и др. Содержание знания, по Соловьеву, не
может оставаться только в теоретической сфере, оно долж-
но практически осуществляться. И хотя жизнь и знание
единосущны и нераздельны, их нельзя отождествлять, ибо
всегда сохраняются различия практического и теоретиче-
ского отношения к предмету. Это два особых способа суще-
ствования и деятельности.

Что касается философии, то ее субъект, согласно Со-
ловьеу, должен быть не только познающим, но и «хотя-
щим», «волящнм», активно действующим. Более того, по-
следняя ипостась субъекта необходимо является определяю-
щей. Собственная же сущность субъекта, по мнению
русского философа, есть его самоутверждение («воля»,
«хотение»). Именно здесь корень всей субъективной жиз-
ни, не исключая и познания, так как разум есть только
«орудие для хотения», т. е. для практической, обществен-
ной жизни.

Роль практики в процессе познания обсуждается и в со-
временной философии. Так, К. Поппер указывает на недо-
пустимость разрушения единства теории и практики или
(как это делает мистицизм) ее замены созданием мифов. Он
подчеркивает, что практика — не враг теоретического зна-
ния, а «наиболее значимый стимул-к нему». Хотя опреде-
ленная доля равнодушия к ней, отмечает Поппер, возможно
и приличествует ученому, существует множество примеров,
которые показывают, что для него подобное равнодушие не
всегда плодотворно. Однако для ученого существенно со-
хранить контакт с реальностью, с практикой, поскольку
тот, кто ее презирает, расплачивается за это тем, что неиз-
бежно впадает в схоластику.

Категория практики, активной чувственно-предметной
деятельности людей, направленной на изменение реальной
действительности, стала центральной категорией диалектн-
ко-материалистической философии в целом и ее гносеоло-
гии, в частности (о чем также было сказано). С введением
практики в теорию познания было установлено, что человек
познает реальный мир не потому, что предметы и явления
этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а по-
тому, что он сам активно целенаправленно воздействует на


окружающую его действительность и в ходе ее изменения
познает ее. Это специфически человеческая форма деятель-
ности, осуществляющаяся всегда в определенном социо-
культурном контексте.

В процессе практики человек создает новую реаль-
ность — мир материальной и духовной культуры, новые ус-
ловия своего существования, которые не даны ему приро-
дой в готовом виде («вторая природа»). Практика и позна-
ние — две взаимосвязанные стороны единого исторического
процесса, по решающую роль здесь играет практическая де-
ятельность. Это целостная система совокупной материаль-
ной деятельности человечества во всем его историческом
развитии. Ее законами являются законы самого реального
мира, который преобразуется в этом процессе.

Важнейшие формы практики: материальное производ-
ство (труд), преобразование природы, естественного бытия
людей; социальное действие — преобразование обществен-
ного бытия, изменение существующих социальных отноше-
ний определенными «массовыми силами» (революции, ре-
формы, войны, преобразование тех пли иных социальных
структур и т. п.); научный эксперимент — активная (в отли-
чие от наблюдения) деятельность, в процессе которой чело-
век искусственно создает условия, позволяющие ему иссле-
довать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в прогрессе познания

1. Практика является источником познания потому, что
все знания вызваны к жизни главным образом ее потребно-
стями. В частности, математические знания возникли из не-
обходимости измерять земельные участки, вычислять пло-
щади, объемы, исчислять время и т. д. Астрономия была
вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и
т. п. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (напри-
мер, периодический закон.Менделеева) делаются непосред-
ственно «по заказу» практики.

2. Практика выступает как основа познания, его движу-
щая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы,
ступени познания от его начала и до его конца. Весь познава-
тельный процесс, начиная от элементарных ощущений π кон-
чая самыми абстрактными теориями обусловливается - в ко-
нечном счете - задачами и потребностями практики. Она ста-
вит перед познанием определенные проблемы и требует их
решения. В процессе преобразования мира человек обнаружи-
вает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и
все глубже проникает в.сущность явлений. Практика служит


основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его
техническими средствами, приборами, оборудованием и т. п.,
без которых оно не может быть успешным.

3. Практика является опосредованно целью познания, ибо
оно осуществляется не ради простого любопытства, а для
того, чтобы направить и соответствующим образом, в тон или
иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши зна-
ния возвращаются в конечном итоге обратно в практику и
оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека
состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а
в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «ру-
ководства для действия» по его преобразованию, для удовлет-
ворения материальных и духовных потребностей люден, для
улучшения и совершенствования их жизни.

4. Практика представляет собой решающий критерий
истины,
т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуж-
дений (об этой функции практики будет сказано в § 5 данной
главы).

Открытие практической, социальной обусловленности че-
ловеческого познания позволило выявить диалектику позна-
вательного процесса и объяснить его важнейшие закономерно-
сти. Оказалось', что нельзя рассматривать познание как нечто
готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания
появляется знание, как в ходе практики происходит движе-
ние, восхождение от неполного, неточного знания к более
полному, более точному и глубокому, совершенному.








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 608;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.