Сущность и виды экономических отношений.
История экономических учений позволяет прийти к важному заключению. Все школы в той или иной мере исследовали по существу один общий предмет. Им являются экономические отношения, складывающиеся в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг.
Правда, некоторые течения больше внимания уделяли отдельным сферам экономики (например, меркантилисты, как известно, интересовались преимущественно торговыми связями, а физиократы - отношениями сельского хозяйства с другими отраслями). Наиболее полно всю совокупность хозяйственных связей исследовали английские классики. Скажем, А.Маршалл в "Принципах экономике" также охватил своим исследованием сферы производства, включая его организацию (главы VIII-XII книги IV), рыночного обмена, распределения и потребления (книга VI).
Материалы всего исторического наследия экономистов позволяют произвести классификацию экономических отношений. Прежде всего выделяются два типа хозяйственных связей: отношения собственности и соответствующие им социально-экономические связи между людьми и организационно-экономические отношения,
Отношения собственности и социально-экономические связи - это отношения между общественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающее положение в этих экономических взаимоотношениях принадлежит тому, кто присваивает факторы производства и основные его результаты. Поэтому социально-экономические отношения во многом зависят от типа (формы) собственности на условия и результаты производства. Такое присвоение предопределяет главное содержание и направленность развития социально-экономических отношений. Ибо всегда и везде подобное развитие идет в интересах собственников.
Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации. Данная организация требуется для всякой совместной деятельности людей.
Наблюдая за жизнью пчел и муравьев, мы замечаем, что они умеют создавать довольно-таки сложные сооружения для жилья и четко взаимодействуют между собой в поисках пищи, ее накоплении и использовании. Так срабатывает биологический инстинкт. В отличие от этого люди заранее продумывают свои хозяйственные действия, у них в головах созревает план предстоящей работы, объединяющий всех тружеников. При этом решаются организационные задачи: как разделить людей для выполнения отдельных работ и объединить всех занятых под единым началом, каким способом вести хозяйство и кто будет управлять производством.
В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида:
разделение труда и производства (их дробление между отраслями хозяйства, между предприятиями и внутренними их подразделениями) и их кооперация (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение);
организация хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство);
управление экономикой (стихийное-рыночное и государственно-плановое регулирование).
Основные типы экономических отношений решительно отличаются друг от друга.
Так, социально-экономические связи являются специфическими: они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (например, первобытному строю, рабству, феодализму). Поэтому они имеют исторически преходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой. Такой переход означает смену экономической власти, вследствие чего меняются отношения между людьми по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг.
В противовес такому характеру организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя, они являются по существу общими элементами экономики всех стран на протяжении всей истории. Например, может одинаково успешно применяться одна и та же организация торговых заведении (например, специализированные магазины и универсамы), общие достижения научной организации труда и управления и др. Вместе с факторами производства организационно-экономические отношения образуют элементы общечеловеческой экономической культуры, которая наследуется от одного поколения к другому (это относится, скажем, к кооперации и разделению труда, товарному производству).
Отмеченные различия между типами экономических отношений послужили своеобразным водоразделом между политической экономией и экономике.
Политические отношения - это взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов начинает осуществляться при активном участии государства.
Сфера политических отношений связана с политическим сознанием индивидов, групп, классов, общностей. Усилиями профессиональных политиков (лидеров), идеологов создаются конкретные формы политического сознания - идеи, учения, концепции, доктрины (на теоретическом уровне), а также программы, уставы, заявления в связи с конкретными социальными проблемами и т.п. (на эмпирическом уровне).
Сущность политических отношений состоит в том, что это отношения, возникающие между участниками социальных общностей в ходе реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов и требующие использования средств государственного подчинения.
Особенность политических отношений, как самостоятельной сферы общественных отношений, можно выразить следующими характеристиками:
- смысл политических отношений - установление связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной общности; возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в их поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между субъектами политики;
- деятельный, активный характер политических отношений позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования;
специфическим инструментом политических отношений выступает власть.
Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества; власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.
Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по четырем основаниям:
- по виду взаимосвязанных субъектов отношения между: активистами партии; партиями; институтами государства; общественными объединениями и т.п.;
- по предмету отношений (по поводу чего сложилось отношение): отношения: власти, политического управления, политического лидерства и т.п.;
- по характеру отношений: сотруднические, конкурентные, конфликтные;
- по механизму своего проявления: стихийные и сознательные.
Политические отношения могут складываться на различных уровнях: локальном, региональном, национальном, международном, глобальном; внешнеполитическом и внутриполитическом. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.
Таким образом, политические отношения представляют собой процесс сознательной деятельности субъектов политики, в котором интегрируется наиболее значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе.
Духовные отношения
Жизнь общества - это реальный жизненный процесс социального субъекта (личности, социальной группы, класса, общества в целом), что происходит в конкретно-исторических условиях и характеризуется определенной системы стем видов и форм деятельности как способа усвоения действительности человеком В реальной жизни общества соединены и одинаково необходимы как материальное, вещное, так и идеальное, духовное
Духовная жизнь общества - наиболее широкое понятие за все упомянутые Оно охватывает многогранные процессы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельности людей, совокупность их взглядов, чувств, представлений ь, а также процессы производства общественных и индивидуальных идей и их усвоения Духовная жизнь - это не только идеальные явления, но и его субъекты, у которых есть определенные потребности, интересы, идеалы и имеющие с оциальни институты, занимающиеся производством, распределением и хранением духовных ценностей (клубы, библиотеки, театры, музеи, учебные заведения, религиозные и общественные организации и др.о).
Духовное производство - это вид трудовой деятельности, сущностью которой является создание предметов для духовных потребностей людей Духовное производство развивается на основе материального производства и имеет с ним общие и черты. Однако духовному производству свойственны специфические черты Основными являются такие как:
а) если результатом материального производства являются материальные ценности, мир вещей, то результат духовного производства - духовные ценности, мир идей;
б) если материальное производство направлено на создание непосредственно значимых ценностей, то производство духовное - это ценности, только в конечном итоге становятся общественно полезными;
в) если в материальном производстве предмет используется как вещественная форма - поглощается или прилагается к чему-то, то есть исчезает как самостоятельный, - то в процессе духовного производства происходит и информационное использования предмета безотносительно к его материальной формы, т.е. предмет не только не исчезает, а может иметь гораздо большее объем.
Как важная составляющая общественного производства духовное производство выступает как производство общественного сознания, в которой сосредоточен основной смысл духовной жизни общества Это ядро, квинтэссенция духовной вного жизненноя.
Общественное сознание представляет собой совокупность идеальных образов, а именно: понятий, идей, взглядов, представлений, чувств, переживаний, настроений, возникающих в процессе отражения социальным субъектом окружающей ишнього мира, в частности общественного сознания Иначе говоря, это понимание действительности соответствующими социальными группами или обществом в целом на данном этапе их развития. Общественное сознание является самостоятельным духовным образованием, существует не эмпирически, а как философская а категория, обозначающая особенность социальных субъектов отражать общественное бытие как реальный процесс жизни людей Общественное сознание и общественное бытие - наиболее общие категории, используют для выявления того, что является преимущественно определяющим, таким, которое определяется в общественной жизни, за этими пределами их противопоставление не имеет смысла Идеальные, духовные компоненты неотрывно вплетены, о них характеризуют общественную жизнь Общественное сознание - часть общественного бытия, а само бытие является общественным, поскольку в нем функционирует общественное сознание.
Дополнение:
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 2204;