Основные компоненты общественной жизни.
Общество находится в изменении и развитии. Способом существования людей в обществе, формой их самоутверждения и развития является их общественно историческая практика
всемирной истории, выражающей бесконечно разнообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе различных видов их деятельности Всякая деятельность имеет цель, которая отражает объективную потребность людей,
в чем-либо, это то, что ему необходимо.
Они динамичны, как только удовлетворяется какая - либо, потребность так ее место занимает другая.
А.Маслоу: Есть базовая система потребностей
1. Физиологическая (еда, сон, дети.,.).
2. , Безопасность (спокойность, защита от зла).
‘З. Потребность общности (принадлежность к социальным группам).
4. Потребность ,в уважении (положительная оценка окружающих).
5. Потребность в стремлении человека раскрыть заложенные в нем возможности к добру, истине, красоте.
- объединяет людей заставляет их действовать устремлено. Это такая особая потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих важное для них общественное значение
Интерес- это смысл всех действий людей. индивидуальные,, групповые, государственные, партийные. экономические, политические, духовные материальные.
Не может быть общества без создания необходимых для жизни людей средств существования (пища, одежда, жильё). Труд - целесообразная деятельность людей, в процессе которой складываются экономические отношения. Они могут быть: индивидуально - частные, общественные, кооперативные, арендные, государственные...
Материальное производство неразрывно связано с духовной деятельностью людей.
Общественное сознание или характеристика взглядов, идей, чувств, мнений людей является одним из важнейших философских понятий, отражающих духовную сторону общества. В сознании человека может, как бы поместится весь мир: вселенная, история человечества и тд. Нет предела возможностей развития сознания. Люди по разному оценивают действительность. Общественное сознание 1. - возникает в процессе повседневной практики людей 2. Теоретическое - отражение существенных связей и закономерностей, научный и профессиональный уровень развития 3. Общественная идеология и психология - вся жизнь человека отражается в психике в виде чувств настроений, мыслей и т.д.
- система теоретических знаний, основное содержание которых составляет осознание II оценка отношения людей к действительности.
политические, правовые, правительственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи.
Индивидуальное сознание, как и общественное сознание, будет не только отражением бытия мира в целом или конкретной сферы жизнедеятельности людей, но и определенным отношением к миру и к этой конкретной среде (их оценкой).
В сознание человека может как бы поместиться весь мир: вселенная, история человечества и т.д. Нет предела возможностей развития сознания. Люди по разному оценивают действительность.
Общественное сознание: 1. Обыденное – возникает в процессе повседневной практики людей; 2. Теоритическое – отражение существенных связей и закономерностей, научный и профессиональный уровень развития; 3. Общественная идеология и психология – вся жизнь человека отражается в психике в виде чувств, настроений, мыслей и т.д.
Идеология – система теоретических знаний, основное содержание которых составляет осознание и оценка отношения людей к действительности.
Структурные элементы идеологии: политические, правовые, правительственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи.
Тема 3.2. «Общество в историческом развитии»
Вопросы:
- Типология общества. Общество и мировая система.
- Модернизация общества. Признаки современного информационного общества.
- Исторический прогресс и регресс. Роль народных масс и личности в истории.
Вопрос 1: Типология общества. Общество и мировая система.
Общество - Это исторически сложившаяся в пределах определённой территории и воспроизводящая себя общность людей, имеющая свою систему правления
Признаки общества:
- 1.Общество-это самостоятельная система
- 2.Общество имеет свою территорию
- 3.Она обладает системой управления
- 4.Оно пополняется за счёт детей людей, которые являются членами данной общности.
- 5.Общество существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида
- 6.В нем присутствует система ценностей, норм, законов, у него есть своя история и культура
Типологии обществ
В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.
На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.
В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).
В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:
1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;
2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;
3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;
4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;
6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.
Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.
Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.
Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.
Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.
В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:
1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;
2) механизация и автоматизация производства и управления;
3) массовое производство товаров на широкий рынок;
4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;
5) рост урбанизации и социальной мобильности;
6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;
7) формирование гражданского общества.
В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.
Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:
1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;
2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;
3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;
4) расширение демократии, децентрализация общества.
В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества.
Следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.
Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.
Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.
В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.
Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.
Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.
Мировая система общества Известный американский политолог У. Валерштайн разделил мировую систему на 3 части: -ядро -полупереферия -переферия ядро- это развитые страны, за которыми тянется весь мир, включает самые сильные и могущественные государства с усовершенствованной системой производства полупереферия- занимает промежуточную позицию между ядром и переферией. Входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силы средним классом Переферия- это самые отсталые и бедные гос-ва.
Вопрос 2: Модернизация общества. Признаки современного информационного общества.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 2502;