Теоритическое сознание

Существует в форме строгой системы определенных идей и положений, выстроенной с использованием соответствующих методов, принципов, законов и понятий. Система имеет определенную цель и последовательную цепь логических доказательств эмпирически перепроверенных, а также ряд гипотез и предложений.

Вопрос 2: Психология и идеология общества.

 

Психология это - наука изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает - последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью .

Общественная психология

Психический склад определенной социальной группы (социальный характер, привычки, традиции)

Эмоциональные явления (настроения, социальные чувства и т.д.)

Социально – психологические явления непосредственно взаимодействующей группы (мода, слухи т. д.).

Идеология это (от греческих слов idea - понятие и logos - учение) - вероучение или система взглядов, рисующих желанное для данной социальной силы общественное состояние (социальный идеал), а также путь, ведущий к нему.

Идеология общества

Идеология, несомненно, есть духовное образование, поскольку в своем содержании всегда выходит за границы повседневного, эмпирического опыта. Но при этом создаваемая и действующая в обществе идеология имеет сугубо практическое назначение. Она сплачивает всех

людей, разделяющих ее основные положения, определяет непосредственную мотивацию их конкретных дел и поступков.

Отличие идеологии от психологии

Общественная психология, как массовое сознание, непременно включает в себя политические, правовые, нравственные и иные идеи и представления, но не в форме теорий, систем взглядов, как это имеет место в идеологии, а главным образом в форм убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношение к ней.

Вопрос 3: Формы общественного сознания: политическое, нравственное, философское, правосознание и другие.

 

· Политическое сознание

есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

· Нравственное сознание

Одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.

· Философское сознание

это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи

· Квинтэссенция

(от лат. quinta essentia — пятая сущность), в древнегреческой философии — некий тончайший элемент (или стихия), эфир, противополагавшийся остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признававшийся основной сущностью.

· Научное сознание это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.

· Правосознание

одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми


Тема 3.3 Урок 2: «Духовная жизнь общества»

Вопросы:

1. Ценности и их роль в жизни общества.

2. Материальные, социальные, духовные ценности.

3. Личностная значимость ценностей и общечеловеческие ценности.

4. Система ценностей и ценностные ориентации человека.

Вопрос 1: Ценности и их роль в жизни общества.

 

Ценность, термин широко используется в философии. По существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений, может выступать в качестве «предмета ценностей».

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо.

БЛАГО - конечный предмет стремления, а также все способствующее его достижению.

Ценности - это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.

Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их.

Учитывая роль ценностей в жизни человека, выделяют:

- Ценности-Цели (терминальные);

- Ценности-Средства (инструментальные).

Ценностями-Целями (терминальные) считают изначальные жизненные ориентиры, которые не нуждаются в обосновании, а имеют значение сами по себе. Их человек воспринимает на веру, они являются очевидными для нее. Такими ценностями являются добро, жизнь, любовь, счастье.

Ценности-Средства (инструментальные) воплощают в себе определенную ситуативную цель, они служат средствами достижения других, значимых целей, средством самоутверждения, привлечения к себе внимания, которое также может рассматриваться лишь как средство в достижении жизненного успеха (карьера, любовь), а карьера — как средство получения славы, богатства.

С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы:

- Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества;

- Ценности повседневного спроса и повседневного обихода;

- Высшие ценности.

Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.

Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это всё то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.

Высшие ценности – это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей.

К высшим ценностям относятся мир, жизнь человечества, свобода, ценности самосохранения; ценности, характеризующие выбор личных качеств и др.

Все ценности формируют внутренний мир человека создавая его субъективную пирамиду ценностей.

Миссия, самореализация, развитие личности

Признание, уважение, статус

Принадлежность к обществу, группе

Защищенность (безопасность, стабильность)

Физиологические потребности

Ценность характеризует человека, его отношение к миру, она выражает его духовное состояние, чувства, волю, разум.

Ценности влияют на познание и оценку явлений, определяют уклад жизни, характер отношений между людьми, нормы поведения людей, их цели.

Вопрос 2: Материальные, социальные, духовные ценности

 

В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают 3 группы ценностей.

Материальные ценности (вещи)

Социальные ценности (люди)

Духовные ценности (знания)

Материальную ценность представляют условия проживания индивида, бытовая сторона его жизнедеятельности и т.д. Еще одной из составляющих материальных ценностей являются институты, средства и приемы природоохранной деятельности, разновидности фауны, флоры и т.д.

Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле.

В широком смысле - наиболее значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности.

В более узком смысле - нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Духовные ценности – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения. Такими ценностями являются дружба, преданность, любовь, уважение.

Вопрос 3: Личностная значимость ценностей и общечеловеческие ценности

Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни.

Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей. Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности.

Есть ценности, которые важны для всех людей – общечеловеческие ценности.

Такими ценностями являются вера, закон и правопорядок, справедливость, свобода, любовь, семья, честь, достоинство, совесть, благородство, милосердие, сострадание, забота, дружба.

Общечеловеческие ценности являются регулятивом поведения всего человечества.

Обобщенным критерием общечеловеческих ценностей является:

- обеспечение личных свобод и прав каждого индивида;

- охрана физических и духовных сил;

- материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию человека.

Общечеловеческие ценности – результат развития человечества, отдельные ее составляющие меняются или становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию ценностей, понять соотношение общечеловеческих, национальных, социально-классовых и индивидуальных интересов.

Вопрос 4: Система ценностей и ценностные ориентации человека

 

Ценности в сознании личности, представляют организованные в определенную систему ценности, функционирующие и развивающиеся в соответствии с законами существования любых систем. Каждая ценность занимает определенное место в системе и выполняет определенные функции. Поэтому система ценностей представляет собой целостную множественность взаимосвязанных элементов.

Система ценностей отличается иерархичностью строения, поэтому можно говорить об иерархии ценностей – их упорядоченности в соответствии со значимостью и о рангах – уровнях положения ценностей в иерархии.

Ранг ценности в иерархии может быть объективным и субъективным, идеальным и реальным.

Это зависит от множества факторов. Например, пища может представлять собой ценность высшего ранга для голодного человека, в то время как будучи сытым, этот же человек может в качестве высшей ценности назвать, например, искусство, или свободу, или что-то иное.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы, структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающее значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Совокупность сложившихся установленных ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, деятельность выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказывается объектом воспитания, целенаправленного воздействия.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях поражает непоследовательность в поведении.

Дополнение по Теме 3.3. Урок 2:

Личность и проблема ценностных ориентации.

Слово «личность» (persona) первоначально обозначало маску, которую надевал в античном театре. Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «persona» употреблялось не иначе, как с указанной определенной социальной функции, роли амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.).

Превратившись в термин, в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумело под ним в древности. Личность это человек, который не играет выбранную им роль, не является ни в каком смысле «лицедеем». Социальная роль, (скажем

роль революционера, исследователя, художника, учителя, отца) принимается или абсолютно всерьез: он возлагает ее на себя как миссию, как крест – свободно, но с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь гам. чае можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. Человек как индивидуальность отражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают ограниченное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности(трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами прежде всего в качестве поступков то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или как точно определил М.М. Вахтин «Субъект поступания» Достоинства личности определяется не только тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет.

Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, возложившими на себя бремя ответственности за страну, за народ, за политическое или интеллектуальное движение, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей.

Личностное бытие - это не прекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск, выбора, пытается уклонится от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа их внутренних мотивов. Но и не быть личностью нелегко, или если выразиться точнее, несладко. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личностной неразвитости и согласию на подопечное существование, на мелочный начальственно – бюрократический надзор За дефицит сознательно - волевого начала в поведении людям приходится расплачиваться всеми бедствиями командно - административного управления. И это уже говоря о том, что сам индивид страдающий таким дефицитом, обычно доходит до жалкого состояния: впадает в лень, ипохондрию, мечтательность и зависимость.








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 741;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.