Религиозные организации
Церковь – это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей.
Церковь как правило имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определенного обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.
Секта возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в “избранничестве Божьем”, проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.
Харизматический культ – можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога, или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ как правило малочислен в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.
Деноминация – это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а, следовательно, и спасения души для всех верующих. С сектой ее сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.
Реально в обществе постоянно продолжают идти церковнообразовательные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превратиться в церкви. Так, например, возникли христианство, ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, которые образуют секты.
Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность, включающую разнообразные структуры.
Религиозный опыт - понимание ощущения и осознания контакта с иной, божественной реальностью.
Переживание религиозного опыта, как правило, захватывает ум, эмоции, ценности и отношения человека, включает ощущение чуда, святости и глубины, может быть связано с усвоением нового миропонимания.
Вопрос 3:Древнейшие религии и три современные мировые религии: буддизм, христианство, ислам.
Древние религии – представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира. Сюда относятся примитивные поклонения различным предметам, предкам, явлениям и силам природы, животным.
Истоки первых религиозных представлений предков современного человека тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. На определенной ступени трансформации неандертальцев в людей разумных, обладающих уже умением рассуждать начался процесс накопления и осмысления практического опыта. В эпоху верхнего палеолита уже сложились идеи о существовании наряду с, реальной жизнью иного мира - мира умерших и духов: считалось, что покойники могут как-то влиять на жизнь живых (чем, в частности, и объясняется особая забота о мертвых).
Практика магических изображений в пещерной живописи, появившейся именно с началом верхнего палеолита, с возникновением сапиентного (разумного) человека. Подавляющее большинство известных науке пещерных рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных, либо людей, ряженных в животные шкуры, а то и просто полулюдей-полуживотных. Эти изображения свидетельствуют о том, что первобытные люди верили в существование сверхъестественных связей между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью магических приемов, посредством обладающих могуществом в мире духов их покойных предков, либо при помощи посредников между живыми и умершими, т.е. различного рода колдунов и шаманов.
Человек в древности стремился понять, объяснить мир, в котором жил, хотя и не отделял себя от природы. Один из первых способов постижения мира был связан с перенесением человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так появилась вера в то, что природа — живая. Камни, деревья, реки, облака — всё это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него тигр, слон, медведь. И те, что отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.
Наблюдая, как из земли появлялись ростки, крепли, становились деревьями, — Древнейшие люди считали, что кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными, рыбами, птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет и самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Часто, изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в лице Богини-Матери.
Эти связи между людьми и животными, опосредствованные к тому же известным в то время человеку культом плодородия и размножения (статуэтки женщины-матери с подчеркнутыми половыми признаками как раз часто встречаются на стоянках пещерных людей, раскапываемых археологами) получили в представлении первобытных коллективов на стадии их трансформации из орд в родовые группы вполне определенное религиозное осмысление.
Тотемизм
Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных или растений, скорее всего, первоначально именно тех, что составляли основу пищи данного коллектива. Постепенно он превратился в основную форму религиозных представлений возникающего рода. Члены родовой группы (кровные родственники) верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (т. е. полулюдей-полуживотных, полулюдей-полурастений, различного рода фантастических существ и монстров).
Тотемная родовая группа обычно носила имя своего тотема и свято почитала его.
Все это вело, к усилению культа мертвых предков и веры в их сверхъестественные возможности .
Анимизм - это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в эпоху первобытных орд.
Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже, практически параллельно с тотемизмом. В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно.
Восходящая к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего покойников, продолжают свое существование главным образом именно в бестелесной форме, служила как бы соединяющим звеном между групповыми тотемистическими и всеобщими анимистическими верованиями и обрядами. Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.
Таким образом, анимистические и тотемистические верования и обряды сливались в практике первобытного коллектива в единый не расчленяемый комплекс, в рамках которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы коллектива за существование находили свое отражение. Это отражение было иллюзорно-фантастическим, причем функция приведения его в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии.
Магия - это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла параллельно с тотемизмом и анимизмом для того, чтобы с ее помощью можно было реализовать воображаемые связи с миром духов, предков, тотемов.
Фетишизм
Фетишизм - обычай поклоняться различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Их называли фетишами (от порт. feitisso — «амулет», предмет, обладающий защитными, охранительными свойствами). В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она является одной из самых ранних форм, известных всем народам нашей планеты.
Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, окраски или размера, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились специально изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Если фетиш не выполнял свои функции, его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.
До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов (от лат. — amuliri — отстранять, отвращать). Амулетом служил предмет, которому приписывали магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был всячески оберегать своего владельца от бед и неприятностей. Способность отвращать от беды приписывалась и талисманам (от греч. — telesma - посвящение, чары). Но амулет носили открыто, обычно на шее, а талисман прятали от посторонних глаз.
Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта: например, камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение чтимого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле. Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становилась какая-либо большая гора или красивое, сильное дерево. У общих фетишей могла быть и своя «специализация»: один управлял временами года, другой ведал здоровьем, третий — охотой, рыбной ловлей и т. д.
Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом предков. Их изображения становятся предметом поклонения. Иногда это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак.
Позже эти все эти внешние явления трансформировались в сознании людей в богов, каждый из которых олицетворял одну из сил природы. Появляются египетские, кельтские, славянские верования, языческий пантеон античных Богов в Древней Месопотамии, Греции и Риме. Также многие современные религии своими корнями уходят в языческие древние верования, например шаманство и индуизм.
Мировые религии
Буддизм
Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.
Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.
После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».
Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.
В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.
Христианство
Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.
Основные христианские идеи:
Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.
Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.
В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым. Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.
Православие и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.
Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.
Ислам
Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.
Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.
Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.
В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.
Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.
Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:
произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
соблюдение поста в месяц рамадан;
раздача милостыни бедным;
совершение паломничества в Мекку (хадж).
Тема 3.4: «Глобальные проблемы современности»
Вопросы:
1. Сущность и причины глобальных проблем.
2. Основные глобальные проблемы и способы их решения.
3. Глобализация современного общества.
4. Философия и глобальные проблемы современности.
Вопрос 1: Сущность и причины глобальных проблем.
Глобальные проблемы современности — это совокупность проблем человечества от которых зависит сохранение цивилизации, которые возникли в процессе нарастания противоречий во взаимоотношениях между человеком и природой … Беспощадная эксплуатация природных богатств
Глобальные проблемы
● Экологическая проблема.
● Демографическая проблема.
● Продовольственная проблема.
● Использование ресурсов Мирового Океана.
● Энергетическая проблема.
● Проблема бедности.
● Международный терроризм
Экологическая проблема — это изменение природной среды, в результате [Антропогенное воздействие или стихийных бедствий], ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.
Причина возникновения этой проблемы – хозяйственная деятельность человека, загрязняющая окружающую среду.
Например: интенсивность горных разработок ведет к землетрясениям; выброс нефти в воду- к загрязнению вод мирового океана; вредные выбросы в атмосферу приводят к истощению озонового слоя земли
Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира, вызванный высокими темпами рождаемости, и демографическое старение населения развитых и переходных стран, вызванное снижнием темпов рождаемости.
Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода), в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания.
Причина её возникновения обусловлена неэффективным использованием научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства
Проблема Мирового океана - это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов.
Наибольшую причину проблемы сейчас представляет загрязнение океана нефтью и нефтепродуктами. Источники загрязнения океана нефтепродуктами следующие :-Истечение нефти из месторождений на дне океана-Аварии на нефтедобывающих платформах, нефтепроводах
Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем.
Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX веке
Проблема бедности- невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.
Причины бедности: недостаточная направленность социальной политики правительства государств, коррупция, лень, национальный менталитет, пьянство, мафия, монополизм
Международный терриризм- тяжкое преступление международного характера, которое представляет собой совокупность общественно опасных деяний отдельных лиц и организаций, направленных на достижение политических и других целей путем осуществления взрывов и иных опасных для здоровья людей действий международного характера
Причины терроризма:
1) экономический и энергетический кризис, рост цен, инфляция.
2) кризисное положение ряда социальных и профессиональных групп, особенно военных, имеющих военный опыт и лиц, имеющих опыт работы со взрывными устройствами и взрывчатыми веществами.
3) рост безработицы, который обуславливает проблемы миграции, бродяжничества, психологической и профессиональной деградации и дезориентации личности в условиях рыночной экономики и т.п.
Итак, можно назвать причины появления глобальных проблем:
-глобализация мира;
-катастрофические последствия человеческой деятельности, неспособность человечества рационально распорядиться своей могучей силой.
Вопрос 2: Основные глобальные проблемы и способы их решения.
Рассмотрим возможные способы решения наиболее важных глобальных проблем человечества:
- Экологической проблемы.
- Демографической проблемы.
- Продовольственной проблемы
Пути решения экологической проблемы: Современная промышленость должна развиваться с учетом экологических требований, потому что предотвратить загрязнения легче, чем их ликвидировать. Существуют законодательно установленные критерии загрязнения
Уменьшить загрязнение среды можно путем перехода на новые, более чистые источники энергии.
Современное человечество образует огромное количество отходов, многие из которых содержат ценные вещества. Переработка отходов и повторное их использование позволяет значительно экономить энергию и природные ресурсы.
Пути решения демографической проблемы:
В странах с демографическим взрывом
решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для стран с демографическим спадом роста населения — увеличение темпов рождаемости, эмиграция и реформирование пенсионной системы.
В сфере повышения рождаемости одним из путей преодоления демографической проблемы может стать незамедлительное решение жилищной проблемы и улучшение социальной защищенности населения.В сфере снижения смертности - улучшение в сфере здравоохранения. В сфере миграции – должна сохраняться сбалансированность передвижения населения.
Решение продовольственной проблемы: достижение продовольственной безопасности — развитие сельского хозяйства в каждой стране, гарантированное и устойчивое снабжение перерабатывающих предприятий сырьем, а населения — продовольствием, не подверженное влиянию внешних и внутренних неблагоприятных воздействий. Оно не должно быть уязвимым даже в случае роста цен, нехватки валюты.
Вопрос 3: Глобализация современного общества.
Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий
Появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие техники, давшее возможность отдельно взятому индивиду воспринимать органами чувств объекты, находящиеся в различных точках земли и вступать с ними в отношения, а также естественно воспринимать, осознавать сам факт этих отношений.
Глобализация стала возможной благодаря всемирной экспансии западной цивилизации, распространению ценностей и институтов последней на прочие части мира. Кроме того, глобализация связана с трансформациями внутри самого западного общества, в его экономике, политике, идеологии, произошедшими за последние полстолетия.
В политической сфере эта тенденция выражается в появлении наднациональных единиц различного масштаба: политические и военные блоки, коалиции правящих групп, континентальные или региональные объединения, всемирные международные организации. Можно заметить также контуры мирового правительства, когда ряд важных функций выполняется наднациональными организациями (например, Европейский парламент, Интерпол).
В экономической сфере усиливается значение наднациональной координации и интеграции, региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, рынок становится единым экономическим механизмом, о чем свидетельствует скорость реагирования финансовых рынков на события в отдельных странах.
Вопрос 4: Философия и глобальные проблемы современности
Современные глобальные проблемы напрямую связаны с формированием стратегии выживания человечества в изменяющихся социоприродных условиях. Термин «глобальность» (фр. global – всеобщий) подчеркивает масштабность проблемы, ее все-общность и значимость для всей планеты в целом.
Под глобальными проблемами современности понимается совокупность взаимосвязанных трудноразрешимых противоречий, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные части: природу, общество, человека. Их разрешение требует коллективных усилий со стороны всех государств, всего мирового сообщества. Глобализация различных сторон человеческой деятельности выступает как одна из существенных характеристик современной мировой ситуации. Причем раскрывается глубоко противоречивый характер этого всемирного процесса
Возникновение и развитие глобальных проблем, их противоречивые последствия, пути и способы разрешения и предотвращения возникающих угроз существованию людей составляют объект междисциплинарного направления современной науки – глобалистики.
Философский аспект глобалистики заключается в выделении и изучении наиболее общих планетарных противоречий в системе «мир – человек». Это способствует формированию существенных сторон современного миропонимания, философскому обоснованию стратегии выживания в XXI веке, развитию современного планетарного мышления
Анализ глобальных проблем предполагает их классификацию. Сравнительное изучение планетарных противоречий, выявление их различий и общих черт позволяет глубже изучить существо проблем и выявить наиболее эффективные пути их разрешения. За последние десятилетия в области глобалистики накоплен немалый опыт в анализе общепланетарных процессов и предложены различные системы их классификации
Целесообразно выделить две группы глобальных проблем:
• В первой объединены те из проблем, которые относятся к взаимодействию общества и природы.
• Во второй – связанные с социумом, обществом, человеком.
Дополнение по Теме 3.4.:
Глобальные проблемы современности: сущность, содержание, общечеловеческий смысл .
Общечеловеческий смысл:
Глобальные проблемы - совокупность проблем человечества от которых зависит сохранение. цивилизации - возникли в процессе нарастания противоречий во взаимоотношениях между человеком и природой. Беспощадная эксплуатация природных богатств. Сначала индустриальной эпохи идей расточительное использование сырьевых и энергетических ресурсов. Загрязнение почвы, рек, атмосферы, земли. Отношения человека с природой осмысливались так «Человек над природой или природа над человеком». Ускорилась концепция «Человек хозяин планеты».
В ХХ веке возникла угроза биологическому существованию человека.
Проблемы: энергетическая, продовольственная, демографическая неотъемлемые от экологической. Ежегодно в атмосферу выбрасывается 30 млрд. Тонн двуокиси углерода до 700 млн. Тонн пара и газообразных соединений вредных для человека.
Интенсивность горных разработок, даже ведет к землетрясению. Геохимическое воздействие на природу (химические вещества).
Вынос нефти в воды мирового океана - 20 млн. Тонн в год.
Современный научно-технический прогресс меняет технологии производства настолько быстро, что прежде чем экологическая система возвращается в положение равновесия в биосферу попадает такое число отходов, которое оно не в состоянии переработать. Каждый современный промышленный центр превратился в постоянно действующий «вулкан», оказывающий заметное влияние на биосферу земли. Истощенный озоновый слой позволяет ультрафиолетовым лучам солнечного света более свободно достигать поверхности земли, что вызывает рост раковых заболеваний кожи и подавляет иммунную систему человека. Переоблучение ультрафиолетом крайне негативно влияет на урожаи сельскохозяйственных культур, на растительный я животный мир.
В 60 году одной из самых острых стала проблема деградация почв, их загрязнение в следствие нарушения правил хранения и использования удобрений. Однако жизнь современного общества невозможна без промышленности, индустрии, сельского хозяйства, энергетики, средств сообщения и без многого другого. Поэтому преодоление экологической опасности надо искать не на пути сдерживания социального прогресса а на пути оптимизации взаимосвязи и взаимоотношений естественного и искусственного миров при условии сохранения поступательного развития общества.
Проблема ресурсов в жизни современного человечества.
Человек в историческом развитии постепенно овладевает все новыми видами энергии. В ХХ веке он переходит к широкому использованию электричества, а в середине 50-х годов и в настоящее время к использованию энергии термоядерного синтеза.
Необходимо отметить, что рост потребления энергии растет. Экономисты подсчитали, что совокупные издержки при получении энергии из нетрадиционных источников 15—30 раз выше чем средние издержки, связанные с добычей и транспортировкой нефти из стран ближнего и среднего Востока в Европу.
Если темпы роста потребления нефти не будут расти то ее разведанных запасов хватит в лучшем случае на пол столетия. Поэтому рассчитывать надо на использование имеющихся энергоносителей, энергоустановок и традиционных (в том числе и ядерных) технологий получения энергии. И в этой ситуации следует, видимо, согласится с мнением тех ученых, которые рекомендуют добровольное самоограничение как в производстве, так и в потреблении энергии.
Демографическая и продовольственная проблема.
В начале эпохи Неолита (6-7 тыс. Лет. до н.э.) на планете одновременно проживало, как принято считать,
не более 10 млн. Человек. К началу нашей эры число жителей земли составило более четверти миллиарда. К ХV веку численность населения мира удвоилась, а к началу ХIХ века число жителей земли приблизилось к 1
миллиарду человек. В настоящее время численность населения превышает 5 миллиардов человек.
Ускоренны рост населения в прошлом был характерен для Европы, демографический взрыв который привел к увеличению ее населения на 85% - с 160 до 295 млн. Человек.
Сейчас мировой демографический взрыв связан с развивающимися странами, в которых превышение рождаемости над смертностью достигает впечатляющих размеров, а мощность демографического взрыва намного превосходит все известные в истории до сих пор.
Население планеты в конце ХХ века увеличилось за 4-5 дней на 1 млн. Человек. Демографы считают, что современные темпы роста населения планеты сохраняться, и ожидают дальнейшего увеличения населения до 8.8 миллиарда человек к 2005 году. Проведение целенаправленной демографической политики во всем мире необходимое условие перехода к внутреннему регулированию рождаемости. А это улучшение материальных условий жизни населения, особенно в экономических слабо развитых стран: повышение уровня культуры народа. Введение эффективных средств контроля над рождаемостью и постепенное внесение изменений в некоторые культурнные традиции народов. Однако реализация этих предприятий займет немало времени, а решать демографическую проблему надо уже сейчас поскольку нынешняя численность населения едва ли посильна для планеты. Практически произвольное развитие демографической ситуации порождает ряд сложных проблем. Одна из них связана с тем, что прирост населения опережает темпы роста продовольствия .
Ели в начале ХХ века на одного человека приходилось 9 га культурных земель, в настоящее время - около 3 га, а к началу нового тысячелетия останется по – видимому не более 2 га. В результате от голода и недоедания в мире страдает не менее 20% населения или 1 миллиард человек.
В современном Западном обществе одновременно проявляются две тенденции: увековечивание «объективного» неравенства между людьми и одновременно нивелирование уровня жизни по среднему классу.
Многие философы у нас и за рубежом полагают, что единой научной модели будущего человечества нет и быть не может.
Разрушительное воздействие на окружающую среду требует решительного изменения методов и форм отношения между человеком и природой. Современному человечеству необходимы не всемирная интенсификация использования природных ресурсов, а их сохранение и преумножение в интересах будущих поколений, поддержания равновесия между индустриальным развитием и биологической устойчивостью природной среды, которое обеспечит сохранение жизни на земле.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 663;