Роль народных масс и личности в истории
Главной силой истории являются народ, передовые классы, трудящиеся массы. Не личность определяет роль народа, а народ определяет роль личности. Народные массы, это, прежде всего те классы и социальные слои, которые приводят в движение общественное производство, живут за счет собственного труда, то есть массы трудящихся. Из каких конкретно общественных классов и социальных групп состоят народные массы, зависит от эпохи, характера общественно-экономической формации. Повседневная трудовая деятельность простых людей, развивающих производство, не только обеспечивает общество всем необходимым, но и создает материальную основу последовательной смены общественно-экономических формаций, то есть поступательного развития человечества.
Массы играют большую роль и в политической жизни. Без их политической деятельности немыслимо развитие общество и, прежде всего социальные революции. Какой бы класс не приходил к власти в ходе революции, ее главной движущей силой всегда были народные массы. Несмотря на решающую роль народных масс в истории общества, важное место отводится роли и личности - роли выдающихся людей, руководителей, вождей, лидеров - Они выполняют необходимую для общества функцию. Это относится как к ученым, художникам и писателям, без деятельного участия которых невозможно движение вперед науки и культуры, так и политическим и общественным лидерам. Они выполняют функцию идеологического, культурного и политического руководства массами, общественными классами и общественными группами.
В заключение необходимо подчеркнуть, что роль народных масс и роль личности в истории носит всегда объективно и субъективно ограниченный характер. В основе этой ограниченности лежит господствующий в обществе способ производства и возникающие из него общественные отношения, продуктом которых являются как массы, так и личность.
Дополнение по Теме 3.2.:
Смысл и направленность исторического процесса
При всякой попытке осмыслить исторический процесс возникает вопрос: имеет ли этот процесс какой либо смысл и направленность. Русский философ Бердяев Н. пытался рассмотреть историю через судьбу каждого человека, через его, страдания, действия в хронологической цели событий исторического процесса. История имеет свое начало, внутреннее развитие, свой конец.
К. Маркс. говорил не о конце истории , а предыстории , подлинную историю связывая с построением комсомольского общества.
свободное развитие каждого. есть условие, свободного развития всех.
Раймон Арон (1905-1983) - нельзя рассматривать смысл истории с точки зрения будущего человечества. независимо от того какие будут провозглашены цели. Смысл истории необходимо связывать с человечеством решающим в соответствие со своим разумом и конкретными обстоятельствами задачи, поставленные перед ним текущей жизнью.
К. Ясперс ( 1883—1969) предполагает поиск ответов на вопросы что такое история и в чем состоит ее единство « Единство вырастает из смысла к которому движется история».
Цель истории выступает с его позиции как скрытый смысл ряда целей. цивилизация и гуманизация человека; свобода и сознание свободы; величие человека проявление его творческих способностей; открытые бытия в человеке.
Каждое поколение осуществляет эти цели в соответствии со своими потребностями к интересами. Поэтому полного единства мировой историк никогда не будет
Важен вопрос исторического процесса . Две концепции философии истории:
Теория общественного круговорота (Данилевский, Шпенглер, Сорокин) - рассматривают историю как замкнутые, независимые друг от друга локальные общественные образования. Р.S. Данилевский «нет всемирной цивилизации. есть отдельные культурные исторические тылы, ядром их является история жизни. Те или иные политические формы, выработанные одним народом только для этого народа и годится». Шпенглер «Законы Европы»: «каждая культура развитая внутри: детство, юность, зрелость. увядание. Умирая культура перерождается в цивилизацию».
Теория общественного прогресса.
(Гегель, Тит, Лукреций, Кар) развитие человека идет по восходящей линии
Современные философы рассматривают исторический прогресс конкретно, применительно к разным элементам общества как системы.
- эго такое развитие общества или отдельных его сторон, который в основном характеризуется
направленностью (восходящее развитие). необратимостью изменений (возникновению качественно новых
возможностей не существующих ранее).
В понимании общественного прогресса современная наука различает два основных подхода:
1. Суммативный подход рассматривает прогресс как прочную совокупность несводимых друг к друге и независимых друг от друга изменений в различных сферах общества. Здесь разные критерии прогрессивности: для экономического развития - уровень развития политической системы и производства труда; для политически развитого общества - степень его демократизации и т. п.
2. субстанциональный подход -- прогресс это поступательное восходящее развитие общества в целом. Идет выбор критерия прогресса - это человек (его развитие, интеллектуальное, духовное, физическое).
Есть на ряду с прогрессом и – регрессом движение общества. Они могут сопутствовать друг другу.
Социальный прогресс его оценку можно осуществлять исходя из самых различных критериев: с точки зрения повышения экономической эффективности общественной степени свободы его членов, его мобильности к уровня согласованности различных сфер общественной жизни.
Человеческое общество постоянно развивается и совершенствуется , поступательно переходя от одного качественного изменения к другому.
Важен вопрос типологии общества.
- Маркс развитие общества естественный исторический процесс смены ОЭФ. ОЭФ—это общество в единстве всех его сторон на определенном этапе. Различие в способе производства (единство ПС и ПО). Есть:
1. Первобытно – общинный . 2. Рабовладельческий. З. Феодальный. 4. Буржуазный. 5. Социальнокомунистический.
Типология Ростоу Стадии экономического роста:
1. Традиционное общество- натуральное хозяйство, сословья,
2. - рыночное хозяйство, демократия
3. Постиндустриальное
- результат деятельности людей. Они движущая сила (главные народные массы, классы. Социальные слои, партии, союзы, коллективы). Массы делятся на классы они различаются по социальному. экономическому положению в обществе (отношение к собственности, роль в общественной организации способам и размерам получаемого дохода).
большое развитие в общественном развитии имеют страна- социальные группы объединяющие людей на основе одного и того же положения (статус) в обществе. Они могут быть: экономическим(держатели акций). политическим(партийные функционеры), профессиональные (шахтеры, учителя), региональные (владельцы Садов). Они имеют свои интересы, что бы достигнуть их объединяются в организации, движения, партии те. выступают движущей силой общественного прогресса. движущей силой может быть отдельная личность.
Вопрос: может ли личность оказать влияние на развитие истории. Три подхода:
1 Выдающая личность принадлежит ведущая роль в истории (Ницше, Лавров) Личность стоящая во главе государства,
общественное движение обуславливает их развитие.
2 Выдающиеся личности не могут и не должны пытаться играть решающую роль в истории, ибо не они а народные массы - творцы общественного процесса. (Кропоткин )
З. Примеряющий- решающая роль в истории - народные массы, а личность лишь влияет на ход исторического процесса. (Плеханов)
Как будет и как осуществлялось развитие общественной жизни людей через вооруженные и невооруженные конфликты (войны, противодействия, расколы) или через солидарность (мир, согласие, сплоченность). - социальная жизнь это конфликт, он придает смысл истории, общественный конфликт - источник развития истории, как мирный нереволюционный способ разрешения противоречивых интересов людей.
Общественная солидарность - это ассоциация сходных интересов людей. Она выражается в согласии, сплоченности, единении, интеграции людей.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 3712;