О свободной воле человека
В природе человеческой заложена свободная воля, но только по отношению к себе, как к личности, ибо это душевное личностное качество. Право выбора поступка у человека есть, но реализовать его тяжело, живя в социуме. Однако в творчестве свободная воля проявляется в наибольшей степени, т.к. творчество индивидуально. Всё остальное зарегулировано законами до уровня полной несвободы в обществе и нет свободы от общества. Вне цивилизации человек в одиночку погибает, отсюда вся специфика и противоречивость поведения человека. С одной стороны человек вправе поступать, как ему вздумается, ибо воля свободна, а с другой стороны, необходимо соблюдать правила поведения и законы. С ума сойти можно, если дёргаться, не имея устойчивого мировоззрения и жестких моральных устоев. В большинстве случаев разум регулирует поведение, но часто желания и эмоции игнорируют разум и искушения одолевают с непредсказуемыми последствиями.
Творчество – это тоже поступок, ведомый волей, разумом и эмоциями в триединстве, без разногласий, возможно в этом и кроется феномен творения новизны (как антипод смысла басни о лебеде, раке и щуке). Только в творчестве человек сполна может проявлять свою свободную волю, ибо каждый человек имеет свой внутренний мир, в который никто не может вторгнуться. Человек чувствует себя как индивидуальность или личность, имеет своё мировоззрение, своё мнение, свои вкусы, свои чувства и мысли, свои параметры тела и здоровье, свой опыт, свои душевные качества. Весь этот комплекс «своего» уникален и неповторим – это истинное богатство каждого человека, которое отнять, продать или купить невозможно. Каждый человек творит себя сам и свободно выбирает виды своей творческой деятельности по душе и по интересам. Человек творит для себя, в своё удовольствие, для украшения своей жизни, для самовыражения и радости - это хобби, если есть время им заниматься. Н.В.Гоголь выразил сокровенное: «Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить». Свободная воля всегда стремиться к наслаждению, и чем человек разумнее и духовнее, тем к более высшему наслаждению он стремиться, а по Гоголю более высокого наслаждения, чем творчество для человека не существует. Кто оспорит?
Следовательно, свободная воля – это фундамент или основа творчества. Попробуйте заставить человека творить. В неволе канал творчества не открывается, т.к. душа скорбит и мучается несвободой. Разве что можно сотворить нечто злое или печальное, что явно почувствуется другими. Раб – не творец. Кто может убить в себе раба – тот и может творить, ибо творчество – это свободный, раскованный полёт своей мысли, фантазии, воображения в состоянии вдохновения с фейерверком положительных эмоций.
Если рассматривать творчество как тень свободной воли души, то должен быть и источник света - это свет разума человеческого.
Творчество – это проявление человечности, интеллектуальности и величия души, как тест. Если эта троица комплексно присутствует, то такой человек просто не может не творить – это истинный творец по призванию и предназначению в жизни. Такие люди являются золотым фондом человечества, редкие, уникальные личности, которых весьма мало - это эталоны. Может ли быть массовое творчество? Для этого должна быть массовая свободная воля. Лозунг: «Творчество - в массы» - абсурден. При всеобщей несвободе – творчество искореняется, особенно эффективно нищетой.
Воля – это свобода выбора и желание добиться желаемого через действия и поступки. Воля определяет вектор мышления, т.е. упорядочивает поток мыслей для достижения цели.
Реализация свободной воли – это дерзновение и инициатива, это уже начало творчества, порыв души. Но эйфория творческих порывов души гасится рутиной создания произведения. От радостного возгласа: «Идея!» до выхода в свет произведения долгий путь интеллектуального труда и часто не хватает времени жизни автора. За всё в жизни надо платить. Создание произведения оплачивается временем жизни автора, затраченного на реализацию замысла. Сколько стоит час жизни человека? Это фундаментальный вопрос при оценке творчества и его результатов. Но нет даже критериев оценки или расчёта этого показателя. Попробуйте сами оценить час своей жизни. Не рабочего времени, за которое платят зарплату, а жизни вообще, включая часы сна. Так сколько Вы стоите? Это элемент мировоззрения человека – каждый обязан знать себе цену. Это элемент ощущения своего Я, как личности. Так кто Вы? Ощущаете ли Вы своё Я, как частицу человечества или землянином? Может быть, Вы ощущаете себя абсолютно свободным или рабом?
В зависимости от того, кем Вы себя ощущаете, зависят ваши принимаемые решения и поступки, т.е. выражение вашей свободной воли и её направленность. Если человек не знает себе цену, то он живёт в плену иллюзий и в большинстве жизненных ситуаций ошибается. Право на ошибку, как элемент свободной воли, у человека неотъемлемо, но цена ошибки может быть сопоставима с ценой жизни. Следовательно, хотя воля и свободна, но её нужно направлять разумом для минимизации ошибок, однако управлять в состоянии только зрелый, могучий разум сильной личности.
Уместно привести пример из народного фольклора, из сказки, где богатырь пришел на перекрёсток дорог. Это как раз пример реализации свободной воли, но с подсказкой на камне: прямо пойдёшь – голову сложишь, направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – судьбу найдёшь. Куда пойти зависит от мировоззрения и личностных качеств, но как непременное условие – надо быть просто грамотным, чтобы суметь прочитать написанное и понять смысл. Отсюда вывод – прежде принятия решения о посвящении своей жизни творчеству, необходимо глубоко изучить его смысл и основы, изучить себя, разобравшись со своими наклонностями и способностями, с чётким уяснением кто Вы по судьбе (вернее по предназначению) – гуманитарий или техник, по народному, лирик или физик, что Вам по душе.
Многие не разобравшись, хватаются за всё сразу, пробуя себя во многих сферах деятельности. Это проявление свободной воли, но риск потратить на искания полжизни, а потом никогда не догнать профессионалов, которые выбрали своё дело с детства. Риск – это тоже элемент свободной воли, однако, риск в творчестве – дело неблагородное, это уводящий в тупик путь и метод проб и ошибок.
В творчестве, особенно научно-техническом, реализуется народная мудрость: семь раз отмерь – один отрежь, т.е. семь раз подумай и рассмотри задачу со всех сторон, осмысли, пока не возникнет хотя бы смутный образ или замысел с появлением уверенности и только тогда – в добрый путь без неприятностей, с радостью. Помните, что исправление ошибок – это потерянная часть очень короткой жизни и ещё раз оцените, сколько стоит час вашей жизни.
Творчество – это созидание, приобретение, а не потеря, поэтому рисковать, чтобы допустить возможность потери части жизни – это безумие. В творчестве права на ошибку, ведущую к потере, нет, иначе творчество принесёт горе – нарушится идеология творчества – созидание, а не разрушение. Мук творчества не должно быть, ибо творчество – это радость в чистом виде и наслаждение от получения подарков судьбы в форме победных результатов.
Несмотря на наличие и проявление свободной воли творца, в творчестве особое место занимает случайность, характеризуемая как стечение благоприятных или печальных обстоятельств. Но случайность не случайна, т.к. она возникает в процессе движения к цели, ясно и чётко сформулированной. В творчестве, вершимом в режиме импровизации, случайность близка к внезапности – пришла госпожа удача, случайно, мимоходом, но к этому краткому мигу творцы готовы, т.к. думают над решением задачи или над созданием произведения постоянно, думают автоматически, подсознательно, даже когда спят. Решение всегда приходит неожиданно, но ожидаемо. По аллегории, когда фотограф хочет заснять молнию, то он её ожидает и очень хочет, чтобы она пришла во всём своём великолепии и, о радость! Она явилась, случайно, но несовсем.
Постоянная готовность к внезапной встрече с новизной и трепет её терпеливого ожидания – это свойство и черта характера истинных творцов. Положительная эмоция взволнованного ожидания желанной случайности – это магнит, к которому притягивается новизна, как награда за веру и надежду. Но случайно кто-то или что-то может отвлечь на краткий миг и этого достаточно, чтобы прозевать долгожданное, поэтому творением необходимо заниматься в тихой, спокойной обстановке наедине, желательно с отключенными средствами связи с предельным сосредоточением на мыслимом.
И в заключение о свободной воле творца. Всё можно испортить, если не хватает творцу терпения, настойчивости, веры и надежды довести начатое произведение до конца, т.е. справиться с рутиной создания и оформления произведения, которая отнимает около 90% времени от всей работы. Особенно в техническом творчестве очень многие сходят с дистанции творческого марафона к цели. Это реализация свободной воли и права на ошибку. Это тест на профессиональную пригодность. Народная мудрость давно утверждает: взялся за гуж – не говори, что не дюж или рождённый ползать – летать не может. В творчестве надо быть фанатом и трудоголиком, самозабвенным и слегка ненормальным или одержимым в хорошем смысле, тогда такие творцы обречены на успех. Проверьте себя на профпригодность и насколько Вы свободны.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 593;