Глава 5. Оптимизация социальной функции языка. Политическая лингвистика 281


Политическая лингвистика 281


 


Таблица 13

Сводная сравнительная таблица обращений всех видов

 

Словоформы Абсолютная частота Относительная частота j
  Макар Варвара Макар Варвара
вы, ваш (в целом) другие формы обращений Общая сумма 685 542 1227 | 127 526 | 0,0287 0,0227 0,0513 0,0224 0,0071 0,0296

оказывается в конце концов нереализованным: пружина натянулась, страсти кипят, а жизнь идет своим чередом, игнорируя и несговорчивую податливость Варвары, и надрывный внутренний протест против мира Макара. Даже минимальные попытки Макара к сопротивлению дают трагикомический результат: Вы, что ли, мне поднесли-то? У самих-то есть ли на что опохмелиться; сами у какой-то по гривенничку христарадни­чаете (...) -— вполне резонно отвечает Макару на обвинение в пьянстве слуга хозяйки Фальдони.

Нереализованный когнитивный конфликт — это еще один конфликт, дополнительно драматизирующий повествование.

Проведенный анализ позволяет под другим — лингвистическим — углом зрения взглянуть на проблему «полифонического» романа, сфор­мулированную применительно к романам Достоевского M. M. Бахтиным. Сущность полифонического романа заключается в «множественности самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинной поли­фонии полноценных голосов» различных героев. Как пишет Бахтин: «Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его [Достоевского. —А. Б.]


произведениях, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь, сохраняя свою неслиянность, в единство не­которого события» [Бахтин 1963, с. 78]. Очевидно, что с языковой точки зрения создание особого, индивидуального голоса героя невозможно без использования соответствующих лингвистических средств. «Неслиянный голос» героя должен быть таковым не только идейно, но и лингвисти­чески — иначе никакие идеи не помогут. «Всякое высказывание в этом смысле имеет своего автора, которого мы слышим в самом высказыва­нии как творца его», — замечает в связи с этим Бахтин [Бахтин 1963, с. 55]. И действительно, уже первый роман Достоевского, первая проба пера в полной мере демонстрирует языковую автономность, самобыт­ность, языковое несходство главных героев, что, разумеется, оказывается следствием и концептуальных различий между персонажами.








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 493;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.