Гиперчувствительность 17 страница

Англиканскую церковь часто называют «консервативной партией для ве­рующих». Это хотя и шутка, но она содержит большую долю истины. Анг­ликанская церковь обращена к прошлому, чтобы избежать трудных вопро­сов, предпочитая функционировать как источник ощущения безопасности для своей паствы и освобождая ее от бремени вины. Для индивидуумов Natrum muriaticum все это выглядит очень привлекательно, и церковь заме­няет им мать, прощая их, но в то же время периодически напоминая об их грехах. Еженедельные воскресные посещения церкви дают им чувство очи­щения от внутренней темноты, а также чувство принятия, которое им столь необходимо. (Англиканская церковь — не единственная церковь, излишне переполненная индивидуумами Natrum muriaticum, с их надеждами и стра­хами. Это же можно сказать о любой церкви, будь то католическая, еванге­лическая или строгая пресвитерианская.)

Теперь, когда от меня, по-видимому, отвернется некоторая часть моих читателей, продолжим. В обществе, состоящем преимущественно из индиви­дуумов Natrum muriaticum, недостатка в обиженных не будет!

Существует много других путей, с помощью которых индивидуум Natrum muriaticum поддерживает контроль и боится этот контроль потерять. Он может избегать сходиться с людьми слишком близко, так как это может спровоцировать появление неконтролируемых эмоций. Многим Natrum muriaticum крайне важно сохранение собственной независимости, так как это позволяет им беспрепятственно контролировать свою жизнь. Особенно они избегают ситуаций, в которых им приходилось бы полностью поло­житься на волю других. Например, женщина Natrum muriaticum не может летать в самолете или боится, когда кто-то подвозит ее на машине. Другая

ситуация, угрожающая выйти из-под контроля индивидуума Natrum muriaticum и поэтому кажущаяся ему опасной, — гомеопатический опрос. Ничего не может быть страшнее для Natrum muriaticum, чем говорить о себе, когда беседа находится под контролем гомеопата.

Самоотречение и желание давать

Многие Natrum muriaticum, особенно женщины, имеют пристрастие к тому, чтобы давать. Natrum muriaticum вообще очень склонен к пристрастиям и зависимостям, поскольку это эмоционально зависимый тип, а желание давать у Natrum muriaticum является одной из его основных зависимостей. Пристрас­тие — один из способов избежать эмоциональной (и физической) боли, и именно поэтому индивидууму Natrum muriaticum так необходимо давать. В детстве Natrum muriaticum учится добиваться принятия, угождая другим, и эта привычка усиливается чувством собственной неполноценности, которое ха­рактерно для большинства Natrum muriaticum. Они рассуждают примерно так: «Я — плохой (иначе меня бы любили), но если я буду все время отдавать, я стану лучше и смогу заслужить некоторого признания и даже, может быть, немного любви». Конечно, такие рассуждения происходят в основном на бессознательном уровне, но глубинная психотерапия может вывести их на поверхность почти у каждого человека Natrum muriaticum, который в начале психотерапевтического сеанса еще остается в полном сознании. Как только это осознание происходит, пациенты понимают, что им вовсе не нужно да­вать, не нужно закрываться с помощью этого от своей эмоциональной боли, а ее необходимо полностью пережить и выплакать наружу до конца. Как только это происходит, они становятся свободны в своих действиях и вольны делать то, что подсказывает им их сердце, — оно может побудить их давать, а может и не сделать этого. Большинство индивидуумов Natrum muriaticum чувствуют вину, когда они не дают, поскольку окружающие их Natrum muriaticum, сами страдающие от глубоко засевшего в них комплекса неполноценности, внушили им, что нельзя ничего сделать для себя. Нормальный человек будет давать от избытка сердца и вряд ли даст, если не почувствует этого избытка. В отличие от него субъекты Natrum muriaticum дают из чувства долга и из страха, что их сочтут плохими.

Эгоизм — самый страшный грех для многих Natrum muriaticum. Это не только та вещь, которую они избегают всеми возможными способами, но это также излюбленное обвинение, использующееся для сохранения контро­ля над своими детьми.

Во время психотерапии часто всплывает чувство враждебности по отноше-

нию к своим родителям, и эта враждебность тяжело переживается большин­ством пациентов Natrum muriaticum, так как им крепко внушили, что это чувство эгоистичное и запретное. Проходит немало времени, прежде чем пациент позволит себе иметь это чувство, и еще больше времени, пока он перестанет упрекать себя в эгоизме.

Многие пациенты Natrum muriaticum оправдывают свое нежелание испы­тывать это чувство тем, что им не хочется завязнуть в жалости к себе, что кажется им эгоистичным. Они лучше будут радостны и будут помогать другим. Если бы это было так просто. Прятаться от собственных чувств за внешним радостным фасадом и за помощью другим — значит прятаться от правды. Но только встретившись с правдой лицом к лицу, Natrum muriaticum может залечить внутреннюю боль.

Тех, у кого «даваниемания» приняла наиболее запущенную форму, заме­тить достаточно просто. Они никогда не могут сказать «нет». Они все время стараются за кем-то ухаживать и предлагать свои услуги. Эта потреб­ность заботиться о ком-то была определена термином «взаимозависимость» [codependency]. В последнее время было опубликовано много литературы о «взаимозависимой» личности и о том, как ее изменить. Подавляющее боль­шинство таких людей — Natrum muriaticum^ и, если бы тысячи людей, связан­ных с «группами поддержки» приняли высокую потенцию этого препара­та, их выздоровление пошло бы гораздо быстрее. (По моим наблюдениям, прием Natrum muriaticum ЮМ значительно облегчает мою психотерапевти­ческую работу с этими людьми, открывая их навстречу эмоциям настолько, что они становятся в состоянии «встретиться» со своим прошлым и «рабо­тать» с ним.)

Пристрастие к тому, чтобы давать, особенно выражено у женщин Natrum muriaticum. To, что общество привыкло ожидать от женщин, значительно усиливает эту тенденцию. Очень трудно убедить кого-либо из этих пациенток, что их желание все время отдавать крайне нездорово, когда у них всегда наготове неверно понятые цитаты из Священного писания, а в обществе гос­подствует убеждение, что женщина должна служить другим, и ничего больше. Эмоционально здоровые женщины заботятся о других достаточно естествен­но, но они вполне могут сказать «нет», не ощущая при этом чувства вины и вполне могут думать о себе, не считая это эгоизмом.

Спросите у женщины Natrum muriaticum, почему она дает, и она скажет, что дает из «любви». В большинстве случаев это неправда, но Natrum muriaticum свято верит в эту ложь. Уже упоминавшаяся женщина, помогав­шая своему сыну найти работу, — хороший пример такого самообмана. Сначала она сказала, что действует из чувства любви к сыну, и сама верила

тому, что говорит. Однако когда я начал спрашивать более подробно, то постепенно и ей, и мне стало ясно, что она хочет помогать сыну, потому что сама остро в нем нуждается. В этом случае, конечно, была и определен­ная доля реальной любви и заботы, но не они заставляли эту женщину все время навязывать сыну свою помощь. Любовь никогда не заставляет и ниче­го не навязывает — в отличие от потребности.

Аналогично постоянному желанию давать Natrum muriaticum все время стремится принижать себя и избегать комплиментов. Это связано с тем, что в глубине души пациентка не любит мыслей о себе (Кент: «Самообвинения», «Стыд»). Связано это все с тем же дефицитом любви в детском возрасте. Даже относительно открытый индивидуум Natrum muriaticum% у которого были внешне любящие родители, имеет склонность принижать себя и испы­тывать чувство вины за свой «эгоизм». Причина этого в том, что родители были столь же зависимы от ребенка, как и он от них, и поэтому их любовь к нему не была свободной и безусловной.

Женщины Natrum muriaticum особенно склонны принижать себя, и проявля­ется это в тысяче разных мелочей. Женщине кажется, что она сказала людям что-то ужасное, хотя ничего такого не было. Следствием этого будут постоян­ные извинения: «Простите, я, кажется, сказала какую-то ерунду!», «Я вас ничем не обидела?», «Простите, что я вам надоедаю» и т. д. Естественно, что в их окружении могут оказаться люди, которые еще более усугубляют эту тенденцию. В первую очередь это родители, постоянно упрекающие ребенка в эгоизме, когда тот не слушается, или, того хуже, внушающие ребенку, что он глупый и никчемный. (Это может принимать разные формы — от относитель­но мягких наименований ребенка «дурачком» и «бестолковым» до прямых оскорблений типа «придурок», «осел» и т. п., хотя на ребенка они оказыва­ют примерно одинаковое негативное действие.) Затем это могут быть братья, если в семье мальчикам позволено проявлять больший эгоизм, чем девочкам. И в конце концов эстафету принижения женщины перенимает муж, который может действовать осознанно и открыто либо с помощью тонкого покрови­тельственного поведения и шуточек. Но даже если женщине повезет и она встретит поддерживающих ее друзей и хорошего, чуткого мужа, которые постоянно будут пытаться уменьшить ее комплекс неполноценности, они ни­когда не смогут до конца убедить ее в том, что она — стоящий человек. Сколько бы она ни получала комплиментов, они не смогут уничтожить по­вреждение ее психики, полученное в ранние годы, когда ее убедили, что она не заслуживает любви. Тем не менее любовь обладает огромной целительной силой, стоит лишь Natrum muriaticum впустить ее в себя. Многие индивидуумы Natrum muriaticum постепенно приобретали самоуважение и самооценку от-

части благодаря тому, что позволяли себе открыто посмотреть в лицо внут­ренней боли, отчасти благодаря тому, что эта боль постепенно излечивалась под действием любви.

Обычно для Natrum muriaticum очень характерен стоицизм. Им кажется, что самоуничижение «закаляет душу», делает их сильными и неэгоистичны­ми. Женщина, которая постоянно суетится на кухне, готовя еду для всех, а потом даже не позволит себе присесть, вчасто является Natrum muriaticum. Социальный работник, отдающий своей работе всего себя, так что у него не остается ни минуты свободного времени, — обычно Natrum muriaticum (ра­бота в сфере социальных услуг привлекает Natrum muriaticum как лампа мотыльков). Фактически страдальцы и страдалицы всех мастей обычно отно­сятся к типу Natrum muriaticum независимо от их сознательных мотиваций. (Среди стоических страдальцев также встречаются индивидуумы Phosphorus, Staphysagria или Natrum carbonicum, но в сравнении с Natrum muriaticum их не так много.)

По мере усугубления эмоциональной патологии Natrum muriaticum само­уничижение превращается в саморазрушение. Мужчина, который работает семь дней в неделю по восемнадцать часов, часто относится к типу Natrum muriaticum. Он очень низко ценит себя, но пока чем-то занят и приносит пользу, он на время освобождается от ощущения собственной никчемности. Однако в конце концов подобное надругательство над собственным орга­низмом разрушит его. Место работы может занять алкоголь или наркоти­ки, которые позволяют заглушить внутреннюю боль, но постепенно убивают человека; в этом же ряду стоят булимия и нервная анорексия. Большинство людей, страдающих подобными нарушениями, относятся к типу Natrum muriaticum. Проститутки, которые торгуют собой, чтобы свести концы с концами, потеряли уважение к себе задолго до того, как вышли на панель, и почти не заботятся о том, будут они жить или умрут от СПИДа. Для наиболее эмоционально искалеченных Natrum muriaticum смерть не пред­ставляется чем-то ужасным — она несет с собой успокоение, и они ускоряют ее наступление всеми возможными способами.

Относительно эмоционально сохранного субъекта Natrum muriaticum бы­вает нелегко «вычислить» на приеме. Многие патологические черты Natrum muriaticum у него будут выражены очень мягко или вовсе отсутствовать. В этих случаях, особенно у женщин, может помочь вопрос: «Что вы предпо­читаете — брать или отдавать?» Многие относительно здоровые женщины Natrum muriaticum отвечают, что давать для них гораздо легче, а на вопрос о том, что они чувствуют, когда им приходится что-то брать, они говорят о смущении. Менее эмоционально здоровые пациенты говорят, что ощущают

при этом чувство вины. Пусть «смущение» не сбивает вас с толку — это просто смягченная форма стыда.

Перфекционист и трудоголик

I lame общество переполнено перфекционистами. Многие из них получают от гомеопатов Arsenicum album, однако нужно понимать, что перфекциони-стов Natrum muriaticum гораздо больше. Однако в реперториуме Natrum muriaticum не указан в рубрике «Педантичный», поэтому те, кто изучает гомеопатию, редко сразу осознают эту сторону препарата.

Стремление добиваться во всем совершенства у Natrum muriaticum имеет иную мотивацию, чем у Arsenicum album. Субъект Arsenicum album, видя беспорядок, ощущает собственную незащищенность, и именно это заставляет его быть столь педантичным. Другое дело Natrum muriaticum, который с детских лет усвоил, что он недостаточно хорош и единственный способ доказать обратное — де­лать все абсолютно идеально. Неважно, что исходное ощущение собственной неполноценности давно забылось и вытеснено в подсознание, а в детстве его вполне могли хвалить за достижения. Он чувствует собственную неполноцен­ность не потому, что плохо что-то делает. Просто он не получал достаточно любви и решил, что, «видимо, у него что-то не так». (Представители других конституциональных типов тоже могут не получить в детстве достаточно люб­ви, однако, по-видимому, именно субъекты Natrum muriaticum особенно чув­ствительны к дефициту любви в самом начале жизни, и их психика получает от этого большие повреждения.)

Многие педанты Natrum muriaticum имели педантов-родителей, но не все. У некоторых родители были вполне равнодушны к порядку, а некоторые были откровенно неряшливы. Стремление к идеальности не является просто копи­рованием родительского поведения. Оно неразрывно связано с чувством соб­ственной неполноценности.

Перфекционизм Natrum muriaticum может быть глобальным или касаться лишь отдельных вещей. Типично для Natrum muriaticum стремление идеально сделать свое дело, будь то учеба в школе или работа. Если ему не удается соответствовать собственным высоким стандартам, Natrum muriaticum стано­вится крайне самокритичен и преисполнен решимости в следующий раз сде­лать все как надо. Одним из аспектов перфекционизма Natrum muriaticum является исключительная аккуратность, как у мужчин, так и у женщин. Это и неудивительно, поскольку для этого типа важно не только что он делает, но и как он выглядит. Множество браков дало трещину и даже распалось вслед­ствие навязчивой педантичности супруга Natrum muriaticum.

Стремление к идеальной внешности, занимающее значительное время у многих женщин Natrum muriaticum, без сомнения, подпитывается и усугуб­ляется безумной рекламной индустрией, внушающей, что только безупреч­ный внешний вид может помочь девушке встретить хорошего парня и жить с ним долго и счастливо. По иронии судьбы попытки Natrum muriaticum получить идеальную внешность часто перечеркиваются юношескими прыща­ми, особенно в подростковом возрасте. Эти прыщи словно свидетельствует о том, что подсознательно женщина считает себя некрасивой, а ей постоянно об этом напоминают. Многие женщины Natrum muriaticum используют очень много косметики, пытаясь показать миру идеальную, подправленную и украшенную внешность. Женщины, которые чувствуют себя неуютно, вы­ходя из дома без косметики, почти всегда относятся к типу Natrum muriaticum. Они боятся, что все увидят, как «уродливы» они на самом деле. Субъекты Natrum muriaticum обоих полов обычно одеваются безукоризнен­но, если только их самооценка не падает максимально — в этом случае они перестают обращать внимание на то, как они выглядят. Последнее характер­но либо для самых бедных, либо для очень толстых Natrum muriaticum.

Для Natrum muriaticum не характерно полное перенесение своих высоких стандартов на других, как это делает Arsenicum album, однако на свою семью они их переносят. Наиболее печальным выражением этой тенденции является отношение таких Natrum muriaticum к своим детям, от которых требуют быть идеальными во всем и которые не удовлетворяются более низкими достижени­ями. В результате ребенок вырастает напряженным, неестественным, вечно боящимся не соответствовать высоким стандартам своих родителей.

На приеме я всегда спрашиваю о том, насколько пациент склонен к перфек-ционизму. Большинство Natrum muriaticum осознают эту черту. Многие Natrum muriaticum на вопрос: «Когда вы что-то делаете, важно ли, чтобы все было идеально безупречно?» — отвечают: «Я стараюсь, чтобы это было так».

Перфекционисты Natrum muriaticum часто являются еще и трудоголиками. Но эти две черты Natrum muriaticum могут отмечаться и независимо друг от друга. Трудоголик Natrum muriaticum не выносит праздности, а пассивные занятия, например чтение, рассматриваются многими из них как праздность. Подобно многим другим особенностям Natrum muriaticum эта черта связана с нежеланием оставаться наедине со своими чувствами. Беспокойство, испыты­ваемое трудоголиком в минуту ничегонеделания, сменяется довольно выра­женными чувством вины, тоской и отчаянием, но такие минуты случаются редко. Трудоголик Natrum muriaticum ненавидит выходные, если только он не проводит их за каким-то очень активным видом отдыха, а мысль о пенсии приводит его в ужас. Когда же он все-таки уходит с работы, он либо заполня-

ет свою жизнь заботами о других, либо впадает в депрессию. Домашняя хозяй­ка может иметь точно такое же пристрастие к постоянной занятости, и, чем более сильное внутреннее напряжение она чувствует, тем лихорадочнее стано­вится ее активность, призванная не допустить выхода эмоций из-под контро­ля. Конечно, многие Natrum muriaticum находят кучу разумных и приемлемых оправданий своего пристрастия к активности (особенно если это продуктив­ная активность), однако истина состоит в том, что они пытаются таким обра­зом избегать встречи со своими эмоциями.

Natrum muriaticum становится трудоголиком по двум причинам. Во-первых, это способ избежать встречи со своими чувствами, а во-вторых, это дает ему определенное ощущение того, «что он тоже чего-то стоит» (т. е. помогает ему избежать ощущения собственной никчемности). Если Natrum muriaticum не может работать, он одновременно оказывается подвержен тревоге и депрес­сии. Так случается, когда он заболевает или когда теряет работу. Обе ситуа­ции невыносимы для многих Natrum muriaticum. Очень многие пациенты Natrum muriaticum заявляют, что они терпеть не могут болеть, но тем не менее многие из них подсознательно притягивают болезни, словно пытаясь таким образом излечить себя эмоционально. Индивидуум Natrum muriaticum может исцелиться, только снова почувствовав подавленные эмоции, и именно это начинает происходить, хотя и против его сознательного желания, когда он заболевает. Мне приходилось лечить очень много пациентов с синдромом хронической усталости, который еще называют «поствирусным синдромом» или «гриппом яппи». Почти все они относились к типу Natrum muriaticum и хорошо реагировали на это лекарство. Для этой болезни характерна полная утрата энергии при отсутствии признаков какой-либо заметной и уловимой специальными методами исследования соматической патологии. В результате индивидуум Natrum muriaticum вынужден прекратить свою активность, хотя тело его остается «целостным», а само состояние — полностью обратимым. Это идеальная болезнь, чтобы заставить трудоголика остановиться и почув­ствовать свои эмоции.

Иногда трудоголиками становятся целые нации. В этом отношении осо­бенно приходит в голову Япония и Германия, а также Швейцария. J\a^ населения этих стран особенно характерно подавление эмоций, и я думаю, большинство их составляют индивидуумы Natrum muriaticum. Это высоконт-ролируемые общества, что, кстати, особенно характерно для дальневосточ­ного региона. Я думаю, что большинство населения Дальнего Востока со­ставляют субъекты Natrum muriaticum, и мой опыт работы с выходцами из этихстран подтверждает это предположение. Традиционно подчиненное положение женщин в этих странах также подтверждает эту гипотезу. Когда

женщинам с детства внушают, что они должны всегда подчиняться и не смеют жаловаться, они быстро превращаются в Natrum muriaticum, даже если исходно не имели эту конституцию. Когда подобный шовинизм и по­давление превращаются в традицию, целые народы становятся Natrum muriaticum с рождения.

Позитивное мышление

Традиционно принято считать, что для Natrum muriaticum характерен пес­симизм и фиксация на прошлых несчастьях. И хотя эта сторона картины Natrum muriaticum определенно имеет место, она не исчерпывает всей прав­ды. Большинство индивидуумов Natrum muriaticum прибегают к позитивно­му мышлению, чтобы избежать болезненных внутренних эмоций. Некото­рые становятся оптимистами до такой степени, что не позволяют себе ни единой негативной мысли. В прошлом некоторые из моих пациентов каза­лись мне столь оптимистичными, что я давал им Phosphorus, который, к моему удивлению, не работал. Изучая эти случаи более глубоко, я обнару­жил, что этот оптимизм — средство ухода от прошлых несчастий и от комплекса неполноценности. Назначение Natrum muriaticum всякий раз хо­рошо помогало таким пациентам. Частью оптимистического фасада Natrum muriaticum нередко является улыбка. Постоянно улыбающийся человек либо сумасшедший, либо Natrum muriaticum. Особенно часто радостную маску надевают на себя женщины. Они улыбаются, когда несчастливы, а когда им хорошо, они улыбаются еще больше и экспансивно рассказывают всем о своем счастье. Чем более хрупкой будет их улыбка, тем более они несчастны и тем легче гомеопат может проколоть радужный пузырь, открывая поток рыданий. Часто женщины Natrum muriaticum любят радостно болтать на «безопасные» темы, постоянно улыбаясь при этом. Улыбка в конце каждой фразы очень характерна для Natrum muriaticum, сколь бы ни был мрачен смысл сказанного. Однако, если гомеопат спросит, счастлив ли ее брак, во многих случаях в глазах заблестят слезы и улыбка станет менее убедитель­ной. Если же гомеопат будет настойчив в своих попытках заглянуть под оболочку, слезы могут хлынуть потоком, а улыбка исчезнет вовсе.

Если же Natrum muriaticum постоянно смеется, то это указывает на более серьезную патологию (Кент: «Чрезмерный смех»). Такой человек приобретает репутацию весельчака, который постоянно смеется над всем подряд. Он знает, что он очень несчастлив, но не позволяет себе показать это. В один прекрас­ный день он совершает самоубийство, которое оказывается для окружающих громом среди ясного неба. Многие Natrum muriaticum смеются, когда разго-

вор затрагивает серьезные проблемы, которые очень их расстраивают (Кент: «Смеется над серьезными вещами»). Когда на первом приеме я прошу моих пациентов описать собственную личность, часть из них начинает смеяться. Все они являются субъектами Natrum muriaticum, для которых предложение рас­крыть свой внутренний мир является угрожающим и вызывает смущение. Во нремя психотерапевтического сеанса я прошу таких пациентов перестать сме­яться, и это всегда вызывает бурные потоки слез.

Склонные к позитивному мышлению Natrum muriaticum часто читают книги адептов «Нью эйдж», содержащие советы использовать оптимистические афо­ризмы. Некоторые доходят до того, что вешают их в виде плакатов у себя дома. К сожалению, сколько бы такие люди ни повторяли: «Я заслуживаю любви!», «Я притягиваю в свою жизнь все, что мне нужно!», «Я привлека­тельна! », это не находит отклика в их душе, в которой прочно засела уверен­ность в прямо противоположном. Человек может даже на время поверить в эти лозунги, но эта уверенность очень хрупка и не задевает глубоких струн души. Подобный «аутотренинг» сродни антидепрессантам— неприятные эмо­ции затихают, но не исчезают. В конце концов их нужно почувствовать, чтобы смочь осознать, а как только пациент Natrum muriaticum осознает их, он отбрасывает и афоризмы, и антидепрессанты и позволяет себе рыдать.

Оптимисты Natrum muriaticum часто бывают исполнены желания пропове­довать, активно рассеивая мрак и уныние вокруг себя. Такие женщины (а это обычно бывают именно женщины), не жалея сил, стараются вовлечь других в свою систему позитивного мышления. Им недостаточно того, что­бы они мыслили позитивно. Им нужно, чтобы и все остальные мыслили точно так же. Такие женщины имеют особенное пристрастие к тому, чтобы давать и ухаживать за другими, а в позитивном мышлении они видят ту жемчужину, которую они просто обязаны открыть миру. Как и у всех фанатиков, активность является признаком их уязвимости, и они чувствуют полное потрясение, когда кто-то подвергает сомнению их проповеди. В этом случае они часто впадают в разновидность духовного высокомерия, говоря нечто типа: «Ты говоришь так только потому, что обижен» или «Если бы вы могли почувствовать то же блаженство, что и я! Если бы вы смогли полюбить себя, вы просто поразились бы, как прекрасен мир!» Любые религиозные идеи предрасполагают к желанию обратить как можно большее число людей в свою веру, и большинство фанатичных проповедни­ков, особенно из только что обращенных неофитов, относятся к типу Natrum muriaticum. Впрочем, профессиональные благодетели человечества и моралисты тоже почти сплошь индивидуумы Natrum muriaticum. Примеры — Британское движение за моральные устои, Миссис Мэри Уайтхаус и «Дви-

жение за права пожизненно заключенных», которые с равным энтузиазмом призывают запретить аборты и помиловать убийц.

Natrum muriaticum обожают во что-то фанатично верить, особенно женщи­ны (мужчины этого типа часто более циничны). Учитывая силу скрытых ду­шевных страданий, надежда очень ценна для большинства Natrum muriaticum. Свидетельством тому могут служить, например, негритянские духовные песно­пения. Эти берущие за душу печальные «апевы создавались в течение многих веков страданий, которые нельзя было высказать и которым нельзя было от­крыто сопротивляться. Негритянские духовные песни наполнены страданием и надеждой, надеждой на завтра и особенно на возвращение домой, к Отцу небесному. Подавление порождает людей типа Natrum muriaticum, которые в отличие от Аигит никогда не теряют надежды.

Еще один вариант оптимиста Natrum muriaticum — человек, увлеченный мис­тикой. Это еще один окольный путь, вроде бы позволяющий выразить глубины психики. Путь этот привлекает Natrum muriaticum красивым антуражем и тем, что он сулит заманчивые перспективы, не угрожая необходимостью встретить­ся лицом к лицу со своей болью. Старомодный стиль предполагал собрания и спиритические сеансы, в процессе которых Natrum muriaticum мог получить многообещающие пророчества о благоденствии в «следующей жизни» или услышать что-то приятное о тех, кого он потерял. Нередко на этих сеансах присутствовали прорицатели или гадатели по картам таро, пророчества кото­рых содержали обычно больше позитивной, чем негативной информации (а сами они почти все относились к типу Natrum muriaticum). Современное дви­жение «Нью Эйдж» привнесло с собой фигуру челеннера, или проводника [chalenner], который вещает голосом «высшей сущности» и вводит таким об­разом клиента в прямой контакт с его «духом-проводником». (Однажды мне «посчастливилось» поговорить со своим «духом-проводником», связь с кото­рым мне «обеспечил» один из моих знакомых челеннеров Natrum muriaticum. «Дух» сказал, что его зовут Демпси. Не желая обидеть своего знакомого, я изо всех сил старался не рассмеяться и подождал, пока «дух» не закончит свою речь, призывающую к миру во всем мире.)

Приверженцы «Нью Эйдж» часто дают своим детям имена типа Скай («Небо») или Спирит («Дух»). Однажды я провел две недели в центре «Нью Эйдж» в Калифорнии, знакомясь с их психотерапевтической работой. То, что я там увидел, можно было бы назвать «обучением благодушию» .* В отличие от других психотерапевтических центров, в которых мне приходилось работать и в которых основное внимание уделялось работе с реальными эмоциями кипящи-

*По-русски это называлось бы «психотерапевтическая бригада имени Луки-утешителя». Чем обычно заканчивается такая психотерапия — см. у Горького. — Прим. перев.

ми в душах пациентов, благодаря чему достигалось психологическое оздоров­ление, в этом центре царил девиз - «закроем глаза на свои проблемы!». Психо­терапевты, все сплошь Natrum muriaticum, пытались там лечить других, прячась таким образом от самих себя. Они использовали множество техник, многие из которых были связаны с ритуалами, а также с визуализацией. Визуализацию вообще можно назвать любимым приемом «Нью Эйдж» Natrum muriaticum. Она дает возможность клиенту представить радужную перспективу решения его проблем (что отчасти может увеличить вероятность превращения этой перспек­тивы в реальность), но не имеет ничего общего с истинным искоренением подавленной эмоциональной боли, которая и лежит в основе этих проблем.

Пунтарь

Пo контрасту со всем тем, что было сказано о позитивном мышлении Natrum muriaticum, позвольте перейти теперь к Natrum тгспаМсит-бунтоыщку, испол­ненному злости и гнева. Он не хочет слышать о том, какой он замечательный. Он лучше проломит кому-нибудь голову. Однако этот вариант Natrum muriaticum, по моим ощущениям, имеет больше шансов на выздоровление.








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 436;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.