Науки о человеке как индивиде и его онтогенезе
До сих пор мы рассматривали структуру научного познания человека как вида (Homo sapiens) и как человечества в его историческом существовании. Фундаментальные основы современной системы человекознания складываются именно в этих двух гигантских констелляциях научных дисциплин, сосредоточенных вокруг общих проблем человекознания. На границах с ними, как мы видели, дифференцируются такие крупнейшие центры современного естествознания и науки в целом, как проблемы биогеносферы, ноосферы и освоения космоса. Однако было бы серьезной ошибкой полагать, что всех охарактеризованных междисциплинарных объединений, специализирующихся на изучении проблем Homo sapiens и человечества, достаточно для научного познания человека. Они составляют лишь основу системы человекознания, включающей еще ряд комплексов наук о человеке как индивиде и личности, субъекте и индивидуальности. Рассмотрение всех этих комплексов, хотя бы в самом кратчайшем виде, позволит нам понять современное осуществление принципа единства теории и практики применительно к познанию законов человеческого развития и управлению ими в интересах общества и личности.
Поскольку мы имели раньше возможность охарактеризовать структуру человека как индивида и междисциплинарные связи в ее изучении*, достаточно ограничиться схематическим изображением классификации наук в этой области соответственно основным ее проблемам (рис. 5).
* Ананьев Б. Г. Важная проблема современной педагогической антропологии (Онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь). – М.: Советская педагогика, 1966. – № 1; Его же. К изучению человека // Человек и общество: Сб. – Вып. 1. – Л.: Изд. ЛГУ, 1966.
Рис. 5. Схема основных проблем и наук о человеке как индивиде и его онтогенезе
Феномены онтогенетической эволюции человека – возрастные и половые, конституциональные* и нейродинамические** свойства, взаимосвязи между которыми определяют более сложные образования индивида: структуру потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков, составляющих природную основу личности***. Взаимосвязи этих свойств индивида разнообразны. Так, например, темперамент не является свойством отдельного органа (его реактивности), тем более отдельных клеток (в том числе и нейронов). Этот феномен является интегральным производным всей структуры индивида, эффектом совокупного действия его более общих свойств. Упрощенное толкование этого сложного феномена индивида в недавнем прошлом выражалось в отождествлении темперамента с гуморально-эндокринной реактивностью организма и определении темперамента как функции телосложения (конституционального типа) и его гуморальной регуляции. Отсюда широко распространенные в 20-30-х годах представления об однозначных зависимостях темперамента от телосложения. Однако с каждым новым успехом физиологического исследования типов нервной системы животных и человека обнаруживалась несостоятельность такого взгляда, так как основные характеристики темперамента ближе всего коррелировали с основными параметрами типов нервной системы. Теоретически значительно более обоснованными явились представления о том, что именно нервная система – тот субстрат, который непосредственно определяет психофизиологические характеристики поведения.
* Уильямс Р. И. Биохимическая индивидуальность. – М.: ИЛ, 1960; Кречмер Э. Строение тела и характер. – ГИЗ, 1930; Его же. Медицинская психология. – М., 1927; Матес П. Конституциональные типы женщин. – Киев, 1927; Шевкуненко В. П., Геселевич А. М. Типовая анатомия человека.
** Павлов И. П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах // Поли. собр. соч. – Т. 3. – Кн. 2. – М.: Изд. АН СССР, 1951; Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий.– М.; Изд. АПН РСФСР, 1961; Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. – Т. 1-4. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1960-1964; Методика изучения типологических особенностей высшей нервной деятельности животных: Сб. – М.: Наука, 1964; Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1966; Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. – М.: Просвещение, 1964.
*** См., например: Мирзоян Э. Н. Индивидуальное развитие и эволюция. – М.: Изд. АН СССР 1963; Равен X. Оогенез. – М.: Мир, 1964, Пэттен Б. М. Эмбриология человека. – М.: Медгиз, 1959; Очерки по физиологии плода и новорожденного. – М.: Медицина, 1966; Исраэлян Л. Г, Анатомо-физиологические даты детского возраста. – М.: Медгиз, 1959, Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. – М.: Медгиз, 1962; Развитие мозга ребенка: Сб. – М.: Медицина, 1965; Регуляция вегетативных анимальных функций в онтогенезе: Сб. – М.: Наука, 1966; Тих Н. А. Ранний онтогенез поведения приматов; Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. – М., 1935; Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959; Элъконин Д. Б. Детская психология. – М.: Учпедгиз, 1960; Изучение развития и поведения детей: Сб. – М.: Просвещение, 1966; Пархон К. И. Возрастная биология. – Бухарест: Меридиан, I960; Основы геронтологии. – М.: Медгиз, 1960; Нагорный А. В., Никитин В. Н., Буланкин И. Н. Проблемы старения и долголетия. – М.: Медгиз, 1963; Бурлъер Ф. Старение и старость. –М.: ИЛ, 1962; Вопросы геронтологии и гериатрии: Сб. – М.: Медгиз, 1962; Давыдовский И. В. Геронтология. – М.: Медицина, 1966; Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. – Л.: Изд. ЛГУ, 1965.
Вместе с тем типические особенности нервной системы обособлялись от общесоматических особенностей индивида и его эндокринно-биохимических характеристик, от общего типа метаболизма и морфологических особенностей структуры организма в целом. При идентификации темперамента с типом нервной системы оказывалось, что эмоциональность, сенситивность и другие характеристики темперамента непосредственно не связаны с организмом как целым. Рассмотрение темперамента как однозначной функции типа нервной системы является, таким образом, недостаточным. Относительной оказалась и нейродинамическая обусловленность темперамента, равно как раньше была обнаружена аналогичная относительность конституциональной его обусловленности. Очевидно, темперамент обусловлен не только нейродинамической организацией головного мозга, но и структурно-динамическими особенностями организма в целом.
То же можно сказать и о структуре органических потребностей, связанных не только с безусловными рефлексами (пищевыми, половыми, защитными и т. д.), но и с более общими характеристиками метаболизма всех систем, органов и тканей организма. Механизм органических потребностей может быть прослежен в современных условиях не только до клеточного, но и до молекулярного уровня включительно. Однако общая структура этих потребностей, их взаимодействие и динамическая иерархия существуют лишь на уровне организма в целом, определяя мотивацию поведения.
И структура органических потребностей, и темперамент могут, следовательно, рассматриваться как природные свойства высокого уровня (по интеграции). Вместе с тем их можно определить как вторичные свойства, истоками которых являются более общие природные свойства, функционирующие на всех уровнях–от молекулярного до организма в целом. Особый интерес к темпераменту и структуре органических потребностей объясняется тем, что они являются природными основаниями характера, эмоций, мотиваций поведения и т. д. Однако с признанием бесспорного факта вторичности, производности этих природных свойств особую важность приобретает вопрос о тех первичных свойствах или особенностях человеческой природы, взаимодействия которых определяют темперамент и задатки, мотивацию элементарных действий и их тонус, общее во всех первичных свойствах человека как индивида, заключенное в их генетической обусловленности. Особый интерес представляют исследования генотипической обусловленности первичных природных свойств человека, к которым относятся, как указывалось выше, общесоматические (конституциональные) и нейродинамические свойства человеческого организма. Примыкает к конституционально-нейродинамическим свойствам и функциональная геометрия тела в виде симметрии или асимметрии структурно-динамических характеристик организма и отдельных органов (особенно двигательных и сенсорных). Правшество, левшество, амбидекстрия– явления одновременно конституциональные и нейродинамические.
Эти три группы природных свойств (конституциональные, нейродинамические, билатеральные – особенности симметрии организма) образуют класс первичных свойств, которые можно назвать индивидуально-типическими. Несомненна зависимость вторичных свойств (темперамента, структуры органических потребностей и т. д.) от этого класса первичных свойств, именно от совокупности индивидуально-типических свойств в целом, а не от отдельно взятых (конституциональных или нейродинамических). Отметим кстати, что каждое из входящих в этот класс первичных свойств оказывается одним из источников образования различных вторичных свойств. Это доказано в отношении типологических свойств нервной системы, определяющих, с одной стороны, темперамент, а с другой – задатки.
Внутренние зависимости между природными свойствами, разумеется, всегда опосредованы зависимостями индивида от условий внешней среды (социальной, биологической, абиотической), но особенно важно подчеркнуть, что эти внутренние зависимости определены общей морфофизиологической организацией человека как вида, причем безотносительно к расовым, возрастным, половым и другим антропологическим особенностям. По отношению к этим особенностям конституциональные, нейродинамические и билатеральные особенности организации тела имеют частные значения индивидуально-типических вариантов единой природы человека как биологического вида, сформировавшегося в процессе социально-исторического развития.
Но вид определяет индивид и его вторичные природные свойства не только этими индивидуально-типическими вариантами. Известно, что темперамент настолько изменяется в процессе индивидуального развития, что в науке многократно возникали предположения о возрастной его обусловленности и даже о тождестве его с психологической характеристикой возраста. Согласно таким взглядам, темперамент есть состояние, а не константное свойство, и человек имеет столько темпераментов, сколько возрастных фаз он прошел. Это, конечно, сильнейшее преувеличение. В настоящее время известно, что существуют константы поведения, сохраняющиеся во всех возрастах и проявляющие себя с первых недель жизни до умирания. Однако возрастные изменения (в процессе роста и созревания, зрелости, старения) захватывают не только темперамент, но и лежащие в его основе конституциональные, нейродинамические и функционально-геометрические свойства человека. Эти возрастные изменения характеризуют строго определенную фазность онтогенетического развития, обусловленную филогенетической эволюцией и историческим развитием человека.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 961;