Культура Древнего Востока

Первые классовые общества,первые цивилизации возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Африке – в долине Нила и в Азии – в междуречье Тигра и Евфрата. Внешним признаком завершения процесса становления классового общества было появление монументальных каменных или кирпичных сооружений и возникновение письменности. Древ­ний Восток включает в себя Древний Египет и государственные образования Междуречья: Шумер, Аккад, Вавилонию, Асси­рию. Древние Индия, Китай, Япония, Корея и другие азиатские и африканские страны также заняли достойное место среди первых цивилизаций.

Многие блага цивилизации, без которых просто невоз­можно представить жизнь современного общества, берут начало в древневосточной культуре. Так, привычные нам европейские алфавиты происходят от древнегреческого. Греки же позаимствовали алфавитное письмо от финикийцев. Первые правовые кодексы создали шумеры. Они же изобрели колесную повозку, гончарный круг, бронзу. Наиболее прославленные достопримечательности Древнего Востока – египетские пирами­ды, террасные, т.н. «висячие», сады Семирамиды в Вавилоне – входят в число «семи чудес света». Древневосточные архитекто­ры умели возводить монументальные каменные и кирпичные строения, совершенные санитарно-технические сооружения, водяные мельницы и т.д.

Впечатляющими были успехи древневосточных народов в математике, астрономии, медицине, лингвистике. Шестидеся­тичная система в исчислении времени (60 минут, 60 секунд) была создана шумерами, десятичная система измерения с применением нуля – индийцами. Затем эта система была заимствована арабами, в наше время ею пользуются во всем мире. Индийское происхождение имеют математические терми­ны «цифра», «корень», «синус». Уже во II тыс. до н.э. в Древнем Китае делили год на 12 месяцев, месяц на 4 недели, составили первый в мире звездный каталог на 800 светил, каталог медицинских книг, «Классический труд по иглотерапии и прижиганию». В Китае изобрели пушки и порох, компас и фейерверк, стремена, помогающие держаться в седле, бумагу и подвижной шрифт, механические часы и т.д. Древние индийцы имели представление о вращении Земли вокруг своей оси, владели обработкой металла, знаниями об агрикультуре, распо­лагали совершенной системой водопровода и канализации.

Древний Восток оставил такие непреходящие ценности, как эпос, драмы, притчи, мифы, строгая египетская скульптура, стекло, фарфор, шелк, хлопок. По великому шелковому пути товары и предметы искусства продавались от Китая до Средиземноморья. Складывался синтез регионально-этнических культур.

 

В VII – VI вв. до н.э. в трех цивилизациях – Индии, Китае и Греции – появляется новая форма общественного сознанияфилософия. В Древней Индии все философские школы ведут свое начало от Вед – священных книг ариев (индоевропейцев), завоевавших Индию в XIII в. до н.э. В целом для индийской философии характерны идеализм, религиозность, космоцен­тризм, созерцательность. Базовым направлением индийской философии стала веданта, одним из основателей которой считается Бадараяна.

Главная её цель – истолкование (логическое или мистическое) Вед. Согласно веданте, смысл жизни человека заключается в достижении после праведной жизни (точнее – целой цепи перевоплощений) состояния «мокша» – слияния Атмана (индивидуальной души) с Брахманом (Космической, Божественной душой, Абсолютом). Праведная жизнь дает возможность остановить Сансару (колесо перевоплощений). Этой же цели можно достичь и при жизни. Помогают этому безгрешность и специальная система упражнений, итогом которых становится достижение состояния «самадхи» (сосредоточе­ние). Такая религиозно-философская практика получила название «йога». её родоначальником считается Патанджали, живший во II в. н.э.

В VI в. до н.э. возникает ряд религиозно-философских школ, отрицав­ших авторитет Вед: буддизм, джайнизм, материалистическое учение чарвака (локаята) и др.

Буддизм стал первой мировой религией, получившей распространение во многих странах Азии (в т.ч. и в России). В 40 лет принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал называться Буддой («просветленным»). Он учил, что жизнь является страданием; источник страданий – жажда жизни, жажда наслаждений, власти, обладания, а освобождение от желаний ведет к избавлению от страданий и достижению нирваны (слияния с Абсолютом). Для этого надо следовать основным положениями «восьмеричного пути»: праведным взглядам, поведению, усилиям, речи, мыслям, памяти, образу жизни, самоуглублению. Буддизм, будучи религией, одновре­менно является и религиозной философией.

В отличие от брахманизма, индуизма (ранняя и более поздняя индийские национальные религии) и веданты буддизм утверждает, что нирваны может достичь не только брахман (жрец, представитель высшей из четырех варн – сословий Древней Индии), но и представитель любой варны: кшатриев (воинов, управленцев), вайшьев (тружеников) или шудр («неприкасаемых» – людей, не имеющих гражданских прав, чернорабочих).

Древнекитайская философия включает в себя ряд религиозно-философских школ. Вместе с тем есть общие для них понятия. По мнению китайских мыслителей, все изменения в мире являются результатом взаимодействия двух начал – Ян и Инь, светлого и темного, мужского и женского. Ян и Инь происходят от Дао – первопричины и сущности мира, абсолютного принципа или закона мироздания. Мировое Дао порождает Дао («путь», смысл жизни) человечества, народа и каждого человека. Дао познается только долгим подвижниче­ским жизненным путем.

Понятие «Дао» лежит в основе учения даосизма, основанного в VI в. до н.э. Лао-Цзы. Согласно этому учению мир вечен и находится в непрерывном изменении. Даосизм проповедовал пассивное отношение человека к окру­жающей действительности и, вместе с тем, гармонию с миропорядком. Наиболее ярко это выражается в принципе «У вэй», означающем недеяние: «Мудрец действует недеянием и учит молчанием». Поскольку в даосизме допускается мысль о том, что душа умирает вместе с телом, смыслом существования человека становится максимальное продление жизни (в идеа­ле – достижение бессмертия). Социальным идеалом считается крепкая крестьянская община и небольшое стабильное государство.

В условиях развития Китая по пути империи среди правящих слоев большую популярность начиная с VI в. до н.э. приобретает философия Конфуция (Кун-цзы). В центре учения Конфуция – человек, понимаемый прежде всего как член общества; последнее, в свою очередь, уподоблялось большой семье во главе с отцом-патриархом (императором). Все проблемы человеческого существования и мироздания осмыс­ливаются Конфуцием в социально-этической плоскости. Конфуцианство сыграло большую роль в формировании образа честного, грамотного и справедливого чиновника, что способст­вовало прочности государственно-имперских традиций в Китае.

Уже в эпоху древних цивилизаций обнаруживается специфика восточных обществ в положении человека и в отношении к нему общества и государства. Её основные черты: государственно-общинная система с верховной собственностью на землю, на производимый на ней продукт и на самого работника; преобладание коллективного начала над индиви­дуальным, растворение человека в определенной социально-культурной общности (например, в касте); резко выраженное социальное неравенство, практически ничем не ограничиваемая эксплуатация общинников деспотической верховной властью. Для Востока характерен бюрократический произвол. Несмотря на обилие изобретений, Восток никогда не стремился к системности науки.

Термин «наука» имеет два значения: 1. Древняя и средневековая нау­ка – теоретические знания, основанные на логике, являющиеся частью философского (физика, математика), религиозного (астрология, медицина) знания или обобщением практического опыта (медицина). 2. Современная (экспериментальная) наука – самостоятельная форма общественного сознания, возникшая в XVII в. – теоретические знания, основанные на логике и экспери­менте.

Поскольку мир иллюзорен, то не следует искать в нем каких-либо закономерностей. На Востоке стремятся понять силы, заложенные в природе, но эксперимент как деятельност­ное отношение к ней человека мало популярен.

 

Античная культура

 

Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наслед­ницей древневосточной. Что отличает её от других типов культуры? По мнению одного из крупнейших специалистов в этой области русского философа ХХ в. А.Ф. Лосева, если для новоевропейской буржуазной культуры основным, абсолютным понятием и ценностью стала личность, для средневековой был личный Бог, то для античной им являлся Космос. Античные боги – только обобщение областей природы – как разумной, так и неразумной.

Все недостатки, все достоинства человека и природы есть и в божестве... В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» боги сражаются друг с другом, бранятся. Это действуют те же самые люди, только абсолютизирован­ные и бессмертные. Интересны суждения А.Ф. Лосева о соотношении свободы и необходимости в античности. Что предписывает Космос, то и будет. Необходимость – судьба. Судьба выше человека, и что она предпримет, неизвестно. Значит, я могу поступать как угодно. Я – герой. Когда Ахилл идет в опасный бой, его кони говорят ему: «Куда ты идешь. Ты же погибнешь». Но он не обращает внимания на предостережения. Погибать ему или нет – дело судьбы, а смысл его поступков – быть героем.

Античный Космос – совершеннейшее произведение искусства. Античная культура любит симметрию, гармонию, ритмику, меру. Главное воплощение этого – скульптура. Антич­ность скульптурна. Космос есть абсолютное тело, прекрасное, божественное, это абсолютизация природы. Но если природа сама для себя абсолют, то античная культура основана на внеличностном космологизме. Основное представление о мире у греков сводится к тому, что он есть театральная сцена. А люди – актеры. Они появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят они с неба и уходят туда же, и там растворяются, как капли в море. Сам Космос сочиняет драмы и комедии, которые люди исполняют.

Чрезвычайно богата и увлекательна древнегреческая мифология.

По представлениям древних греков, первоначально существовал хаос, из которого возникли Земля (Гея), подземный мир (Тартар), Любовь (Эрос) и другие стихийный силы. Гея породила небо – Уран, который стал первым властителем и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов – Титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть отца Урана и воцарился над миром. В свою очередь, дети Кроноса под предводительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп – это было третье поколение божеств.

Верховным божеством стал Зевс – властитель неба, грома и молнии. Среди потомков Зевса особо выделялся Аполлон – бог света и поэзии, бог-врачеватель, его обычно сопровождали девять муз – покровительниц искусств и наук. Афродита была богиней красоты, Афина – богиней мудрости. Гермес покрови­тельствовал торговле. Кроме мифов о богах, у греков существо­вали различные версии о происхождении людей, мифы о героях, например о подвигах Геракла, и др.

 

С античностью связано явление исключительной важности для европейской культуры – возникновениесветской философии. Античная философия – принципиально новый подход к познанию мира, отличный от того, какой господство­вал на Востоке. Переход от религиозно-мифологических представлений о мире к философ­скому его пониманию означал качественный скачек в интеллек­туальном развитии человече­ства. Греческие философы Фалес, Анаксимен, Пифагор, Гераклит из Эфеса пытались осмыслить природу и её закономерности, выявить первооснову всего сущего. Демокрит ввел понятие атомов – неделимых частиц вещества.

Софисты учили все доказывать. Из софистов вышел Сократ. Он предложил новый метод познания – философский спор – диалог. От него происходит важное философское понятие «диалектика» (учение о развитии путем преодоления противоре­чий) и известное выражение «в споре рождается истина». Сократ впервые высказал мысль о том, что философия должна заниматься не природой, а человеком. Идеи Сократа развивали два выдающихся философа – Платон и его ученик, систематизатор философии и всех теоретических знаний Аристотель.

Важным в философии Аристотеля являются учения о взаимоотноше­ниях формы и материи, о методах мышления – логике. Он сформулировал основные законы логики и оказал огромное влияние на философию Средневековья и Нового времени.

«Отцом» истории называют крупнейшего греческого историка (V в. до н.э.) Геродота. Он описал нравы, верования, развлечения, природу, жизнь и деятельность греков и всех народов, нападавших на Грецию, войны греков с персами.

Другого крупнейшего греческого историка (V в. до н.э.) – Фукидида можно считать родоначальником исторической критики. Главные труды римского историка Тацита «Анналы» и «История» в 14 книгах посвящены истории Рима и Римской империи, а также религии, общественному устройству и быту древних германцев.

Сопоставление накопленных в греческом и восточном мире научных знаний породило потребность в их классифика­ции и дало стимул прогрессу науки.Особое развитие получают математика, астрономия, ботаника, география, медицина.

Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школах. Труды Евдокса Книдского способствовали развитию тригонометрии, астрономии. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших её объем, сыграли немалую роль в эпоху Великих географических открытий. С именем Архимеда Сиракузского связаны открытие одного из основных законов гидростатики, важные положения механики и многие технические изобретения.

Легендарное имя Гиппократа стало символом медицины в Древней Греции. Слава о его искусстве распространилась во многих государствах. Он был главой врачебной школы, олицет­ворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины клас­сического периода. Трудно переоценить учение выдающегося врача Древнего Рима Галена для развития медицины. Его труды в течение 14 столетий были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе.

Наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, на их философию, религиозное мышле­ние, литературу, искусство, юридические и политические взгля­ды. Античность оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества.

 

С античностью связано зарождение экономической и политико-правовой форм общественного сознания. Само слово «экономика» в Греции означало «искусство ведения домашнего хозяйства». Здесь развивается система денежного обращения. Торговые связи охватывают всё Средиземноморье. С афинской демократией связано понятие «гражданин» – человек, обладающий определенными правами и обязанностями по отношению к государству. Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах государственной важности. Понятно, при наличии рабовладения такой строй может быть назван демократическим с известной долей условности. В зна­менитом римском праве были сформулированы принципы зако­нотворчества и судопроизводства. Оно постоянно изучалось юри­стами средневековой Европы, приспосабливалось к нуждам феодального общества, использовалось юристами Нового вре­мени. Ряд этих принципов сохраняют актуальность и по сей день.

 

Древние греки явились родоначальниками изящных искусств. Античность сохранила такие непреходящие ценности и великие имена, как поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера; «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода; древнегреческая трагедия крупнейших драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида; комедии «Мир» и «Плутос» Аристофана и др.

Ни один из древних и современных поэтов не умел описывать море так, как это делал Гомер, перечисляя все его оттенки – от винно-красного до изумрудного, и представляя океан живым, грозным и вечным существом. Море дарило греку ощущение свободы; оно же наделяло его острым чувством судьбы, восприятием мира как целого, Космоса. Любимыми героями эллинов были мореплаватели Ясон, Геракл, Одиссей. В России еще в XVIII в. переводили античных авторов. Державин написал свой «Памятник» в подражание «Памятнику» Горация. Прекрасно знал римскую литературу А.С. Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе равных.

Гармония человека и природы, постоянная устремленность к красоте и добру – притягательная сторона в античном искусстве. Одно из величайших творений мирового искусства Парфенон – храм Афины, богини мудрости и труда, покровительницы города Афины. Парфенон сооружен архитекторами Иктином и Калликратом из белого мрамора, с богатым скульптурным оформлением, выполненным Фидием. Центральная скульптура – царственная Афина – гордость скульптора. Обнаженные части статуи были выполнены из слоновой кости, одежда и украшения – из золота. Храм окружен колоннадой из 46 колонн. Секрет архитекторов и скульпторов в том, что они достигли ощущения органичной связи храма с ландшафтом. Греческие скульптуры создавали «говорящие» тела, фигуры обладали поразительной пластикой. Плутарх говорил, что в Афинах больше статуй, чем живых людей.

Если греки в изобразительном искусстве стремились выразить идеал (прекрасной женщины, спортсмена, воина и т.п.), то более прагматичные римляне были ближе к реальной жизни. Реалистичный скульптурный и живописный портрет был оригинальной разработкой римского общества. Этот вид искусства вел свое происхождение от посмертных масок главы рода. Главным героем портретов, как правило, был пожилой волевой патриций (портреты Брута, Цезаря). Для придания большей выразительности своим работам римские скульпторы стали вырезать зрачки, вставляя порой в глазницы кусочки хрусталя или драгоценные камни. Римская скульптура заложила основы западноевропейского изобразительного искусства. Скульп­турные изображения императоров предназначались для вещного восприятия обожествленной личности. Античное искусство рассматривается как эталон, как точка отсчета, как символ совершенства.

 

В условиях императорского Рима в I в. н.э. возникло христианство – вторая после буддизма мировая религия. Его появление стало одним из важнейших поворотных моментов в мировой истории. Центральная идея христианства – спасение человека путем нравственного очищения. Иисус Христос – Сын Божий – пришел в мир, дабы своей жертвенной смертью искупить грехи всех людей и дать им шанс на спасение души. Отсюда – три главных ценности (идеала) христианства: Вера (в Бога), Надежда (на спасение души) и Любовь (любовь к Богу и к человеку). Большую роль в христианстве играет идея свободы. Речь идет не о политиче­ской или экономической, а прежде всего о внутренней, духов­ной свободе человека, о свободе нравственного выбора между добром и злом. Такая идея ориентирует христиан не столько на фор­мальное выполнение религиозных обрядов ради личного благополучия, сколько на постоянный духовный труд, направленный на нравственное самосовершенствование. При этом оно должно сочетаться с помощью другим людям.

Со стороны римских властей христианство жестоко преследовалось. Однако сила убеждения последователей Христа оказалась настолько велика, что в IV в. христианство превращается в государственную религию. Начинают строиться христианские храмы – базилики и культовые здания центрического типа, в которых нашли свое развитие античные традиции круглого храма. Христианство проповедовало избавление от рабства и нищеты, запретило жертвоприношения, отказалось от жесткой регламентации поведения человека в быту, обращалось ко всем независимо от языковой, политической, социальной, этнической принадлежности.

 

Таким образом, фактический материал свидетельствует о высоком уровне хозяйственной и культурной жизни народов Древнего Востока, Греции и Рима. Здесь развивалось земледе­лие и ремесло, велась оживленная торговля, возникали города, процветали различные виды искусства, зарождались научные знания, формировались целостные мировые религиозные сис­темы и общественно-политические воззрения. Шел процесс естественноисторической эволюции культуры с присущими данным регионам особенностями. Уже с глубокой древности народы Востока и Запада находились в тесных контактах, обогащали друг друга достижениями культуры. Греко-римская культура не смогла бы достичь такой высоты, если бы не была наследницей культуры Древнего Востока. Не было бы и совре­менной Европы без того фундамента, который был заложен Древней Грецией и Древним Римом.

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1913;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.