Основные тенденции развития мировой культуры в XVII– XIX вв.
Модернизация – переход от традиционного к индустриальному (современному) обществу, начавшись в XVI в., активно идет в экономической, политической, социальной и духовной сферах в течение XVII – XVIII вв. Условной границей, разделяющей Средние века и Новое время, считается середина XVII в. Смысл новой эпохи, открытой английской буржуазной революцией середины XVII в., заключался в ломке старых феодальных отношений аграрного общества и постепенном утверждении индустриального общества в форме капитализма. Этот процесс сопровождается формированием индустриальной культуры.
Многообразие исторических ситуаций, включавших множество войн, революций, контрреволюций, коренные изменения в науке и технике при переходе к машинному производству на базе промышленного переворота, создание и укрепление национальных государств, колониальный раздел мира – все это формировало новый тип человека с новым мировоззрением, с новой культурой, отражавшей в различных формах историческую действительность.
Каковы же были основные черты нового человека? Личная свобода человека независимо от его положения в иерархической структуре общества, в том числе свобода от старых форм феодальной зависимости; взаимоотношения между личностью и государством должны определяться не произволом и всевластием, а законом, перед которым все равны, в том числе и государство. Утверждается равноправие личности по отношению к другим и к обществу; каждый человек обладает неотъемлемыми правами и свободами, которые превращают его в гражданина общества, а не в его подданного. Среди них право на жизнь, право на благосостояние, право на собственность, свобода слова, свобода совести и др.
Продолжалось формирование сознания буржуазии. В силу её господствующего экономического положения, которое закреплялось в политическом господстве с помощью революций, это мировосприятие также становится доминирующим. Макс Вебер сформулировал главные черты этого менталитета, который он назвал «духом капитализма», и связывал их с протестантской этикой, рожденной Реформацией: восприятие предпринимательства как призвания, профессии, как дела жизни; ориентация на производство, а не на потребление; бережливость; каждодневный упорный труд; принцип «честность – лучшая политика».
Крупным достижением периода Нового времени стало создание принципиально нового слоя людей, профессией которых было занятие умственным, преимущественно сложным творческим трудом (наука, различные виды искусства, литература, управление и т.д.), – интеллигенции.(Этот термин был введен в 1860-х гг. русским писателем П.Д. Боборыкиным). Для XVIII в. было характерно продолжение традиций универсальности знаний и научной деятельности, идущих от античной культуры (французские энциклопедисты, в России – М.В. Ломоносов). B XIX – начале ХХ в. в связи с потребностями экономического развития происходит быстрый рост общей численности интеллигенции, идёт процесс создания многоотраслевой науки, включающая науку об управлении производством и обществом. Появились менеджеры, специалисты по рекламе, сбыту и др. Все это привело к формированию новых социальных слоев уже внутри самой интеллигенции: научной, технической, творческой, медицинской и т.д.
Важной особенностью эпохи Нового времени стало глобальное влияние европейской культурына развитие мировой, распространение этого влияния на американский, африканский, австралийский континенты. В то же время роль ближневосточной, азиатских (Китая, Индии, Японии и др.) культур заметно ослабляется как в силу их изоляции от мира (Япония), так и экономического, политического подчинения в качестве колоний или полуколоний европейским государствам (Индия, Китай). Тем не менее они смогли сохранить Национальное и региональное культурное своеобразие, которое выступало как противодействие экспансионистскому влиянию европейских государств в виде роста национально-освободительных движений и укрепляло в массовом сознании новую парадигму (теорию), основой которой становится национализм (в мирной и воинствующей форме).
Европейская культура Нового времени характеризовалась следующими чертами: 1) переход от элитарного гуманизма периода Реформации и Возрождения, воспевавшего мощь и свободу творческой личности, к универсальному гуманизму, адресованному каждому человеку, когда каждый человек считается свободным, а свобода личности провозглашается основной ценностью; 2) быстрое развитие техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний формировало в Новое время техногенную цивилизацию. её суть – наращивание материального богатства на основе постоянного обновления технологических систем. Это вступало в противоречие с традициями и приводило к кризисным явлениям в культуре, к переоценке духовных ценностей; 3) тотальный характер европеизма, при котором главные идеалы и устремления европейской цивилизации становятся критериями для оценки достижений всего человечества.
Основной чертой в развитии общественной мыслиНового времени можно считать рационализм.Меняется не только отношение человека к себе, но и его отношение к природе. В Новое время «мир» перестает быть «тварью» (по Библии) и становится «природой». Человеческое дело перестает быть «служением» и становится «творчеством». Человек, прежде слуга и раб, становится «созидателем». То есть между природой и человеком Новое время поставило мир культуры – мир человеческого действия и творчества, в известной степени противопоставив его Богу и божественному творению.
В XVII в. происходит первая научная революция – появляется современная наука – самостоятельная, независимая от философии и богословия область духовно-практической деятельности, для которой характерны логика и доказательство в теории и их проверка с помощью эксперимента. В связи с этим меняется характер философии. Если традиционная философия (философия традиционного общества) изучала в основном вопросы онтологии (теории бытия), то современная философия (философия Нового времени) переключается на проблемы гносеологии (теории познания).
Р. Декарт закладывает основы аналитической геометрии, И. Ньютон формулирует основные законы физики, открыты кольца Сатурна. Е. Торричелли становится создателем гидравлики и метеорологии. А. Ришелье создает Академию для разработки современной грамматики французского языка.
Расцвет культуры Нового времени связывают сэпохой Просвещения(конец XVII – XVIII в.), «веком Разума», когда научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, выходит из стен университетов, становится предметом обсуждения в светских салонах, в работах публицистов и литераторов, популярно излагающих достижения науки и философии. По определению немецкого философа И. Канта, сущность Просвещения – в широком использовании человеческого разума для реализации целей социального прогресса, но это возможно только при условии преодоления всех форм несвободы путем морального совершенствования человечества.
На знамени просветителей (Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Ж. Ламетри и др.) написаны два лозунга: наука и прогресс. При этом, апеллируют они не просто к разуму, а к разуму научному, опирающемуся на опыт и свободному от «религиозных предрассудков». Главный же объект прогресса – человек, который выступает не только как отдельная личность, но и как представитель всей человеческой культуры. Наиболее полно в мировой литературе это было выражено в творчестве немецких писателей и поэтов-просветителей И. Гердера, Ф. Шиллера, В. Гёте; в их произведениях действует новый герой – «гражданин мира», носитель «чистого разума».
Однако рациональный подход к решению научных и повседневных задач общества, кардинальная перестройка системы образования, изменение отношения к природе, развитие промышленных технологий уже тогда формировали противоречия культуры индустриального общества: между возможностями науки и прогресса и внутренним развитием человека, опасностью отчуждения человека от индустриального прогресса цивилизации. Наверное, не случайно в термине «научно-технический прогресс» отсутствует социальный аспект. Наука, сближаясь с техникой, все более отдаляется от внутреннего, духовного мира человека. Тем самым личность чувствует свое духовное одиночество, ненужность. Наука принципиально исключала именно те вопросы, которые для людей являются самыми сокровенными и важными: о смысле и сущности человеческого существования. Наука освободилась от моральных, ценностных ограничений, определив свою компетенцию изучением того, что есть, и не претендовала на то, чтобы указывать, как должно быть.
Модернизация резко ускорила темп жизни, что нашло отражение и в искусстве. Здесь появляются все новые и новые стили, направления и жанры. К наиболее важным стилям искусства Нового времени следует отнести барокко, классицизм, романтизм, реализм и модерн.
Барокко (от итал. barocco – странный, причудливый; кон. XVI – сер. XVIII в.) соединяло пышность и величие с Контрастностью, неожиданностью; реальность и иллюзорность. Характерные черты искусства барокко – динамизм и чрезмерность художественных средств, театральность.
В живописи – это П. Рубенс, М. Караваджо; в музыке – А. Вивальди, в архитектуре и интерьере Собор и площадь Св. Петра в Риме (арх. Микеланджело и Дж. Бернини), Зимний дворец в Санкт-Петербурге (арх. Ф.‑Б. Растрелли) и др.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый; XVII – нач. XIX в.) соединял обращение к античным образцам (классике) с эстетическими представлениями абсолютизма и Просвещения. Стремился к ясности, строгости, величию.
В живописи – это композиции Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, портреты Ван Дейка; в архитектуре – Казанский собор в Санкт-Петербурге (арх. А.Н. Воронихин); в литературе – трагедии Ф. Вольтера и Ж. Расина, оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, стихи В Гете и Ф. Шиллера.
Основные ценности романтизма (кон. XVIII – первая половина XIX в.): свобода самовыражения, страстные чувства, уникальность и естественность (отсюда – интерес романтиков к национальным традициям в культуре). Подражание классическим образцам, рационализм, идеалы долга и порядка, характерные для классицизма, отвергались, складывается культ героических личностей и гениев.
Романтизм наиболее ярко проявился в литературе (Ж. Санд, В. Гюго, Дж. Байрон, В. Скотт, М.Ю. Лермонтов) и в музыке (творчество Ф. Шуберта, Р. Вагнера, Н. Паганини, Ф. Шопена и др.).
Споры о принципахреализма(сер. XIX – ХХ в.) не утихают до сих пор. Принято считать, что в рамках этого стиля автор стремится отразить жизнь во всей её полноте, не приукрашивая и не возвышая, привлекая внимание к социальным проблемам и негероическим личностям – «обычным» людям, даже к изгоям общества, к «униженным и оскорбленным». В литературе – это О. Бальзак, Ч. Диккенс, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов; в живописи – русские передвижники и др.
Модерн (модернизм, авангард, декаданс; кон. XIX – сер. ХХ вв.) – художественные течения, выросшие на базе отрицания реализма, как ответ на бурный научно-технический прогресс и социальные изменения. Он охватил все сферы творчества. Кризис европейской культуры конца XIX в., неспособность реализма повлиять на мир, появление таких совершенных средств «копирования реальности», как фотография и кино – всё это привело художников к поиску нового художественного языка, к уходу от действительности в мир прошлого (движение «Мир искусства» в России), в мир субъективных переживаний человека. К модернизму относят новые, непохожие на реализм направления в искусстве – конструктивизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и т.д. Одна из наиболее ярких страниц модерна – творчество русских писателей, поэтов и художников «серебряного века» – А. Белого, А. Блока, М. Врубеля и др.
Наряду с традиционными средствами общения людей (устным словом, музыкой, живописью, театром, литературой и др.) в Новое время развиваются принципиально иные средства коммуникации, связанные с повышением общего уровня образования, созданием общегосударственных систем просвещения, прогрессом науки и развитием новых технологий. Первыми средствами массовой информации стали периодическая печать и книгопроизводство. В конце XIX – начале ХХ в. появились радио, граммофонная запись, кинематограф. Человеческая цивилизация делает первые шаги в формировании массовой культуры.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 981;