Эволюция экранных искусств на рубеже нового тысячелетия 4 страница

Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М., 1998.

Басин М.А., Шилович И. И. Синергетика и Internet: Путь к Synergonet. СПб., 1999.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

Бодрияр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы. М., 1997.

Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М., 2001.

Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М., 2003.

Достоверность и доказательства в исследованиях по теории и истории культуры / Отв. ред. Г.С.Кнабе. М., 2002.

Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры: В 2 т. Т. 1: Знаковые системы. Кино. Поэтика. М., 1998.

Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.

Искусство в контексте информационной культуры / Науч. ред. Ю. Н. Рагс, В.М.Петров. М., 1997.

Искусство и ЭВМ / А. Моль и др. М., 1975.

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997.

Лакан Ж. Телевидение. М., 2001.

Лиотар Ж. Ситуация постмодернизма. М., 2000.

Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб., 2001.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: Новая парадигма цивилизации / Гос. ин-т искусствознания; Отв. ред. Е.В.Дуков, Н.И.Кузнецов. М., 1998.

Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М., 2000.

Розин В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. М., 1996.

Сапунов Б. М. Культурология телевидения. Основы истории мировой и российской культуры. М., 2001.

Современный экран: Теория. Методология. Процесс / Сост. Р. Д. Копылова. СПб., 1992.

Становление средств массовой коммуникации в художественной культуре первой половины XX века / Отв. ред. Н.М.Зоркая. М., 1983.

Федоров А. В. Медиа-образование: история, теория и методика. Ростов н/Д, 2001.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М.; СПб., 1997.


[1] Характрон — аналог нынешнего дисплея ПК. Работает на основе электронно-лучевой трубки. Применялся в ЭВМ радиолокационных станций (РЛС) для наглядного вывода информации в буквенно-цифровой форме, изображения траектории полета цели и средства ее поражения — ракеты или самолета-истребителя. Характоны имели круглые формы. В настоящее время не применяются по причине наличия более совершенных средств отображения такой информации.

[2] Осциллограф — прибор наблюдения и записи быстрых физических (электронных и других) процессов; основан на электроннолучевой трубке с системой отклонения луча; имеются электромеханические и другие конструкции с записью траектории движения на ленту, пластину и т. п.

[3] Упрощенно — издержки производства, восстановление станков по мере износа и т. п.

[4] От греч. слова antiphonos — звучащий в ответ.

[5] Показательно, что в последнее время значительная часть общезначимых международных акций была инициирована или прошла при активнейшем участии именно концертных исполнителей.

[6] ИИКАМ — Институт по исследованию и координации в области акустики и музыки, входящий в Центр Помпиду в Париже.

[7] В фантастическом рассказе Рэя Бредбери «И грянул гром» ставится вопрос о том, насколько микропараметр системы (убийство бабочки) может в будущем поменять макроконфигурацию системы (изменение политического строя, языка и пр.).

[8] Два отличающиеся по частоте источника чистого музыкального тона создают сложный звук среднего (между двумя исходными) чистого тона и тон, пульсирующий по амплитуде с частотой, равной разности исходных частот. Если взять два камертона «ля» и «сдвинуть» частоту одного из них, налепив, например, кусочек пластилина, а затем заставить их звучать, то можно эти биения услышать.

[9] Альбигойцы — названные по имени южно-французского города Альби сторонники общества справедливости; преследовались католической церковью как еретики, осуждены Вселенским собором 1215 г., разгромлены крестоносцами в Альбигойских войнах.

[10] Опыты Е. А. Шолпо, как и создание инструмента, финансировались киностудией «Ленфильм». На Вариофоне нарисована мелодия И.О.Дунаевского (в форме художественного свиста) песенки Роберта в кинофильме «Дети капитана Гранта».

[11] Напомним в этой связи позицию французского режиссера Робера Брессона: «Глаз ленив, ухо, наоборот, изобретательно. Во всяком случае, оно значительно более внимательно, в то время как глаз удовлетворяется пассивным восприятием — кроме исключительных случаев, когда он изобретает, но уже в сфере фантазии. Слух — чувство значительно более глубокое, более стимулирующее воображение... Звук хорош еще и тем, что оставляет зрителя свободным. Именно к этому мы и должны стремиться: давать максимальную свободу зрителю». Заметим попутно, что, на наш взгляд, принцип зрительного сопровождения как в кино, так и на телевидении, столь же правомерен, как и признанный стереотип сопровождения звукового. Как музыка в звукозрительном синтезе не отвлекает от действия, а по-разному подчеркивает его смысловые и эмоциональные обертоны, так и зрительный комментарий к музыке или звучащему тексту может не нарушать впечатления, а поддерживать и направлять его (одновременно ограничивая свободу ассоциаций).

[12] Термины «горячий» и «холодный» заимствованы Маклюэном из профессионального жаргона джазовых исполнителей. «Горячий» джаз — это джаз с подчеркнутой ритмической структурой, характерный для 1930-х и большей части 40-х гг. В противовес этому позднейший, «холодный» джаз лишен внешней динамики и построен на скрытом ритме, т.е. требует специального «вслушивания».

[13] В этот период работа актера в кино была настолько мало престижна, что для профессионального актера считалось непристойным сниматься в фильме. Создатели новой кинофирмы привлекли в качестве ее акционеров несколько ведущих работников «Комеди Франсез» — самого авторитетного во Франции театрального коллектива — и организовали премьеру фильма «Убийство герцога Гиза» — бесхитростно заснятого театрального спектакля — по ритуалу важной театральной премьеры. Одна эта «пиаровская» операция сумела обеспечить взлет «художественного престижа» фильмопро-изводящей структуры.

[14] РАГЛИ. Ф.2944. Оп.1. Д. 18. Л. 19.

[15] Согласно официальной статистике, в 1970 г. телевизором был обеспечен каждый 6,7 житель страны (буквально 1 телевизор на одну семью), в то время как еще в 1960 г. — каждый 46-й житель, а в 1965 г. — каждый 15-й (Народное хозяйство СССР в 1970 г. М., 1971. С. 562). Таким образом, в роли конкурента кино телевидение полноценно начинает выступать лишь к 1970 г.

[16] Так, в 1925 г. на территории РСФСР действовало 2150 городских кинотеатров и семь основных прокатных организаций.

[17] В 2000 г. на территории России действовало 1401 городских кинотеатров, из них наиболее стабильными являлись 200 кинотеатров «нового типа» (Дондурей Д. Б., Венжер Н. Я. Киноотрасль Российской Федерации. Приложение VI. М., 2001). В то же время существовало около 30 наиболее крупных прокатных кинофирм. Таким образом, количество действующих кинотеатров на одно предприятие проката можно обозначить диапазоном от 6 до 45.

[18] Данная классификация не является общепринятой, хотя входящие в нее наименования классов ЦВМ по отдельности используется чаще других.

[19] Подробнее о речевых технологиях см.: Кодзасов С.В., Кривно-ва О. Ф. Общая фонетика: Учебник. М.: РГГУ, 2001. См. также популярное издание: Потапова Р. К. Тайны современного кентавра. Речевое взаимодействие «человек — машина». М.: УРСС, 2003 и другие работы этого автора.

[20] Пост — производное понятие от Пост-культуры. Введено В. Бычковым «как некий переходный период (переходная среда) от Культуры (с большой буквы...) к чему-то принципиально иному». См.: Лексикон нонклассики / Под ред. В. В. Бычкова. М.: РОСПЭН, 2003. С.345. Здесь использовано для обозначения (квази)жанра.

[21] Ушаков К. Наноэлектронный рай // СЮ: Chief Information Officer (Руководитель информационной службы). 2003. №2 (12). C. 109-115.

[22] В данном контексте мы имеем в виду «духовную культуру» — ясно, что техника является неотъемлемой частью общей культуры.

[23] «Заппинг» — запись преключений с канала на канал. Это его простейшая банализированная форма, поддерживающая тенденцию перехода художественного продукта от формы законченного предмета к длящемуся процессу, состоянию.

[24] Интерактивность более продуктивно используется в рамках Интернета, что и объясняет в значительной степени активную интеграцию современного телевидения с Интернетом.

[25] Такова, например, работа фирмы FCM — France Cinema Multimedia (руководимой одним из самых успешных актеров Франции Тьери Лермитом). Она «ведет» фильм от начала работы над ним до выпуска в прокат.

[26] Начало этому было положено фильмом Ж. Л. Годара «62 = 13», которым он предлагал пользоваться не в привычных условиях непрерывной кинопроекции, но с остановками, обращаясь к сопутствующим материалам и т. п.

[27] Акцентуация характера — в психиатрии — крайнее выражение особенностей поведения и состояния, часто предшествующее психическому заболеванию соответствующей этиологии.

[28] Стругаций А., Стругацкий Б. Полдень XXI века. Далекая радуга // Повести. М.: Текст, 1991. С. 276-277.

[29] Там же.

[30] Понятие «жанр» у идеологов ВЭИ не соотносимо с понятием литературного жанра.

[31] Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 2000. С.309.

[32] Там же. С. 311.

[33] Семиотика кино и проблемы киноэстетики. С. 22.

[34] Конечно, существует множество систем записи интонации в научных целях. Они содержат надстрочные, подстрочные и внутристрочные специфические знаки, которые не применяются в массовых целях, например, при печати художественных произведений.

[35] Правда, реалии современного Интернета вносят существенные коррективы в подобные суждения, поскольку такие последствия происходят все чаще. Так, например, активисты многочисленных «гео-сити» и «электронных сообществ» не ограничиваются общением в виртуальном пространстве Интернета, но организуют встречи своих граждан по разным поводам в «первой реальности». Таким образом, последняя в определенной мере «виртуализируется», а виртуальная реальность — «реализуется».

[36] СИС — Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1986.

[37] СЭС — Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985.








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 564;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.