Эволюция экранных искусств на рубеже нового тысячелетия 3 страница
Перцепция (лат. perceptio - восприятие) - непосредственное восприятие объективной действительности органами чувств человека (СИС).
Пленэр (фр. plein air - вольный воздух) - работа художника не в мастерской, а на открытом воздухе; пленэрная живопись стремится к передаче естественного света и воздуха, реальных оттенков цвета объектов, наблюдаемых в природе (СИС).
Постмодерн (лат. post - после, фр. moderne - современный) -культурное течение, охватывающее философию, науку, эстетику и искусство, характеризующее эпоху культуры, разочарованной в идеалах Возрождения и Просвещения (ЛНК).
Постсинхронизация - синхронизация в фильме изображения и звука, записанных по отдельности.
Прагматика — наука, изучающая отношения между интерпретатором знака и знаком.
Презумпция (лат. praesumptio - предположение) - предположение вероятности случая, факта; предположение невиновности до тех пор, пока достоверность поступка не доказана (юридический термин).
Прикладное программное обеспечение - комплекс программ, объединяющий программы, созданные для решения тех или иных задач пользователя, а также пакеты прикладных программ, ориентированные на решение массовых научных, инженерных, издательских, экономических и др. задач.
Принцип подчинения (slaving principe) - подчинение большого числа параметров состояния малому количеству параметров порядка.
Принципы корпоративного управления - равенство участников, общая цель максимизации прибыли, свобода выбора и смены партнера.
Программа ЭВМ — машинный алгоритм, представляющий последовательность машинных команд, приводящую к решению задачи на ЭВМ.
Программное обеспечением ЭВМ — совокупность программ и документации, необходимой для их эксплуатации.
Проекция (лат. projectio - выбрасывание вперед) - изображение предмета на плоскости или иной поверхности.
Протехно (лат. pro - приставка «за») - позиция, отстаивающая технический прогресс.
Прототекст (греч. protos - первый) - первоначальный, исходный, старинный и т.п. текст.
Процесс ретрибализации — существование индивида в составе все новых сообществ, групп, объединенных общими интересами в метасистеме гомогенной культуры.
Процесс самоорганизации культуры - процесс, связанный с интерактивными блужданиями людей по пространствам языков и чувственных средств науки и искусства.
Прямой репортаж — телерепортаж, построенный по схеме «действительность - экран», где сама действительность еще художественно не преобразована.
Психологические орудия (инструменты) - социальные приспособления, такие как знаки языка, исчисления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, схемы и т. п. средства выражения смыслов, служащие для ориентации человека в окружающем мире и овладения собственными психическими процессами.
Психическое инструментальное действие — воздействие субъекта на предметный мир, преобразование предметной ситуации.
Психические потребности — потребности сенсорной активности, адаптации, совместного действия, креативные, социального взаимодействия и др.
Рабочая станция - миниЭВМ, производительность которой выше мощности самых высокопроизводительных ПК, применяемая в качестве рабочих мест ЛВС анимационных студий, рекламных агентств, в других организациях, выпускающих аудиовизуальные информационные продукты.
Радио (лат. radio - излучение) - способ беспроволочной передачи сообщений при помощи радиоволн.
Ресурсы Интернета - WWW, электронная почта, конференции, чаты и средства передачи файлов.
Ретрансляция культуры - процессы фиксации культуры и передачи следующим поколениям.
Рецепторы (лат. recipere - получать) - нервные окончания, воспринимающие информацию об изменениях во внешней (экстероцепторы) и внутренней (интероцепторы) среде организма.
Рефлексия (лат. reflexio - отражение) - размышление, подверженное сомнениям и противоречиям, включающее анализ собственного состояния; в общем словоупотреблении - отражение и отраженное.
Референт (лат. referens - сообщающий) - докладчик или консультант по должности; предмет, обозначенный словом или др. знаком (денотат) (СИС).
Референция знака — указание знака на вещь.
Реципиент (лат. retipientis - принимающий) - испытуемый, принимающий (человек или орган) донорскую помощь в лечебных или научных (экспериментальных) целях, объект испытаний в психологии и проч.
Речевые технологии - компьютерные технологии, обеспечивающие автоматическое распознавание живой и автоматический синтез машинной речи.
Самоорганизация — коллективный эффект спонтанного упорядочивания и эволюции нелинейных динамических систем, возникающий на макроуровне системы.
Семантика - наука об отношениях между знаками и означаемыми.
Семиозис - знаковый процесс порождения и функционирования знаковых систем.
Семиотика (греч. semeion - знак, признак) - наука, изучающая свойства знаков и знаковых систем (СЭС).
Семиотика или семиология (от греч — знак) — наука о знаках и знаковом поведении.
Сервер - мощный компьютер и программное обеспечение, предоставляющие возможность связи пользователя с Web-страницами Интернета.
Сетевая конференция - публичная переписка через Интернет, в которой может принять участие любой желающий.
Сетевое программное обеспечение — комплекс программ, установленных частью на сервере и частью на всех ПК сети, обеспечивающий своим абонентам коллективное использование ресурсов сети, управляя доступом к сетевым ресурсам, информационными потоками и т.п.
Сетевой протокол - система соглашений по обмену данными между источником и приемником информации.
Сетевые художественные артефакты - вовлеченные в художественный процесс новые предметные и процессуальные компоненты, конструируемые на базе гипертекстовых структур мультимедийными средствами репрезентации.
«Сетература» (от «сеть» и «литература») - новый вид литературного творчества, осуществляемого в информационной сети.
Символ (греч. simbolon) - знак, фиксирующий конвенциональные отношения между означаемым и означающим, которые есть результат соглашения, правила, устанавливающего отношение между означающим и означаемым (СИС).
Символическое моделирование - моделирование, основанное на использовании знаковых систем для описания (создания модели) логического объекта, из которого по определенным правилам можно выводить свойства реального объекта.
Симультанность (фр. simultane) - одновременность.
Симуляция (лат. simulatio) - притворство.
Синергетика (греч. synergeia - содействие) - наука, изучающая процессы самоорганизации в лазере, мозге, двигательных функциях человека и животных, в обществе, популяциях и биоценозах и во многих других сферах жизни.
Синергетическая динамика культуры - коллективный эффект субъектов, изменяющих макросостояния культуры под воздействием параметров порядка, формируемых на микроуровне сложными интеракциями субъектов культуры.
Синергетическая интерактивность — процесс взаимодействия, состоящий в флуктуациях, творческих поисках людей (интеракциях), описываемых через структуры восприятия и языка.
Синкретизм — единство разнородных элементов.
Синтактика — раздел семиотики, наука об отношениях между знаками.
Система - упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
Система коммуникации — исторически развившиеся способности людей к взаимному общению, форма (техника) связи, средства массовой коммуникации.
Системная плата (англ. motherboard - материнская) - основная часть ПК, несущая центральный МП и микросхемы управления внутренними связями, потоком данных, прерываниями и интерфейсными системами.
Системное программное обеспечение - операционные системы и их оболочки.
Сканер — устройства считывания и ввода текста, изображений, фотографий с твердого носителя - бумаги, слайда и др.
Скейлинг (scaling) - детерминизм фрактального описания, подразумевающий поиск и интерпретацию масштабных инвариантов, характеризующих нерегулярность, изрезанность формы на различных масштабах.
Сон, как виртуальная реальность — проекции личностных смыслов и духовных конструктов, представленных в неразрывном континууме.
«Союзкино» - орган управления киноотраслью; созданный при правительстве СССР в 1930 г.
Специальные эффекты:
1) компоузинг - электронный спецэффект, создающий видимость непрерывного перехода в фантазматических иллюзиях, дематериализации объектов, их раздвоения и т.п., заменяющий комбинированные киносъемки;
2) морфинг - компьютерный способ превращения одного кинематографического объекта в другой путем его постепенной непрерывной деформации (ЛНК).
Средства ввода информации в ПК:
ручные: клавиатура, мышь, джойстик, трекбол, игровые манипуляторы (рули, педали и т.д.) и др.;
видео: сканер, графический планшет, видеомагнитофон (подключенный на ввод), телевизионный тюнер, ресивер для приема спутникового сигнала, встроенная PC-камера, внешние цифровые фото-и видеокамера, инфракрасный порт и др.;
аудиальные: микрофон, магнитофон, различные музыкальные инструменты, синтезаторы и др.;
датчики системы виртуальной реальности: киберкостюм, киберперчатки, киберсапоги;
средства связи с Интернетом: телефонная линия, модем, сетевая карта, выделенная линия ЛВС, приемник сигналов беспроводной сети.
Средства ввода и вывода информации ПК - аудиокарта, модем, шлем виртуальной реальности с микрофоном и очками-дисплеями, видеокарта. Средства вывода информации из ПК:
устройства вывода на твердый носитель: принтер, плоттер (графопостроитель), ксерокопировальный аппарат с интерфейсом для подключения к ПК;
устройства, подключаемые к видеоадаптеру: электронно-лучевой дисплей, в том числе телевизор, жидкокристаллический и газоплазменный монитор, очки-дисплей;
устройства, подключаемые к аудиокарте: динамик, акустическая система и др.;
осязательные: сектор Брайля на клавиатуре для слепых и слабовидящих пользователей.
Средства экстериоризации памяти — техническая память, рассматриваемая как феномен аккумулирования программ поведения, представляющий «истинную инстанцию, способную поставлять символическую репрезентацию реальности».
Странный аттрактор - область аттрактора, в которой траектории находятся в состоянии случайных блужданий (или «привлекающего хаоса»).
Стереокино (стереоскопическое кино) - вид кинематографа, технические средства которого создают иллюзию объемного изображения (СЭС).
Структура — взаиморасположение и связь частей целого.
Структурализм - направление в гуманитарном знании, связанное с использованием структурного метода моделирования элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, истории и др., имеющее объектом исследования культуру, как совокупность знаковых систем (СЭС).
Суггестия (лат. uggestio - внушение) - категория эстетики западноевропейского символизма, определяющая чистое искусство, как «продукт суггестивной магии» (Ш.Бодлер) (ЛНК).
Сценарий (итал. scenario) - литературное произведение, предназначенное для кинематографического или телевизионного воплощения; краткое описание или схема действий для воплощения в спектакле того или иного рода искусства - драматического, балетного и т.п.
Твердый носитель информации - бумага или другой информационный носитель, не требующий специального устройства чтения информации.
Тезаурус (греч. thesauros - запас) - толковый словарь, а также систематизированные данные определенной предметной области, служащие для ориентации в ней; метафорическое значение - сокровищница.
Телевидение (от греч. tele - далеко, лат. visio - видение) - система передачи изображения в пространстве, дальновидение, видение на расстоянии.
Телеграф Морзе — телеграф, основанный на передаче сигналов разной длительности, принимаемых в виде системы тире и точек.
Телезритель-актер (telespect-acteur) - активно действующий зритель, зритель-соавтор.
Телетеатр - кинозал, специально оборудованный для показа прямых телевизионных трансляций на большой экран.
Телефон (греч. tele - далеко, phone - звук) - прибор для передачи членораздельной речи.
Телепортация (греч. tele - далеко, фр. porter - носить) - непосредственный перенос тел в пространстве или во времени.
Темперация (лат. temperatio - правильное соотношение) - естественная «сложенность» чего-либо; в музыке - точное значение высоты и позиций звуковой шкалы (звукоряда).
Теологическая теория кино (греч. theos - бог, logos - учение) - теория, согласно которой именно текст Творца запечатлевается и передается благодаря механизмам экранного искусства.
Теория «развернутого кино» — теория кино, согласно которой кино призвано сочетать различные формы аудиовизуальной записи и воспроизведения с реальным сценическим действием, что приводит на практике к созданию особого рода хэппенингов.
Технический артефакт - искусственноe орудие действия.
Технические искусства — искусства эпохи «технической воспроизводимости» (В. Беньямин) произведений, которое лишает их «ауры» единственности, изменяя природу искусства (ЛНК).
Технические фильтры — средства «языка экрана», непосредственно связанные с возможностями аппаратуры (свойства объектива, фокусировка и т. п.).
Технический прагматизм - практическое использование достижений техники без амбиций социокультурного переустройства.
Технология — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции (СЭС).
Технология творчества - система предварительного проектирования творческого процесса в системе взаимосвязанных средств, методов и приемов, инструментирующих выполнение определенной творческой деятельности.
Транспозиция — перенос всех звуков музыкального произведения на определенный интервал с изменением тональности произведения.
Трансцендентный (лат. transcendens - потусторонний) - выходящий за пределы сознания, запредельный; в математике неалгебраические функции и числа, не удовлетворяющие никакому алгебраическому уравнению (СИС).
Треугольник экранной коммуникации - схематическое изображение в форме треугольника компонент, составляющих экранную коммуникацию, -техники, социального функционирования и «языка» экрана.
Универсальный «знаковый фонд» аудиовизуальной сферы — функция общения, объединяющая кинематографические и телевизионные экранные формы.
Урбанизация (лат. urbanus - городской) - рост крупных городов; распространение черт жизни крупных городов в др. поселениях, например, в сельской местности.
Феноменология (греч. phainomenon - являющееся) - учение о саморазвитии духа (Гегель); исследование духовных сущностей сознания, как независящих от реальности и чувственного опыта (Гуссерль); процесс явления, явленное и т. п.
Фильм - любая форма записи изображения в движении, вне зависимости от ее материального носителя.
Филология - наука о литературе и языке.
Флуктуация (лат. fluctuation - колебание) - случайное отклонение числовой характеристики величины или траектории частицы от средних показателей в динамической (синергетической) системе.
Флэш-память — переносная (внешняя) память на кремниевом кристалле, работающая на принципе сохранения заряда в транзисторных ячейках без электропитания, используемая для записи и длительного хранения любых данных, включая изображения и звук.
Фонограф - прибор для механической записи и воспроизведения звука, в котором носителем звука является обернутый фольгой вал, покрытый воском, а запись производит игла-резец, связанная с мембраной, вычерчивающая на валу канавку переменной глубины.
Фотография — разновидность визуальной коммуникации наряду с различными «техниками» живописи, гравюры и т.д., являющаяся технически обусловленной формой «письменности».
Функция рамки - ограничение поле зрения, обеспечивающее усиление функции внимания в центре воспринимаемого объекта, действия и т.п.
Фракталы — геометрические формы, принципиально отличные от линий, точек и плоскостей, применяемые для описания сложных нерегулярных фрагментов действительности.
Фрактальные объекты - объекты, имеющие свойство масштабной инвариантности (самоподобия), некоторые фрагменты которых повторяются, следуя некоторой закономерности.
Хакеры — энтузиасты компьютерных технологий, занимавшиеся разработкой их аппаратного ядра. В узком смысле - взломщики компьютерных сетей.
Хакерская этика -правила и принципы, обязывающие избегать повреждений компьютерной системы; осуществлять свободный обмен технической информацией («информация должна быть свободной»), развивать человеческие знания (никакие бюрократические барьеры не могут противостоять улучшению систем) и др.
Хронотоп (греч. chronos - время, англ. topos - пространство) -единство пространство и времени.
Художественный монтаж - способ сопоставления и противопоставления рядом положенных (в последовательности) кадров для выражения мысли художника.
Хэппенинг (от англ. to happen, happening - букв. происходить здесь и сейчас) - импровизационное театральное действо с участием аудитории, стремящееся к спонтанности, к непосредственному физическому контакту с публикой, к карнавализации жизни и стиранию границ между искусством и жизнью (ЛНК).
Цветомузыка (светомузыка) - синтез музыки и пространственно организованного света, цвета, изображения, абстрактных светоцветовых образов и т. п., реализуемый соединением музыки с красочным светоживописным материалом, существующий в рамках кинетического искусства, оп-арта, абстрактного кино и нефигуративной компьютерной анимации (ЛНК).
Цифровая обработка звука — преобразование аналогового сигнала в дискретный код с представлением его в числовой (двоичной) форме и его изменение компьютерной программой.
Чат (англ. chat - непринужденная беседа, болтовня) - письменное общение «в прямом эфире» с любым человеком (или группой людей) в мире в режиме реального времени через Интернет.
Человекомерность аудиовизуальных пространств — цельность, неделимость, синкретизм потенциальных возможностей образной реальности, заключающаяся в единстве эстетических, художественных, технических, коммуникативных, физиологических и психических свойств аудиовизуальных пространств.
Черный ящик - термин кибернетики, применяемый для обозначения систем, структуры которых неизвестны или сложны, и которые изучают на основе входных данных и их соотношений с выходными.
Широкий экран - экран так называемого широкоэкранного кино, использовавшего сжимающую изображение анаморфную (искажающую) оптику для размещения изображения на 35-миллиметровой пленке, которое растягивается при проецирование на широкий экран, имеющий пропорции от 1/1,85 до 1/2,35 (СЭС).
Эйдетический — образ, формируемый специфической способностью памяти сохранять долгое время яркое представление предметов; эйдетическая память принадлежит детскому возрасту и редка у взрослых людей.
Экранная культура - тип культуры, основным материальным носителем текстов которой является временной поток экранных изображений, который свободно вмещает в себя поведение и устную речь, временное моделирование объекта на экране и письменные тексты и многое другое, противопоставляемый книжной культуре и культуре личного контакта.
Электронная почта — технология адресной передачи писем и файлов от пользователя к другому пользователю через Интернет, представляющая вид сервиса, клиенты которого получают индивидуальный «почтовый ящик» для получения персональных сообщений и ряд других услуг.
Электронография - новые технологии записи звуковых и зрительных сигналов, а также сигналов виртуальной реальности, осязательных (возможно), обонятельных и др.
Электрофон (проигрыватель) - устройство для воспроизведения звука, записанного на грампластинках.
Экран, его виды - киноэкран, миниатюрный дисплей видеотелефона, экран телевизора и монитор PC, «видеостена», также производятся гибкие пластиковые дисплеи, по внешнему виду приближающиеся к бумажной странице.
Энтропия (греч. en - внутрь, trope - поворот) - мера неопределенности случайной величины (СИС); состояние в процессе активации, противоположное хаотичности и дезорганизованности.
Эклерный метод мультипликации — метод, в котором в начале игру актеров снимают на пленку, а затем художник кадр за кадром обводит контуры движений реальных актеров и вручную превращает их в рисованные персонажи, раскрашивая обведенные контуры.
Экспертная система (лат. expertus - опытный) - пакет прикладных программ, позволяющие пользователю получать надежные решения определенного круга задач, привлекая знания экспертов из базы знаний проблемной области, распространенных в медицине (диагностика), в геологоразведческой работе, в поиске новых химических веществ, в фармацевтике и других областях (МЭС).
Экстериоризация (лат. exterior - внешний) - переход действия из внутренней свернутой формы в форму развернутого действия (СИС).
Эргономичность (греч. ergon - работа, nomos - закон) - оптимальное соответствие предмета труда условию обеспечения высокой производительности, удобств, сохранения сил и здоровья работника (СИС).
«Язык экрана» - «система знаковых систем»; системная организация разнородных знаковых систем экранных миров - предметного, устной речи, положений и движений человеческого тела, мимики и жеста и т.п.
Язык программирования — формальный язык описания данных и представления алгоритмов (программ) для их последующей трансляции в исполняемый машинный код.
Americain Way of Life — американский образ жизни.
МТБ - франко-немецкий телеканал, который, как и российский канал «Культура», демонстрирует фильмы и образовательные программы без рекламных вставок.
Artificial - искусственные феномены.
Dungeon's (в компьютерных играх) - Повелитель подземелий, направляющий игру.
«Cоnsort» (англ. concert - концерт) - ансамбль инструментов, играющих совместно.
ExpoNet — зона сетевого общения, в которой главенствует экспозиция.
«Homo ludens» («Человек Играющий») - название книги голландского исследователя Йохана Хейзинги.
Mass media - «массовый посредник», средства массовой коммуникации, обычно, печатная периодика, радио, телевидение, Интернет; реже -письмо, языки и т. п.
MeetNet — зона сетевого общения, в которой реплика превалирует над экспозицией.
Multifunction — клавиатура MFII, имеющая 102 клавиши.
Non finito - незавершенность артефакта как принцип творчества.
Pentium - микропроцессор фирмы Intel.
Techne - мастерство автора, его знание ремесла, умение создать некий законченный и самодостаточный предмет - артефакт; синоним собственно искусства.
Telecommuting — заочная встреча.
Upgrade — повышение качества персонального компьютера путем замены устаревших компонент более современными.
Windows ME (англ. Millennium Edition) - версия «ОС тысячелетия», приуроченная к началу XXI в.
Zapping - переключение телевизионных программ на переносном пульте.
Сокращения
АВИП — аудиовизуальные информационные продукты.
АВМ - аналоговая вычислительная машина.
АЛУ - арифметико-логической устройство ЭВМ.
БД — база данных.
БЗ — база знаний.
БИС — большая интегральная схема.
ЖКД — жидкокристаллический дисплей.
ИТ - информационные технологии.
КС - компьютерная сеть.
КТ - компьютерная телекоммуникация.
ЛВС - локальная вычислительная сеть.
МОС — Международная организация стандартов.
МП — микропроцессор.
НАВТ — новые аудиовизуальные технологии.
НГМД — накопитель на гибких магнитных дисках.
ОС - операционная система.
ПК - персональный компьютер.
ППП - пакет прикладных программ.
ПС - программные системы.
ПО — программное обеспечение.
СБИС — сверхбольшая интегральная схема.
УУ — устройство управления ЭВМ.
ЭВМ — электронная вычислительная машина.
ЦВМ - цифровая ЭВМ.
CD-ROM (англ. Compact Disk Read-Only Memory) - компакт-диск только для чтения однократно записанной информации.
CDRW (англ. ReWritable) - перезаписываемый компакт-диск.
DVD (англ. Digital Video Disk) - цифровой видеодиск.
DVD (англ. Digital Versatile Disk) - видеодиск универсального стандарта Versatile - высококачественной записи видеоизображений.
ICQ - программа для индивидуального общения в интерактивном режиме; становится частью форм общения и используется скорее как удобное средство связи, наряду с телефоном и факсом.
ICQ - программа поиска партнера и передачи текстовых сообщений в режиме chat.
HTTP (англ. Hypertext Transport Protocol) - протокол передачи гипертекста.
IP (Internet Protocol) - протокол сети Интернет.
LCD (англ. Liquid Cristal Display) - жидкокристаллический дисплей.
MIDI (Musical Instrument Digital Interface) - стандарт цифрового интерфейса музыкального инструмента.
MS-DOS (Disk Operation System) - дисковая операционная система фирмы Microsoft.
MUD (англ. Multi-User Dimension - многопользовательское измерение, Multi-User Dungeons - многопользовательское подземелье) - аббревиатура сетевых ролевых игр.
NetBIOS (англ. Base Input Output System) - сетевая базовая система ввода-вывода: программа, обеспечивающая пользователя средствами доступа к сетевым ресурсам.
TCP (Transmission Control Protocol) - протокол управления передачей сообщений в компьютерной сети.
URL - унифицированный локатор ресурсов: стандартный способ адресации в сети.
OSI-архитектура (Open System Interconnection) - стандартная сетевая архитектура МОС.
WebTV — телевидение, транслирующее свои программы посредством Интернет.
WWW (англ. World Wide Web - Всемирная паутина) - гипертекстовая технология.
Литература
Учебники и учебные пособия
Антонов А. К. Информационное общество: Основы информационной культуры: Учеб. пособие. М., 2000.
Костина А. В. Диалектика массового и элитарного в современной культуре: Учеб. пособие: В 2 ч. М., 2001.
Лысенко Н. В. Основы видеоинформатики: Учеб. пособие для студентов вузов. СПб., 1998.
Межуев В.М. Философия культуры: Эпоха классики: Курс лекций. М., 2003.
Михайлов А. В. Языки культуры: Учеб. пособие по культурологии. М., 1997.
Орлова Э. В. Введение в социальную и культурную антропологию: Учеб. пособие. М., 1994.
Антологии и хрестоматии
Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретация культуры. СПб., 1997.
Антология культурологической мысли. М., 1996.
Антология российского видеоарта. М., 2002.
Культурология, ХХ век. М., 1995.
Культурология: Хрестоматия. М., 2000.
Семиотика: Антология. М.; Екатеринбург, 2001.
Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия /
Пер. с англ. Казань, 2000. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975.
Словари и энциклопедии
Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.
Интернет: Энциклопедия. СПб., 2000.
Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.
Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия Интернет. М., 2003.
Мацумото Д. Психология и культура. СПб.; М., 2002 (Психологическая энциклопедия).
Первый век кино. М., 2002. Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
Телевидение и радиовещание: Словарь терминов. Жуковский, 1999. Хоффман П. Internet: Крат. справочник. Киев, 1996.
Энциклопедия культурологии: В 5 т. Т. 1: Теоретическая культурология на перепутье. М., 2004.
Дополнительная литература по курсу
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 524;