Личность как объект и субъект социального взаимодействия
В социологии личность -это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как объекта и субъекта общественного влияния и включения в систему социально-ролевых отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Социальная роль понимается как функция, модель ожидаемого поведения, обусловленного занимаемой личностью позицией в системе общественных или межличностных отношений.
Будучи активным субъектом социальных отношений, личность обладает относительной свободой выбора вариантов собственного поведения, осуществляет целеполагание в рамках своей жизнедеятельности, входит в контакты и общение с другими субъектами. Вместе с тем и общество в процессах социализациииндивида во многом предопределяет направленность его устремлений как объекта своего воздействия, регулирует процессы внутренней самоорганизации и мотивации поведения личности (см. рис. 6 ). Иными словами, социализация представляет собой процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, моделей общественного поведения. Социализация реализуется как процесс целенаправленного воздействия на человека (образование, воспитание), так и спонтанно, под непосредственным воздействием внутрисемейных отношений, ближайшего социального окружения, а также влияния средств массовой информации, других социокультурных факторов.
Наиболее устойчивым элементом духовного мира личности являются ее знания, основанные на научных представлениях об окружающем мире и о себе самой, а также непосредственный “внутренний опыт”, постигаемый в обыденной жизни. Эмпирически сознание личности выступает как непрерывно меняющаяся совокупность умственных образов, запечатлевающихся в ее мышлении ( на рис.6 этот "блок" психики помечен цифрой 1). Второй "блок" (социальные чувства) формируется на основе переживаемых субъектом потребностей, интересов. Ценностное отношение к получаемой информации порождает соответствующую мотивацию действий. Третий "блок" (воля) преобразует возникшие мотивы действий в осознанные установки социальных отношений и поведения.
Разумеется, здесь приводится достаточно схематичное раскрытие чрезвычайно сложных процессов функционирования психики человека. Однако оно позволяет уяснить основные принципы социализации - механизмы саморегуляции, самоконтроля, самоутверждения индивида, реализующего предложенные ему социальные роли под влиянием и контролем со стороны общества, ближайшего социального окружения.
Рис. 6. Взаимодействие личности и общества в процессах социализации
Личность рассматривается в психологии и социологии в двояком смысле: а) как конкретный индивид, являющийся субъектом социальных отношений и включенный в те или иные общности; б) как особый социальный институт – целостная и устойчивая модель социально значимых качеств личности, обеспечивающих эффективное участие индивидов в социальном взаимодействии и общении.
В первом смысловом значении данного понятия речь идет о конкретном, реальном человеке, способном выполнять возлагаемые на него обществом функции и роли. Во втором значении имеется в виду интегральное социальное качество, формируемое у индивидов в процессе их социализациии позволяющее им активно включаться в систему общественных отношений и деятельности. В этом смысле личность рассматривается как определенный социальныйинститут, воплощающий в себе известный продукт материальной и духовной культуры общества и указывающий образец должного социального поведения.
Личность представляет собой один из сложнейших объектов социологического анализа. Выделим основные компоненты структуры личности. Комплекс разнонаправленных связей человека с внешним миром образует базис личности. Эти связи можно подразделить на два уровня: связи с другими субъектами (положение, статус, престиж личности) и связи с предметами деятельности (предметы профессиональной, социальной и духовной деятельности). Изменения в социальном положении личности, равно как и в предметах ее деятельности, во многом предопределяют перемены и в самом базисе личности.
Отражаясь в сознании личности, базис обусловливает формирование и развитие её внутреннего мира, ядромкотороговыступают мировоззрение и направленность. Под мировоззрением понимается система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Мировоззрение определяет основные жизненные позиции людей, их убеждения, ценности, идеалы. Направленность отражает совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность и поведение личности, ее интересы, склонности, устремления.
Сознание личности характеризуется активностью, избирательностью, способностью к рефлексии, самонаблюдению, самоанализу. Совместная деятельность и общение индивида с окружающими придают сознанию социальный характер и фиксируются в нем как определенные социальные отношения. Четкое понимание структуры и механизмов духовной деятельности, поведения индивида необычайно важно для социолога в процессе его исследовательской работы. Не менее существенно и понимание сложной диалектической связи сознания и поведения личности. Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью .
В сущности, под личностью, в широком социологическом плане, понимается интегральное социально-психологическое качество, которое формируется у индивида в процессе всей его деятельности, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский, раскрывая механизм формирования личностных качеств, писал: "Всякая высшая психическая функция, возникающая в процессе исторического развития человека, появляется на сцене дважды: сначала как функция социально-психологического приспособления, как форма взаимодействия и сотрудничества между людьми, как категория интерпсихологическая; затем - как форма индивидуального приспособления, как функция психологии личности, как категория интрапсихологическая". 1
В исследованиях личности социолог использует различные подходы: общепсихологический, социально-психологический, социологический, антропологический. В каждом из них применяются свои традиционные модели раскрытия структуры личности. В психологии человек выступает как субъект познания, труда и общения (Б.Г. Ананьев). В более детальном рассмотрении учитываются пять видов социальной активности человека: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, коммуникативная, художественно-эстетическое освоение действительности (М.С. Каган). С.Л. Рубинштейн выделял в качестве собственно личностных свойств прежде всего систему мотивов и целей его поведения. К.К. Платонов выявил четыре подструктуры, представляющих собой взаимосвязанные стороны личности или группы ее качеств: 1) социально обусловленную подструктуру (направленность, отношения, моральные черты); 2) подструктуру опыта (знания, навыки, умения, привычки); 3) подструктуру форм отражения действительности (тип памяти, эмоции, воображение); 4) биологически обусловленную подструктуру (темперамент, биопсихические свойства).
В социальной психологии основная предметная область изучения личности - выявление субъектотипов, их мотивов и установок поведения в типичных ситуациях деятельности и общения (Е.В. Шорохова). Е.С. Кузьмин связывал формирование личностных качеств с деятельностью индивида в составе больших и малых социальных групп. Г.М. Андреева подчеркивала особую роль в формировании качеств индивида его активного самоопределения в системе социальных связей, механизмов саморегуляции социального поведения.
Таким образом, рассматривая личность как целостного социального субъекта (см. рис. 7), в предметном поле своего анализа социолог "видит" его как бы на двух уровнях отображения - конкретных, единичных фактов (люди, поступки, ситуации) и статистически, социологически обобщенных информационных моделей массовидных личностных проявлений. Если в первом случае от социолога требуется сугубо индивидуальный подход к исследованию единичного факта, то во втором случае он должен уметь "за деревьями видеть лес", предвосхищать тенденции глубинных социальных процессов, владеть приемами социологического, статистического анализа информации, компьютерными технологиями ее обработки.
Отсюда вытекает необходимость построения теоретической модели исследуемого объекта с соответствующей системой характеризующих его понятий и эм-
пирических индикаторов. Системный анализ объекта предполагает расчленение его внутренней структуры на элементы и связи, образующие в своем взаимодействии органическое целое.
Рис. 7.Структура духовного мира личности
Разработка такой модели чаще всего начинается с определения ключевого понятия - ценностного сознания субъекта, проявляющегося в данном случае как потребностно-мотивационное ядро духовного мира. В широком смысле, ценностное сознание представляет собой некую совокупность базовых ценностей и вытекающих из них эмоционально окрашенных образов, представлений, переживаний, ориентаций и установок, воплощающих личностный, групповой и общественный идеал должного, нормативно одобренного жизнебытия и поведения социальных субъектов. Ценностное сознание формируется спонтанно, под воздействием сложной совокупности внутренних потребностей субъекта и внешних факторов и условий его жизнедеятельности и общения.1
В процессах формирования ценностного самосознания индивида и группы важное значение имеет психическое состояние субъекта, под которым понимается доминирующий фон функционирования психики (устойчивые проявления интеллекта, эмоционального настроя - тревожности, фрустрированности или эйфории, а также волевой устремленности к цели). На этом фоне происходит интеграция "образа ситуации" и "модели решения", формируется смысловая мотивация поведения.
Таким образом, стимулирующее воздействие на процессы формирования ценностного сознания оказывает потребностно-мотивационная сфера, тесно связанная, с одной стороны, с познавательной активностью субъекта, а с другой стороны, волевой регуляцией поведения. В процессы регуляции поведения вовлечены рациональная, эмоциональная и волевая сферы сознания. Внешними регуляторами поведения субъекта выступают ценностные ориентации и установки общества. Именно на этом "рубеже" проявляет себя психологический закон двойной детерминации поведения личности в ее стремлении реализовать свои потребности. Объективной основой ценностного сознания общества являются процессы, протекающие во всех четырех основных сферах его жизнедеятельности.
В отличие от механизмов индивидуальной психики, явления групповой, а тем более массовой психики имеют несколько иные формы самореализации. Принятие групповых ценностей, норм, мнений, позиций происходит как специфическая дифференциация и интеграция ценностных смыслов и суждений отдельных индивидов (чаще всего - лидеров референтных отношений). Группа, пребывающая вначале как диффузная человеческая общность, проходит ряд последовательных этапов группообразования, где решающее значение имеют процессы идентификации и самоидентификации, формирование ценностно-ориентационного единства и солидарных установок группового сознания.
Еще более сложный процесс - формирование массового ценностного сознания, имеющего вероятностную (стохастическую) природу своих проявлений. В социальной психологии к массовидным явлениям ценностного сознания относят совпадающие оценки и установки по актуальным проблемам жизни, затрагивающим потребности и интересы миллионов людей. В складывании и развитии массового сознания важную роль играют процессы одновременного сопереживания, восприятия событий социальной и политической реальности множеством их очевидцев и участников. Результатом этого процесса являются массовидные психические состояния людей (феномен "толпы", слухи и мода, традиции и обычаи). В формировании массового ценностного сознания чрезвычайно велика роль массовой коммуникации (пресса, телевидение, радио, кинематограф).
Перспективные возможности человека в полной мере реализовать в социальной деятельности свои знания и способности обусловлены его личностным потенциалом. В социологии проблемам формирования и развития личностного потенциала индивида уделяется большое внимание. Особая значимость этих понятий становится очевидной, если учесть их ориентацию на рассмотрение человека как целостного субъекта трудового процесса. Рассмотрим и мы эту проблему более подробно.1
Понятия общественного и личностного потенциалов, применяемые ныне в социологической и психологической науках в самых различных модальностях, выполняют важную функцию в раскрытии духовных, профессиональных, нравственных ресурсов человека как субъекта исторического процесса, творца материальных и духовных ценностей. Эвристическая нагрузка этих понятий проявляется, прежде всего, в том, что человек рассматривается через их призму не только как исполнитель конкретной социальной роли (работник, учащийся, гражданин и т.д.), но и как целостная личность, воплощающая в себе широкий ансамбль разнообразных социальных качеств и признаков.
Так, применительно к конкретному работнику понятие "социальный потенциал" отражает не только его специальные знания, умения, навыки в трудовой деятельности, но и способность к их самопреобразованию, саморазвитию в широком смысле слова, внутреннюю духовную энергию к творчеству, активную жизненную позицию в самореализации своих жизненных сил. При таком подходе в фокусе нашего внимания оказываются сложные проблемы гуманизации труда, рассматриваемого в единстве его объективных и субъективных начал. Иначе говоря, человек видится здесь не только как персонифицированная функция производительного труда, но и как цель общественного развития, субъект творческого процесса. Понятие "профессиональный потенциал", как нормативная модель уподобления идеалу, постепенно трансформируется в представление о качествах реального индивида - в "личностный потенциал работника".
Структура личностного потенциала работника включает в себя следующие основные элементы:
· профессиональные знания, умения, навыки, обусловливающие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал);
· работоспособность (психофизиологический потенциал);
· интеллектуальные, познавательные способности (образовательный потенциал);
· креативные способности (творческий потенциал);
· способность к трудовому взаимодействию, сотрудничеству (коммуникативный потенциал);
· ценностно-мотивационную сферу (духовный, нравственный потенциал).
В исследованиях личности социолог использует различные подходы: общепсихологический, социально-психологический, социологический. В каждом из них применяются свои традиционные модели раскрытия структуры личности. В прикладной социологии личность как относительно самостоятельный объект исследования чаще всего рассматривается в какой-либо конкретной сфере ее жизнедеятельности (труд, политические отношения, культурно-духовная сфера, социальная адаптация и т.д.).
Особое внимание социологами уделяется проблемам девиантности поведения различных групп молодежи, социопатий (алкоголизм, наркотизация, преступность и т.д.). Важное значение имеют в условиях нынешней экономической реформы проблемы профессионально-трудового и нравственного самоопределения молодежи, формирования у нее высоких нравственных качеств, культурно-духовных ценностных ориентаций, гражданских и патриотических устремлений.
В кризисных условиях общественного развития особую социальную значимость обретают также исследования причин и характера маргинализации (смещение к периферии социальной жизни) личности как представителя той или иной группы и общности, проблемы ее социальной, профессионально-трудовой, нравственной реабилитации (восстановление, формирование утраченных, но необходимых социальных качеств).
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 4581;