Ибн Батта ал-Укбари. Истолкование и разъяснение основ сунны
Ибн Батта ал-Укбари — мусульманский богослов, X в.
Сунной1 считается подражать [примеру] посланника Аллаха, следовать его делу, держаться его верного руководства, поступать, как поступал он2, быть достойным его дела...
...Он запретил рискованную продажу; продажу того, чем не владеешь, продажу того, чего у тебя нет; выставление двух условий при продаже. Он запретил бить по морде верховое животное, ставить на ней клеймо, плевать в лицо человеку; женщине — отказывать в ложе мужу своему; мужчине — говорить о том, что он сделает, обещать и не- выполнить; рассказывать о секрете своего брата; быть расточительным и скупым; печалиться по мирской жизни и радоваться ей.
Потакать жене своей, [желающей] ходить на свадьбы, на оплакивания покойника и в баню, потакать ей в ее страстях. Он сказал: «Кто повинуется жене своей во всем, чего она желает, того она столкнет в Огонь лицом». [Он запретил] потакать ей в непослушании родителям [мужа], в разрушении его родственных уз и в прекращении вспомоществования брату его по Аллаху. Он сказал: «Не соглашайтесь с ними, идите верным путем, и Он благословит вас». Он запретил причинять им вред, совершать над ними насилие, велел быть справедливым и разделять поровну между ними.
Он запретил обижать соседа, поносить родословную, злословить и клеветать; ругать рабов и бить их. Он велел кормить их тем, что ест [хозяин], и одевать их в то, что он носит; не возлагать на них работу, которую они не в силах выполнить: прощать им, даже если бы они совершали семьдесят проступков за день.
...Среди запретов его: человеку вставать перед кем-либо, кроме как перед отцом, ученым или справедливым имамом3.
1 Сунна — священные предания о жизни и поучениях пророка Мухаммеда — считается вторым по значению (после Корана) источником вероучения в исламе.
2 Имеется в виду пророк Мухаммед.
3Имам — в буквальном переводе «впереди стоящий». Духовный глава мусульман, обладающий политической властью, или духовное лицо, руководящее молитвой.
...Он сказал: «Возвеличивающий мирского человека как бы возвеличивает идола». Он сказал: «Кто вошел к мирскому человеку и унизился пред ним, вера того убыла на треть».
Тема 4
БУДДИЗМ
4. Из «Виная-Питаки», ок. III в. до н. э. «Благие истины»
«Одна крайность предполагает жизнь, погруженную в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, темная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная...
Каков же... средний путь... способствующий постижению, способствующий пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к просветлению, к нирване?
Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная память, правильное сосредоточение ..
А вот... благая истина о том, что существует страдание Рождение —страдание, старость —страдание, болезнь —страдание, смерть — страдание, соединение с тем, что неприятно, — страдание, разъединение с тем, что приятно, — страдание, когда нет возможности достичь желаемого — это тоже страдание.
А вот... благая истина о том, что страдание имеет причину. Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом...
А вот... благая истина о том, что страдание может быть уничтожено. Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ от них, отречение от них, освобождение от них, отвращение от них».
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 532;