Тело мое могут взять, но дух мой свободен, и ему никто ни в чем не может помешать, и потому живу я так, как хочу.
Эпиктет, греческий философ, 50—120 гг. н. э.
Одновременно в духовной жизни римской империи появлялись и ростки нового видения мира и смысла человеческой жизни. Христианство, зародившееся в I в. н. э. в отдаленной провинции — Иудее, приобретало все больше поклонников и последователей. Греко-римский мир вступал в эпоху, которую уже пережили многие восточные цивилизации, — эпоху перехода к религии спасения.
Рим всегда был открыт новым богам: в римский пантеон легко включались боги Греции и покоренных стран Востока. Но христианство было своего рода потрясением духовных основ жизни Рима. С чем это было связано? Христианство принесло принципиально иные идеалы, иные нормы поведения.
Оно проложило четкую грань между миром небесным, воплощающим высшую справедливость («Царствие Мое не от мира сего»), и земным. Человек для христианина всегда стоит перед судом своего творца — Бога. Мир сотворен ради человека, но человек рожден, чтобы познать Бога, т. е. следовать его заповедям. Спасение души и загробное блаженство объявлялись главной задачей, которой следовало подчинить все свои помыслы и поступки.
Христианство ориентировало человека на самосовершенствование и переустройство земной жизни в соответствии с божественным идеалом. Христианство обращалось к любому человеку, независимо от его социального положения или национальности, открывая перед ним огромные возможности. Осознание несовершенства мира порождало отчуждение от государства. Требование человечности стало главным, и с этой точки зрения Рим не выдерживал критики первых христиан.
Христианские писатели обличали жестокость, корыстолюбие, несправедливость, лицемерие и извращенность римского общества, несовместимые с теми принципами, которые провозгласил Христос. Рим критиковали и философы, видя в нем те же недостат-1 ки. Но христианская критика была более разрушительной: идея «вечного Рима» сменилась идеей вечного «Царства Божия на земле», торжества истины и справедливости.
Христианство, охватившее вначале низы общества, несмотря на преследования, постепенно завоевывало популярность в более широких кругах, порождая духовный раскол. Наконец, в 313 г., в эпоху правления императора Константина, христианство было официально признано как одна из религий империи.
Почему погибла римская цивилизация?
III век — это эпоха кризиса империи. Если мы воссоздадим общую картину тогдашней жизни Рима, то может появиться ощущение, что вышел из строя некий механизм, благодаря которому много веков исправно работала вся система цивилизации.
Цветущие некогда города приходят в запустение и не могут платить государству налоги. Нарушаются связи между провинциями, которые обособляются друг от друга экономически. Сокращается торговля и расстраивается финансовая система. Налоги и жалованье начинают выплачивать в натуральной форме. Угасает культура.
Рим постепенно терял роль центра, и в 330 г. император Константин объявил новой столицей Константинополь (на месте греческой колонии Византии). А в 395 г. империя распалась на Восточную и Западную части.
С III в. участились набеги варваров. Германцы, готы и другие племена теснили хорошо обученные римские легионы (правда, теперь они состояли в основном из наемников), и в конце концов Рим стал легкой добычей: в 410 г. его брали и грабили готы, а в 476 г. варварские наемники свергли последнего римского императора и отослали его регалии в Константинополь.
И все-таки даже на этом этапе недостаточно слова «упадок», чтобы охарактеризовать все происходившее в Риме. В империи одновременно с разрушением старых форм шло развитие новых, на которых будет основываться западноевропейская цивилизация.
Все больше становилось мелких арендаторов, колонов, полусвободных земледельцев, с которых брался оброк, как правило, натурой. Поместья теперь дробились на мелкие участки, превращаясь в нечто похожее на феодальное владение. Крупные земельные магнаты возводили укрепления, чтобы отражать нападение варваров, у многих появились личные войска.
Но положение колонов, предшественников феодальных крестьян, было двойственным и неопределенным. Они не были рабами, но не считались и свободными. Колоны были приписаны к земле, т. е. считались «рабами земли»; землевладелец имел право распоряжаться -их имуществом. Повинности они несли и в пользу господина, и в пользу государства. Римляне не видели большого различия между рабом и колоном: оба они находились во власти господина. Стремясь сохранить прежний порядок вещей и предотвратить упадок городов, римские власти закабаляли! городское население. Оно было приписано к городам и! обязано было нести тяжелые повинности. У ремеслен-[ ников профессии передавались по наследству.
В ответ на все происходившие изменения Римское! государство ужесточало законы, усиливало давление! на общество. Поэтому неудивительно, что во времена! нашествий варваров многие перебегали на сторону! врагов Рима, все еще живших по принципам общинно-Е го равенства и демократии. Один из римских истори-1 ков V в., Сальвиан, писал об этом: «У всех римлян [за-[ воеванных варварами] одно желание — чтобы им не! пришлось вернуться в римское подданство. Римский! плебс там единодушно заявляет о том, чтобы ему было| позволено жить по-прежнему с варварами...»
Таким образом, в империи происходили глубинные! трансформации. Самой важной среди них был форма-1 ционный сдвиг, переход к феодализму. Формационное! развитие всегда нарушает в той или иной степени ус-[
тойчивость цивилизации, смена формаций — это серьезное потрясение для всех цивилизационных норм и традиций. В Риме это совпало и с потрясением духовных основ — с появлением христианства, которое разрушило языческое сознание и принесло новые идеалы.
Римская цивилизация пережила два мощных удара — ив области социально-экономической, и в области духовной. Третий удар нанесли варвары: Рим оказался на перекрестке путей новых, молодых народов, в самом эпицентре их великого переселения. Цивилизационное развитие, основанное на эво-люционности, преемственности, претерпело слишком сильные разрушения. Римская цивилизация закончила свое существование. Впрочем, «смерть» ее была относительной: Западная Европа и Византия усвоили многие традиции своей предшественницы.
Вопросы и задания
1. Чем можно объяснить переход от республики к империи? Объясните, чем отличается имперская форма правления от республиканской.
2. Согласны ли вы с тем, что эпоха Августа была «золотым веком» для империи? Докажите свою точку зрения.
3. Почему имперская форма правления давала возможность для проявления деспотизма и беззакония? Вспомните, что сдерживало деспотизм в эпоху республики
4. Какие симптомы упадка стали заметны в социально-экономической жизни Рима уже в первые века империи?
5. Какие достижения римской культуры эпохи империи вы можете назвать? Как изменились идеалы римского общества? Какой выход из кризиса предлагали философы? Сравните отношение к рабству Сенеки с идеей Аристотеля о рабстве «от природы» и высказыванием Варрона В чем отличия9 Как развивались идеи гуманизма в Риме эпохи империи?
6. Расскажите об основных идеалах христианства Почему новую религию нельзя было совместить с многочисленными языческими культами, популярными в Риме?
7. В какую эпоху стали особенно заметны признаки упадка Римской империи? Какие новые социально-экономические отношения формировались в этот период?
8. Перечислите основные причины гибели Западной Римской империи.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 774;