О. Шпенглер. Закат Европы, 1918—1922

Цивилизация1 —неизбежная судьба культуры, Они —завер­шение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение... Они — конец без права обжалования ..

Только это и приводит к пониманию римлян как наследников эллинов Только таким образом и предстает поздняя античность в свете, разоблачающем ее глубочайшие тайны. Ибо что же еще может означать тот факт. . что римляне были варварами, но варварами, не предшествующими великому подъему, а замы­кающими его? Бездушные, далекие от философии, лишенные искусства, с расовыми инстинктами, доходящими до зверства, бесцеремонно считающиеся лишь с реальными успехами, стоят они между эллинской культурой и пустотой. Их направленная только на практическое фантазия .. представляет собою черту характера, которая вообще не встречается в Афинах. Греческая душа и римский интеллект — вот что это такое. Так различаются культура и цивилизация.

1 Словом «цивилизация» О. Шпенглер иногда обозначал пе­риод «окостенения» культуры, переставшей развиваться.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст 1. Вспомните, какую роль в жизни циви­лизованных обществ играют письменные законы? В чем их пре­имущества перед обычным правом'' Когда в Риме впервые по­явились письменные законы и при каких обстоятельствах? Ка­кие права личности обеспечивали римские законы? Как эти права охранялись? Какие изменения произошли в праве и су­дебной процедуре в эпоху империи? Объясните, как это было связано с общими политическими процессами. Подумайте, ка­кое значение для взаимоотношений человека и государства имело положение о презумпции невиновности Какая существо­вала связь между гражданскими идеалами римлян и созданным ими правом?

2. Прочитайте тексты 1 и 2 В какое время писали свои про­изведения Цицерон и Сенека? Дайте краткую характеристику двух эпох. Определите главные черты образа идеального чело­века, который описан Цицероном Как соотносятся в его пред­ставлении понятия «человек» и «гражданин»? Какую роль, по мнению Цицерона, должно играть государство в жизни людей? Как Цицерон относится к честолюбию, стремлению к славе9 Что, с точки зрения Цицерона, должно определять поведение идеального человека — его желания или рассудок9 Почему не поощряется стремление к роскоши, развлечениям? Чем объяс­няется отрицательное отношение к толпе Сенеки? Что, с его точки зрения, является самым ценным в жизни человека? Как философ призывает .строить отношения с людьми, с государ­ственной властью? Чем это можно объяснить? Понравился бы Цицерону такой стиль поведения? Почему?

Подведите общий итог и расскажите, какие изменения пре­терпели идеалы римского общества

3. Прочитайте тексты 4, 5, 6 и 7. Подумайте, почему против­нику христианства, римскому писателю Цецилию кажется, что христианский бог бессилен или не хочет «помочь своим»? Каки­ми, с точки зрения Цецилия, должны быть отношения между бо­гами и человеком? Что на это мог бы возразить христианин? Что нового принесло христианство в представление о религии? Что в поведении христиан кажется Цецилию непонятным? Какой об­раз жизни для него самого является нормальным? Какая сторо­на жизни — материальная или духовная — наиболее важна для Цецилия?

Сравните образ жизни первых христиан и идеалы филосо­фов-стоиков В чем они близки? Как вы понимаете слова из текста 7: «живут не по плоти», «гражданство имеют на небе»?

Вспомните, как христиане относились к государству, в чем ви­дели главный смысл земной жизни

4. Прочитайте и сравните тексты 8 и 9 Сравните две оценки римской цивилизации Какая из них кажется вам самой объек­тивной'' Почему9 Согласны ли вы с мнением О Шпенглера о том, что римляне были далеки от философии, а их интересы бы­ли чисто практические9 В каком значении в данном случае Шпенглер использует слово «цивилизация»9 Какую роль отво­дит Риму в истории единой античной цивилизации9 Какие до­стижения римлян Данилевский считает самыми важными9 Что вы сами могли бы добавить к этому перечню9

 

Глава IV

Западноевропейская цивилизация в средние века

 

 

Западу, оскудевшему и варваризованному, суждено было на исходе Средневековья об рести новые силы и вырваться на мировые просторы.

В истории цивилизации, как и в человеке скоп жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее.

Жак Ле Гофф, современный французский историк

 

§1

«ДЕТСТВО» ЕВРОПЫ

 

«Детство» Европы протекало в катастрофической, бурной обстановке Великого переселения народов, столкновении двух совершенно противоположных и, казалось бы, несовместимых миров — мира варвар­ских германских племен и цивилизации Рима.








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 817;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.