Каролингская империя, Византия и исламский мир в начале IX в.

Г I Империя Карла Великого

Г I Византийская империя

[ I Мир ислама

И все-таки империи Карла Великого и Оттона I вы­полнили свою объединяющую роль, которая прояви­лась и в международных отношениях внутри Европы, и в утверждении идеи о связи молодой западноевро­пейской цивилизации с ее великим предшественни­ком — Римом.

Идея единства западноевропейской цивилизации постепенно формировалась и под воздействием рим­ско-католической церкви, которая претендовала на роль высшего арбитра в политической жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала в сознание своей па­ствы идею о существовании особого христианского мира, отделенного от других стран исключительно­стью вероисповедания.

Но главным источником единства в историческом развитии разноплеменной Европы были общие циви-лизационные основы: наследие античности и варвар­ского германского мира. Огромное значение имели и контакты (политические, экономические, культур­ные) между европейскими странами: они связывали их в систему одной цивилизации.

Разные регионы Европы не были одинаковы. Те или иные изменения возникали в них несинхронно, каждая страна имела свою специфику. Но эту несинх­ронность помогали выправлять связи и даже само со­седство с теми странами, в которых быстрее зарожда­лись новые тенденции. Различные европейские стра­ны вносили свой вклад в жизнь всей цивилизации. Некоторые историки считают, что в этом — одна из причин ее динамичности и долголетия.

Западная Европа начала свою историческую жизнь в трудных условиях: экономика была разру­шена, уровень цивилизованности резко упал, старая централизованная государственность была уничто­жена. Попытки возродить Римскую империю при всем их значении не удались. Внутри отдельных ко­ролевств государственная власть долгое время оста­валась довольно слабой. Из следующих параграфов вы узнаете, как это сказалось на особенностях со­циально-экономического развития Западной Европы и на расстановке сил между государством и обще­ством.

Вопросы и задания

1. Как складывались отношения римлян с германскими пле­менами? Когда Великое переселение народов достигло на­ибольшего размаха?

2. Какие племена вторгались на территорию Римской импе­рии? Какие из них создали там свои королевства7

3. Почему первые века жизни западноевропейской цивили­зации называют «темными»? Кажется ли вам это название пра­вильным? Объясните свой ответ Как варвары относились к на­следию римской цивилизации? От чего это зависело?

4. Какой социально-экономический сдвиг произошел в пер­вые века существования Западной Европы? Какую роль в этом сыграли варвары? \

5. Когда в Западной Европе были предпри^няты первые по­пытки воссоздать империю? Удались ли они? Что сплачивало западноевропейские государства? Что помогало им развивать­ся приблизительно в одном направлении?

 

 

§2

ГРАД ЗЕМНОЙ И ГРАД БОЖИЙ: ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ

 

После того как христианство в 313г. было при­знано государственной религией, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей со­братьев по вере. В ту эпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращения церкви в политическую силу, « государство в государ­стве».

Церковь получала в дар от императоров и римской знати земельные владения; оформлялась ее внутрен­няя организация. На вселенских соборах — высших «съездах» духовенства — разрабатывалась догматика христианского вероучения, и это, естественно, укреп­ляло идейное единство церкви.

Начиная с VI в. в Западной Европе стали появлять­ся монастыри. Первый был основан святым Бенедик­том (ок. 480 — ок. 547) в Монтекассино. Им же был разработан и монастырский устав, который послужил образцом для последующих братств. Западная церковь не поощряла полного аскетизма восточных монасты­рей, но также требовала от монахов соблюдения обетов бедности, целомудрия и послушания. Монастыри бы­ли на протяжении нескольких веков единственными центрами просвещения. Монастырские школы готови­ли священнослужителей; особое значение придава­лось переписыванию рукописей, и в результате благо­даря усилиям монахов до наших дней дошли и богос­ловские труды, и множество произведений античной литературы.

Идеал теократии

Для церкви одним из важнейших был вопрос об отношении к мирской власти. От его решения зави­села ее дальнейшая судьба, та роль, которую ей предстояло сыграть в жизни западноевропейской ци­вилизации. Ответ был дан незадолго до гибели Рима, когда у современников стала исчезать вера в незыбле­мость и силу государства. В 413 г., после того как Рим был взят вестготами, Аврелий Августин (354—430), один из самых выдающихся отцов церкви, начал писать свое знаменитое произведение «О Граде Божьем».

 

Догматыосновные положения вероучения, приня­тые для всех верующих и не подвергающиеся сомне­нию.

Отцы церквихристианские писатели, которых цер­ковь признала наиболее авторитетными толковате­лями Священного Писания.

История человечества для Августина — это посто­янная борьба сообщества праведников, составляющих Град Божий, и грешников — себялюбцев, забываю­щих в своем ослеплении о Боге, которые образуют Град Земной. В земной жизни, где оба «града» су­ществуют вместе и праведники смешаны с грешника­ми, только церковь в какой-то степени близка к воп­лощению Града Божьего. Поэтому именно ей Авгус­тин отводил роль высшего арбитра не только в делах веры, но и в управлении государством. Хотя земная власть, по его теории, тоже исходит от Бога, но стоит гораздо ниже церкви, ибо слишком эгоистична и не­насытна в своем стремлении к господству и обогаще­нию. Следовательно, светская власть должна беспре­кословно подчиняться духовному руководству церк­ви. Такой тип управления государством называется теократией. Идеи Августина получили признание в западном мире, в то время как восточная церковь из­брала иной путь во взаимоотношениях с государ­ством.

По мере того как росли разногласия в догматике и обрядах западной и восточной церквей, Рим превра­щался в центр западного христианства. «Вечный го­род», несмотря на все пережитые катастрофы, сохра­нил славу столицы некогда могущественной империи. Кроме того, Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Уже в конце IV — начале V в. римские епископы присвоили себе право назы­ваться папами, т. е. главами церкви, и воспринима­лись как преемники апостола Петра, первого епископа Рима. Земли, находившиеся в руках папы, станови­лись вотчиной Святого Петра, а сам папа — их свет­ским правителем. В результате несколько позже, в VIII в., образовалось Папское государство, в которое

Теократияв переводе с греческого «правление Бога». Тип правления, при котором высшая политическая власть принадлежит духовенству.

входили земли Римской области и Равеннского эк­зархата.

Экономическая мощь церкви возрастала: до XV в. духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в "большинстве стран Западной Европы. При Карле Великом была узаконена церковная десяти­на — налог, которым облагалось все европейское на­селение.

Появление папства сплотило церковь; теперь она окончательно оформилась как иерархическая, жестко централизованная организация во главе со своим «го­сударем» — папой.








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 874;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.