В XVI – начале ХX в.в.
На юге Земли Войска Донского значительную часть населения составляли греки. С древнейших времен появились представители этого талантливого народа на территории нынешнего Донского края, образовав здесь свои колонии (см. Танаис). После падения Константинополя и захвата Азова турками греки стали редкими гостями на донской земле.
Однако отдельные пассионарии появлялись по торговым и дипломатическим делам на казачьей земле. Частым гостем в 20 - 30-х годах XVII столетия был на Дону посол турецкого султана, грек по происхождению, Фома Кантакузин. Определенное число греков проживало в первой половине XVII столетия в Азове, где у них имелась своя церковь.
Известно, что после взятия Азова в июне 1637 года в результате подкопа и, последовавшего за взрывом крепостной стены штурма, донские казаки наняли греков, чтобы заделать огромный пролом в городской стене. После оставления Азова в 1642 году, многие греки переехали в столицу донского казачества Черкасский городок. Тогда-то в Черкасске и обосновался грек Федор Савельевич Калокатриви(ум. после 1670 г.), положивший начало знаменитому донскому дворянскому роду Грековых, который дал Дону и России несколько генералов, прокурора Области Войска Донского, журналистов, юристов и общественных деятелей.
В донской столице греки имели торговые лавки и погребки, в которых торговали «цареградским сантуринским вином, бузой, медом и ячменным квасом».
Поскольку турки были общими врагами казаков и греков, последние пополняли ряды донцов. Так, в челобитной донских казаков царю Алексею Михайловичу 1659 года, в числе «переезщиков-иноземцев», исправлявших на Дону «всякие государевы службы», упоминаются и греки.
Однако, до возвращения Азова в 1769 году и присоединения ряда южных территорий к России по итогам Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией 1774 года, приток греков на Дон был незначительным. И только после окончания победоносной войны с османами 1768 - 1774 годов единоверные греки стали тысячами переселяться на благодатные земли Приазовья. Тем более, что своим рескриптом от 28 марта 1775 года императрица Екатерина Вторая гарантировала им свое покровительство и поддержку.
Желавшим переселиться в южные пределы России грекам были отведены земли Азовской губернии, преимущественно в районе Таганрога. Руководивший переселением генерал-губернатор Новороссии, князь Григорий Потемкин, писал руководителям греческих переселенцев: «Поелику за благо найдено ради общей вашей пользы основать жительство ваше в Таганроге, то с получения сего повеления имеет немедленно... собраться вам всем в Таганроге, где, за неимением довольного количества домов, назначили там три слободы, а тем наипаче форштадт»
На переселение греков под Таганрог Потемкин выделил 50 тысяч рублей, отведя 14 десятин земли для землепашества, садоводства и скотоводства. Две греческие роты, переселенные сюда, обосновались в Миусском округе на землях близ Павловской крепости, положив начало поселку Греческие Роты.Офицеры и гражданские лидеры греческой диаспоры получили огромные личные земельные наделы в Миусском округе Земли Войска Донского. Так здесь появились поместья Алфераки, Пагоната, Карояни, Бенардаки, Флуки, Булгари, Скараманга, Варваци и других известных греческих родов.
Участник освободительной борьбы греков против турецкого ига, Дмитрий Ильич Алфераки (XVIII в.), в чине капитана сражался в составе эскадры графа А. Г. Орлова в Средиземном море в период русско-турецкой войны 1768 - 1774 годов, отличившись в Чесменском сражении. После победоносного завершения войны, по приглашению русской императрицы он переселился в Приазовье, получив здесь обширные землевладения под Таганрогом. Греческий дворянин Георгий (Егор) Бенардаки в чине майора российской армии участвовал в русско-турецкой войне 1787 - 1791 годов, командуя в 1790 году кораблем «Феникс». После окончания войны поселился в Приазовье. В 1811 - 1813 годах получил обширные земли под Таганрогом, в том числе имение Бенардакино (после проданное Я.С. Полякову — Поляковка) на берегу Азовского моря.
Прибывшие вслед за первыми, в основном, военными переселенцами, греческие торговцы были поселены недалеко от Таганрога, образовав в дальнейшем Греческую улицу этого приморского города. В 1781 году здесь открылась деревянная греческая церковь Святых равноапостольных Константина и Елены, позже перестроенная в камне, простояв до конца 40-х годов XX века.
Особенностью греческой миграции на юг Донского края являлось то, что из Керчи и других черноморских городов переселялись сюда представители имущих слоев: купцы, дворяне, военные. «В Таганрог переселились преимущественно военные и более зажиточные, которые могли рассчитывать на торговые занятия, - писал историк Таганрога П.П. Филевский, - а в Керчи остались беднейшие и в особенности рыбаки». Таким образом, контингент греческого населения в Таганроге был, так сказать, аристократичен в сравнении с другими греческими поселениями в России.
Развернувшись на новом месте, получив в результате побед русского оружия над турками доступ для торговли через Босфор и Дарданеллы, донские греки в 1781 году образовали в Таганроге «Греческое купеческое управление» во главе с И.М. Розсети. Оно регламентировало жизнь греков купеческого сословия. 20 июля 1784 года управление расширило свои функции, и было преобразовано в «Греческий магистрат», ведавший защитой интересов всех греков Таганрога и просуществовавший до 1836 года.
Со временем южнодонские греки заняли ведущие позиции в торговле России с Турецкой Портой, а так же со странами Юго-Восточной Европы и Средиземноморья. Этому способствовали их большой опыт, традиционные связи с крупнейшими торговыми домами Европы, значительные капиталы, природная оборотистость греков. К 1794 году в Таганроге действовало 73 греческих купца, а других купцов только 66.
К началу XIX столетия имена таганрогских купцов греческого происхождения Ралли, Емеса, Ласкараки, Скамаранга, Муссури, Родоканаки, Рази, были известны не только в России, но и в сопредельных европейских странах. Это и не удивительно, если учесть, что филиалы этих торговых фирм успешно действовали во многих городах России и Европы. Например, глава торгового дома Ралли Пантелеймон, постоянно проживая в Лондоне, имел свои отделения в Мариуполе, Ростове и Таганроге. В последнем городе его доверенным лицом являлся Лука Скамаранга, женатый на родной сестре Ралли. Из Таганрога, через филиал этой фирмы, текли на лондонскую биржу потоки южнороссийской пшеницы, во многом определяя цены на хлеб в английской столице.
В 1820 году в быстро набиравшем торгово-финансовые обороты Таганроге открыл свою экспортную контору известный греческий купец Емес, поставляя донскую продукцию на рынки Великобритании. Успешная деятельность этой торговой фирмы продолжалась до начала Первой мировой войны. Базируясь в Таганроге, греческие негоцианты основывали филиалы своих фирм во многих других городах Российской империи. Успешные торговые операции положили начало крупным состояниям таганрогских греков - именно с начала XIX столетия на российском финансовом пространстве стали приобретать известность донские греческие фамилии Алфераки, Варваци, Иордановы, вскоре принявшие российское подданство и получившие российское дворянство. Но большинство проживавших на донской земле греков сохраняли иностранное подданство, свободно мигрируя из России в страны Европы и обратно. «Греки вовсе не сливаются с русскими, — писал градоначальник Таганрога 1866 - 1868 годов контрадмирал И.А. Шестаков, — не исключая и тех, которые щедротами монархов наших приросли к русской почве...».
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 692;