В XVI – начале ХX в.в.

На юге Земли Войска Дон­ского значительную часть населения составляли греки. С древнейших времен появи­лись представители этого талантливого народа на терри­тории нынешнего Донского края, образовав здесь свои колонии (см. Танаис). После падения Константинополя и захвата Азова турками греки стали редкими гостями на дон­ской земле.

Однако отдельные пассионарии появлялись по торго­вым и дипломатическим делам на казачьей земле. Час­тым гостем в 20 - 30-х годах XVII столетия был на Дону посол турецкого султана, грек по происхождению, Фома Кантакузин. Определенное число греков проживало в пер­вой половине XVII столетия в Азове, где у них имелась своя церковь.

Известно, что после взятия Азова в июне 1637 года в результате подкопа и, последовавшего за взры­вом крепостной стены штурма, донские казаки наняли греков, чтобы заделать огромный пролом в городской сте­не. После оставления Азова в 1642 году, многие греки пе­реехали в столицу донского казачества Черкасский горо­док. Тогда-то в Черкасске и обосновался грек Федор Саве­льевич Калокатриви(ум. после 1670 г.), положивший начало знаменитому донскому дворянскому роду Греко­вых, который дал Дону и России несколько генералов, прокурора Области Войска Донского, журналистов, юри­стов и общественных деятелей.

В донской столице греки имели торговые лавки и по­гребки, в которых торговали «цареградским сантуринским вином, бузой, медом и ячменным квасом».

Поскольку турки были общими врагами казаков и гре­ков, последние пополняли ряды донцов. Так, в челобит­ной донских казаков царю Алексею Михайловичу 1659 года, в числе «переезщиков-иноземцев», исправлявших на Дону «всякие государевы службы», упоминаются и греки.

Однако, до возвращения Азова в 1769 году и присоединения ряда южных терри­торий к России по итогам Кючук-Кайнарджийского мир­ного договора с Турцией 1774 года, приток греков на Дон был незначительным. И только после окончания победо­носной войны с османами 1768 - 1774 годов единоверные греки стали тысячами переселяться на благодатные зем­ли Приазовья. Тем более, что своим рескриптом от 28 марта 1775 года императрица Екатерина Вторая гарантировала им свое покровительство и поддержку.

Желавшим переселиться в юж­ные пределы России грекам были отведены земли Азовс­кой губернии, преимущественно в районе Таганрога. Ру­ководивший переселением генерал-губернатор Новороссии, князь Григорий Потемкин, писал руководителям гречес­ких переселенцев: «Поелику за благо найдено ради общей вашей пользы основать жительство ваше в Таганроге, то с получения сего повеления имеет немедленно... собраться вам всем в Таганроге, где, за неимением довольного коли­чества домов, назначили там три слободы, а тем наипаче форштадт»

На переселение греков под Таганрог Потемкин выде­лил 50 тысяч рублей, отведя 14 десятин земли для земле­пашества, садоводства и скотоводства. Две греческие роты, переселенные сюда, обосновались в Миусском округе на землях близ Павловской крепости, положив начало по­селку Греческие Роты.Офицеры и гражданские лидеры греческой диаспоры получили огромные личные земель­ные наделы в Миусском округе Земли Войска Донского. Так здесь появились поместья Алфераки, Пагоната, Карояни, Бенардаки, Флуки, Булгари, Скараманга, Варваци и других известных греческих родов.

Участник освободительной борьбы греков против ту­рецкого ига, Дмитрий Ильич Алфераки (XVIII в.), в чине капитана сражался в составе эскадры графа А. Г. Орлова в Средиземном море в период русско-турецкой войны 1768 - 1774 годов, отличившись в Чесменском сражении. После победоносного завершения войны, по приглашению русской императрицы он переселился в Приазо­вье, получив здесь обширные землевладения под Таганрогом. Греческий дворянин Георгий (Егор) Бенардаки в чине майора российской армии участвовал в русско-турецкой войне 1787 - 1791 годов, командуя в 1790 году кораблем «Феникс». После окончания войны поселился в Приазо­вье. В 1811 - 1813 годах получил обширные земли под Та­ганрогом, в том числе имение Бенардакино (после продан­ное Я.С. Полякову — Поляковка) на берегу Азовского моря.

Прибывшие вслед за первыми, в основном, военными переселенцами, греческие торговцы были поселены неда­леко от Таганрога, образовав в дальнейшем Греческую улицу этого приморского города. В 1781 году здесь открылась деревянная греческая церковь Святых равноапо­стольных Константина и Елены, позже перестроенная в камне, простояв до конца 40-х годов XX века.

Особенностью греческой миграции на юг Донского края являлось то, что из Керчи и других черноморских горо­дов переселялись сюда представители имущих слоев: куп­цы, дворяне, военные. «В Таганрог переселились преиму­щественно военные и более зажиточные, которые могли рассчитывать на торговые занятия, - писал историк Та­ганрога П.П. Филевский, - а в Керчи остались бедней­шие и в особенности рыбаки». Таким образом, контингент греческого населения в Таганроге был, так сказать, арис­тократичен в сравнении с другими греческими поселе­ниями в России.

Развернувшись на новом месте, получив в результате побед русского оружия над турками доступ для торговли через Босфор и Дарданеллы, донские греки в 1781 году об­разовали в Таганроге «Греческое купеческое управление» во главе с И.М. Розсети. Оно регламентировало жизнь греков купеческого сословия. 20 июля 1784 года управле­ние расширило свои функции, и было преобразовано в «Гре­ческий магистрат», ведавший защитой интересов всех гре­ков Таганрога и просуществовавший до 1836 года.

Со временем южнодонские греки заняли ведущие по­зиции в торговле России с Турецкой Портой, а так же со странами Юго-Восточной Европы и Средиземноморья. Этому способствовали их большой опыт, традиционные связи с крупнейшими торговыми домами Европы, значительные капиталы, природная оборотистость греков. К 1794 году в Таганроге действовало 73 греческих купца, а других куп­цов только 66.

К началу XIX столетия имена таганрогских купцов гре­ческого происхождения Ралли, Емеса, Ласкараки, Скамаранга, Муссури, Родоканаки, Рази, были известны не только в России, но и в сопредельных европейских стра­нах. Это и не удивительно, если учесть, что филиалы этих торговых фирм успешно действовали во многих городах России и Европы. Например, глава торгового дома Ралли Пантелеймон, постоянно проживая в Лондоне, имел свои отделения в Мариуполе, Ростове и Таганроге. В последнем городе его доверенным лицом являлся Лука Скамаранга, женатый на родной сестре Ралли. Из Таганрога, через фи­лиал этой фирмы, текли на лондонскую биржу потоки южнороссийской пшеницы, во многом определяя цены на хлеб в английской столице.

В 1820 году в быстро набиравшем торгово-финансовые обороты Таганроге открыл свою экспортную контору из­вестный греческий купец Емес, поставляя донскую про­дукцию на рынки Великобритании. Успешная деятель­ность этой торговой фирмы продолжалась до начала Пер­вой мировой войны. Базируясь в Таганроге, греческие негоцианты основывали филиалы своих фирм во многих других городах Российской империи. Успешные торговые операции положили начало крупным состояниям таган­рогских греков - именно с начала XIX столетия на россий­ском финансовом пространстве стали приобретать извест­ность донские греческие фамилии Алфераки, Варваци, Иордановы, вскоре принявшие российское подданство и получившие российское дворянство. Но большинство прожи­вавших на донской земле греков сохраняли иностранное подданство, свободно мигрируя из России в страны Евро­пы и обратно. «Греки вовсе не сливаются с русскими, — писал градоначальник Таганрога 1866 - 1868 годов контр­адмирал И.А. Шестаков, — не исключая и тех, которые щедротами монархов наших приросли к русской почве...».

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 703;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2025 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.