Костюм греков конца XVIII – н.XX века.
Эволюция национального греческого костюма особенно прослеживалась на Юге России, в Таганроге и Мариуполе. Его богатые традиции сохранялись в XIX и начале XX в.в..
Женский костюм сочетал в себе основные отличительные черты национальной греческой одежды. Женщины носили широкие белые шаровары, поверх которых надевалась юбка. За её красный пояс засовывали кинжал с серебряной рукояткой, указывающий на то, что женщина замужем или помолвлена. Длинная широкая юбка могла быть разных цветов, полосатой или клетчатой. Также в костюм входил черный бархатный жакет, украшенный золотой вышивкой.
В костюмах мужчин наглядно отражается бурное тысячелетнее прошлое греков. Они носили очень короткие куртки, белые минойские сапоги (стивалиа), мешковатые брюки (врака). Эти штаны отличались особенной шириной и заправлялись в белые сапоги. За пурпурный пояс, или зунари (длина которого доходила до 8 метров) заткнут традиционный греческий кинжал.
Под низ куртки надевался красный жилет, (джилеки), застегивающийся по диагонали, под жилет обычно надевалась белая сорочка. Вокруг головы повязывали отделанный бахромой черный платок.
Со временем, в конце XIX - начале XX в.в., традиционную одежду стали одевать только по праздникам.
Ко второй половине XIX столетия донские греки, получив воспитание и образование в лучших российских учебных заведениях, прочно вросли в донскую почву, став вполне русскими людьми. Они уже не считали торговлю главным делом своей жизни, как это было у их дедов и отцов, а, будучи людьми обеспеченными, стали заниматься творчеством (музыкой, рисованием), наукой, некоторые пошли в политику, занялись административно-хозяйственной и общественной деятельностью. Многие из донских греков стали депутатами (гласными)Таганрогской и Ростовской городских Дум, а наиболее успешные из них возглавили органы городского самоуправления. Так, должность городского головы Таганрога в разное время занимали греки Ставро И. Вальяно (1830-е гг.), Ахиллес Николаевич Алфераки (1880 - 1888), Константин Георгиевич Фоти (1889 - 1897), Павел Федорович Йорданов (1905 - 1909).
О первом из них, Ставро Ивановиче Вальяно,известно очень мало: в 1812 году он занимался поставками материала в армию, в 1835 году являлся членом первого состава статистического комитета, потом занимал должность городского головы. Заметный след в истории Таганрога оставил Ахиллес Николаевич Алфераки(1846 - 1919). Он родился в Харькове, окончил историко-филологический факультет Московского университета, курсы теории музыки у профессора Фроша. В годы его управления городом были устроены городские бульвары, замощены центральные улицы, высажены в два ряда деревья, начата капитальная реконструкция порта, успешно действовали благотворительные «Общество призрения неимущих» и «Общество пособия бедным ученикам и ученицам начальных училищ», «Музыкально-драматическое общество», музыкальные классы, симфонический оркестр и другое. А.Н. Алфераки написал и издал более 100 романсов, оперы «Лесной царь» и «Купальская ночь» (в рукописи), неплохо рисовал. В двухэтажном особняке его отца, Н.Д. Алфераки (дворец Алфераки), где он потом проживал и сам, была собрана богатейшая коллекция картин, мебели, античных статуй. В период управления Таганрогом Константином Георгиевичем Фоти в городе была завершена капитальная реконструкция порта, открыта телефонная станция, народная библиотека и читальня Л.Чернецкой, кондитерская фабрика Ревенко, водолечебница, металлургический и котельный заводы и многое другое. Выдающимся градоначальником и общественным деятелем являлся Павел Федорович Йорданов (1857 - 1920). Уроженец Таганрога, он происходил из состоятельной купеческой семьи, имевшей греческие корни. Окончив медицинский факультет Харьковского университета, Йорданов стал работать санитарным врачом в родном городе, состоя членом городской управы. Энергичный и честолюбивый по природе, он принял участие в открытии первой городской аптеки, городского музея, установке памятника Петру Первому, формировал с помощью своего выдающегося земляка А.П. Чехова фонды городской библиотеки. В 1905 году его избрали городским головой. В годы его управления Таганрогом здесь открылись чугунолитейная и механическая мастерская, машиностроительный завод русско-германского товарищества, электростанция, яхт-клуб, частная женская гимназия Н. Янович, кинотеатр (электробиограф) «Мираж» (в 1913 - 1914 гг. - «Палас») и многое другое. Оценив энергию и предприимчивость таганрогского градоначальника, столичные власти приглашают Иорданова в Петербург, членом Совета министерства торговли и промышленности. В январе 1917 года он получает высокий гражданский чин тайного советника и назначается сенатором. Но и в Петербурге Йорданов не забывает родного города, ходатайствуя в правительстве о выделении средств на углубление и капитальное обустройство Таганрогского порта.
Капиталы и энергия донских греков работали на благо приморских территорий Области Войска Донского, особенно города Таганрога. Например, грек по происхождению, русский морской офицер и потомственный дворянин с личным гербом Иван Андреевич (Иоаннес Леонтидис) Варваци (1750 - 1825), переселившись в 1813 году в Таганрог, построил здесь храм Святой Троицы, преобразованный в 1814 году в Иерусалимский Александровский греческий мужской монастырь. Он подарил городу большой каменный дом, в котором в 1818 году была открыта городская больница с богадельней. Чуть позже он подарил Таганрогу свое просторное загородное имение, куда власти перевели больницу и богадельню (в настоящее время городская больница № 2). На деньги И.А. Варваци получали образование талантливые малоимущие учащиеся Таганрога. Его потомки подарили Таганрогской мужской гимназии просторный дом, в котором она размещалась в первые годы своего существования.
На средства Герасима Федоровича Депальдо (де-Пальдо, Дебальдо) (1788 -1823), итальянского купца греческого происхождения, выборного мирового судьи и мецената, в Таганроге был достроен Всехсвятский храм, содержалась Греческая церковь. По завещанию Депальдо, на его средства была построена Каменная лестница и сооружен дом для престарелых моряков (Странноприимный дом Депалъдо). Богатые греческие предприниматели Пагонат передали Таганрогу свой особняк на Греческой улице, где была устроена богадельня.
Свой вклад в благоустройство Таганрога внесли представители греческого рода Бенардаки. Купец Константин Егорович Бенардаки(1805 - после 1866) являлся одним из учредителей Таганрогского благотворительного общества (1866), оставив городу 10 тысяч рублей на благотворительные цели. Его брат, Дмитрий Егорович, построил в Таганроге особняк, украсивший этот приморский город, участвовал в строительстве таганрогского участка железной дороги, в реконструкции Таганрогского порта, стремясь сделать его, «первым не только в России, но и в Европе».
Грек с острова Хиос Лука Петрович Скамарангав 1820-х годах, по его просьбе, был приписан к купеческому сословию Таганрога с капиталом в восемь тысяч рублей. Здесь он открыл экспортно-импортную контору, поставлявшую в город чай, кофе, цитрусовые и другие, так называемые, колониальные товары. Из России же, через Таганрогский морской порт, они вывозили в страны Европы и Азии пшеницу, жиры, жмых. Его потомки открыли на юге Донского края кирпичный и кожевенный заводы, владея еще соляными промыслами в Бахмуте. В Таганроге Скамаранга владели одноэтажным на высоком цоколе особняком, в котором в 1923 году был открыт детский дом №11.
В Таганроге в 1842 году, на средства греческой общины было открыто греческое училище, а в 1861-м — греческая частная школа. В это же время греческая история и новогреческий язык преподавались в Таганрогской классической гимназии, основанной в 1806 году. В городе гастролировала труппа греческой драмы «Новый Менандр» под руководством Н. Парскевопуло, осуществлявшая свои постановки на греческом языке. 23 апреля 1904 года труппа Ф. Пафантиса поставила в Таганроге пьесу «Медведь» (по А.П. Чехову) на греческом языке.
Многие имена донских греков вошли в историю культуры не только Дона, но и России. К их числу относится талантливый поэт Николай Федорович Щербина(1821 - 1869), именовавший себя «эллином из Таганрога» (родился в с. Грузско-Еланчинское Миусского округа). Покинув родину, он жил в Москве, работая помощником редактора «Московских губернских новостей», потом переехал в Петербург. В 1850 году в Москве вышел его поэтический сборник «Греческие стихотворения», высоко оцененный Л.А. Меем, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Некрасовым. П.И. Чайковский написал романс «Примиренение» на его стихотворение. Щербина поддерживал дружеские отношения с И.И. Панаевым, Ф.И. Тютчевым, Я.П. Полонским, М.Н. Катковым, Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым и другими выдающимися литераторами России. В 1857 году увидело свет собрание его сочинений в двух томах.
Упоминавшаяся нами семья Алфераки дала донской и российской культуре и искусству двух композиторов и художников. Об одном из них, Ахиллесе Николаевиче, мы писали выше. Его отец, Николай Дмитриевич Алфераки (1815 -1863), окончив этико-философский факультет Харьковского университета, переехал в Петербург. Здесь он являлся секретарем Академии художеств, находился в приятельских отношениях со знаменитыми братьями Брюлловыми, архитектором Штакеншнейдером. По возвращении в Таганрог построил знаменитый ныне особняк (дворец Алфераки), где расположен Таганрогский краеведческий музей. Старший брат Николая Дмитриевича, художник Ахиллес Дмитриевич Алфераки (1810 - 1864), родившись в Таганроге, жил преимущественно за границей, в Риме. Но в России, на выставках Академии художеств (где младший брат являлся секретарем), выставлялись его картины «Католическая монахиня», «Портрет Суковкина» (1839), «Итальянский натурщик» (1842), «Автопортрет» (1851) и др.
Музыкальными талантами блистала греческая таганрогская семья Авьерино. Николай Михайлович Авьерино (1848 - 1889), хоть и служил канцеляристом в чине коллежского регистратора, но был широко известен, как композитор духовной музыки и дирижер. Его сын, Константин Николаевич, приобрел популярность, как виртуозный скрипач городского симфонического оркестра. Наибольших творческих успехов добился его сын, Николай Константинович Авьерино (1872 - 1948). Поступив по совету прослушавшего его П.И. Чайковского в Московскую консерваторию, он учился здесь скрипичному мастерству (одновременно с ним здесь учились великие композиторы Рахманинов и Скрябин). По окончании консерватории Николай Константинович был скрипачом у великого Федора Шаляпина. В дальнейшем он работал директором Ростовской консерватории.
Известным российским художником был таганрогский грек Дмитрий Минаевич Синоди-Попов (1853 - 1910). Получив в Таганроге прекрасное домашнее образование, владея тремя языками, прекрасно играя на фортепиано, он отдавал предпочтение живописи. Пробыв два года вольнослушателем Петербургской академии художеств, он по болезни (страдал эпилепсией) вынужден был вернуться в Таганрог, где у него имелся полутораэтажный особняк. Здесь он выполнил десятки портретов таганрожцев и живописных полотен, часть которых хранится ныне в Таганрогской картинной галерее: портреты художницы С.И. Блонской и скульптора Л.Е. Егорова, пейзажи «Каток», «Вид с каменной лестницы лунной ночью» и другие. В 1903 - 1904 годах в Таганроге с успехом работали его персональные выставки. А после успеха своей выставки в Парижском «Салоне», он переехал в Париж, где и нашел последнее упокоение.
Такое сосредоточение греков в Таганроге, их большой вклад в историю, экономику, культуру и искусство этого приморского города, дало основание жившему здесь писателю Константину Паустовскому написать: «Таганрог был перенесен сюда с Эгейских островов, был необычайным смешением Греции, Италии и запорожских степей».
Впрочем, греческое влияние было заметным не только в Таганроге, но и в других городах Донской области, в частности, в Ростове-на-Дону, где действовали греческая церковь, учебные заведения, магазины. Известным ростовским предпринимателем всероссийского масштаба являлся ростовский грек К.Д. Диамантиди, биография и фото которого были представлены в роскошном альбоме «300-летие царствования дома Романовых», изданного в Москве М.А. Гугелем. В предреволюционные годы греческое население Донской области составляло, по данным известного донского географа и историка В.В. Богачева, около 8000 человек, «…живших в Таганроге и многих селениях по берегу Азовского моря». Революция и последовавшее за ней лихолетье гражданской войны разбросали большинство греков, представлявших весомую часть донской торгово-предпринимательской и культурной элиты, по разным странам мира.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 696;