Актуальные проблемы изучения личности осужденных
Изучение личности осужденных является важной предпосылкой успешного функционирования органов, исполняющих наказания. Это нашло отражение в международных и отечественных нормативных актах. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными[1] отмечается необходимость изучения личности с целью индивидуализации исполнения наказания. В статье 66(2) указано: «В отношении каждого заключенного, приговоренного на достаточно продолжительный срок, директор (тюрьмы – М.Д.) должен получать как можно скорее по его принятии исчерпывающие сведения…» о личности осужденных, включая их «физическое и психическое состояние». В статье 69 подчеркивается, что на основе изучения характера осужденного «следует разрабатывать программу работы с ним». В статье 66(1) дается описание личностных свойств, которые должны учитываться в процессе исполнения наказания и подготовки к освобождению: «… принимать во внимание индивидуальные потребности заключенного, его социальное прошлое, историю его преступления, его физические и умственные способности и возможности, его темперамент, продолжительность срока его заключения и его возможности после освобождения».
Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания входят в перечень принципов уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации[2]. В пункте 4 статьи 109 УИК РФ отмечается, что «воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений».
С введением в штаты исправительных учреждений должностей психологов возможность квалифицированного и углубленного изучения личности осужденных существенно увеличивается. Это вполне естественно, ибо психологи являются специалистами в сфере человеческих отношений, имеют фундаментальные знания о закономерностях поведения человека, владеют навыками проведения специальных психологических мероприятий. Объем работы, выполняемой сотрудниками психологической службы, постоянно увеличивается. Так, в 2003 году психологами обследовано 587 тысяч осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Это в 2,5 раза больше, чем в 2000 году. Увеличивается удельный вес обследованных осужденных в карантине. В большинстве территориальных органов эту процедуру проходят все вновь прибывшие, но в среднем по России психодиагностическим обследованием в карантине охвачено всего 72% осужденных. Это объясняется слабым уровнем развития психологической службы в ряде территориальных органов УИС[3]. По мере увеличения численности психологов в исправительных учреждениях эта проблема будет решаться.
Показателем возросшего мастерства психологов является их привлечение к изучению (оценке) осужденных при решении таких сложных вопросов, как предоставление права передвижения без конвоя или отпуска с правом выезда за пределы учреждения; рассмотрение возможности перевода в колонию-поселение и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
Важность процедуры изучения личности повышается в связи с законодательным закреплением права осужденных на психологическую помощь[4]. Для того, чтобы оказать содействие обратившемуся за помощью человеку, естественно, необходимо глубоко изучить его внутренний мир.
Таким образом, изучение личности осужденных – это важная сфера деятельности психологической службы, которая способствует более успешному исправлению осужденных, выявлению лиц, требующих повышенного контроля и профилактической работы, а также решению ряда конкретных практических задач. Однако анализ психологических характеристик (портретов) осужденных, материалов тестирования, записей в карточках индивидуального изучения осужденных дает основание утверждать, что данная сфера деятельности не в полной мере отвечает потребностям практики и уровню развития науки. Обнаруживаются следующие недостатки:
- не прослеживается связь между личностными качествами осужденных и характером совершенного преступления; упускаются криминально значимые свойства осужденных, условия, способствовавшие совершению противоправных действий;
- программы изучения личности осужденных достаточно «узкие», не имеют четкой структуры и целевой направленности;
- при изучении личности применяется, как правило, ограниченный набор стандартных опросников, тестов; углубленное интервью, психологический анализ жизненного пути и даже личное дело осужденного (как источник информации) часто не используются;
- язык написания психологического портрета нередко носит наукообразный характер и непонятен для многих сотрудников исправительных учреждений;
- выводы (заключения) порой не соответствуют характеристике, не вытекают из нее, а бывают и научно несостоятельными. Например, на основании того, что осужденный (за кражу) является холериком, в одной из характеристик делается заключение о нецелесообразности его условно-досрочного освобождения. В данном случае психологическая ошибка может привести к нарушению прав человека, не говоря о моральных и иных последствиях.
Отмеченные недостатки могут иметь различные причины:
- перегруженность психолога;
- стремление обследовать как можно большее количество осужденных в ущерб качеству;
- недостаточная профессиональная подготовленность (более 45% сотрудников психологической службы не имеют базового психологического образования, а проходили лишь краткосрочную переподготовку);
- недостаточный научно-прикладной уровень развития пенитенциарной психологии, в том числе, концептуальных подходов к пониманию личности преступника (осужденного), ее структуры, основных детерминант преступного поведения.
С целью оказания практической помощи пенитенциарным психологам попытаемся обосновать основные свойства личности осужденных, которые должны быть объектом изучения в карантине и представим краткий типологический портрет лиц, содержащихся в исправительных учреждениях России.
Первоначально определимся в сущности таких категорий, как «личность», «личность преступника», «личность осужденного», ибо в общей юридической и пенитенциарной психологии нет единой позиции по данному вопросу. Анализ литературы показывает, что категория «личность» используется, прежде всего, как социальная характеристика человека (как гражданина определенного государства, юридического субъекта, имеющего определенные права и полномочия )[5]. Поэтому, когда используют понятие «личность преступника», то, с юридической точки зрения, имеют в виду человека, совершившего преступление, виновность которого «установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства…»[6]. Следуя данной логике, «личность осужденного» - это граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы, либо которым назначено альтернативное уголовное наказание.
Данная позиция совпадает с мнением отечественного психолога К.К. Платонова и авторов учебника «Основы пенитенциарной психологии»: «Личность осужденного – синоним личности в период исполнения приговора. Личность осужденного является в то же время личностью преступника»[7].
Это теоретическое положение позволяет при изучении личности осужденного учитывать накопленный опыт исследования личности преступника в криминальной и юридической психологии[8]. Как справедливо отмечает А.Н. Пастушеня, специфическая сущность личности преступника «определяется криминально-психологическим аспектом изучения» и «выражается в совокупности психологических свойств, …способных детерминировать антиобщественное поведение»[9]. Аналогичной позиции придерживается большинство криминологов и специалистов по юридической психологии. Так, Г.Х. Ефремова и А.Р. Ратинов в «Энциклопедии юридической психологии» рассматривают личность преступника как понятие, обобщенно отражающее «такие личностно-психологические характеристики человека, которые определяющим образом детерминируют противоправное поведение»[10].
Учитывая, что «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений»[11], важно определить содержание и природу психологических свойств, которые детерминируют противоправное поведение.
Если проанализировать концепции, объясняющие природу преступного поведения, то их можно объединить в три группы: психогенетические (биологизаторские); психосоциальные и интегральные.
Первая группа концепций объясняет причины преступного поведения влиянием биологических (врожденных) свойств человека; вторая – социально сформированными свойствами и навыками поведения; третья – взаимовлиянием биологических и социальных факторов. К биологическим, природным свойствам чаще всего относят такие черты, как темперамент, особенности памяти, мышления, воображения, импульсивность, способность к волевому усилию и т.п.; к социально-сформированным – систему отношений человека, его опыт, социальные ценности, интересы, склонности, идеалы, знания. В отечественной психологии преобладает точка зрения, что природные предпосылки развития личности, его физические данные, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты психики влияют на формирование индивидуально-психологических свойств личности. Однако биологическое входит в структуру личности не в своем неизменном («чистом», врожденном) виде, а как социально обусловленное («превращенное в социальное»)[12]. Так, потребность в удовлетворении чувства голода – биологическое свойство. Но у человека эта потребность удовлетворяется в социально приемлемых формах. Поэтому, если обнаруживаются случаи каннибализма (людоедства) в цивилизованном обществе, то, естественно, что данное явление объясняется не биологическими потребностями в еде, а социальными свойствами личности, игнорированием общепринятых норм поведения.
Поэтому, изучая личность осужденного, мы исходим из системных представлений и рассматриваем их свойства как многоуровневую систему, имеющую различные природу и функции: сугубо социальные свойства (образование, социальное положение в обществе и др.); природные свойства (пол, возраст, особенности нервной системы); индивидуально-психологические и личностные свойства (особенности мышления и восприятия, темперамент и характер, ценностные ориентации и направленность личности и т.д.).
Эти свойства, будучи индивидуальными для каждой личности, вместе с тем проявляются и как типологические свойства, т.е. относительно однородные и типичные для больших групп людей. Поэтому нами будет представлен и обобщенный портрет осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, независимо от их криминальной направленности.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 33113;