Культура как смысловой мир человека
Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы.
Отношение человека к миру определяется смыслом.
Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Для культурологии смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой.
Смысл не всегда осознается человеком, и не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но смысл может стать общезначимым, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.
Культура есть универсальный способ, каким человек делает весь мир «своим», превращая его в Дом человеческого бытия, в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.
Ученые условно делят культуру на материальную и духовную:
Под материальной культурой понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления.
Материальная культура – это создание не столько вещей, сколько условий для жизни человека как человека, то есть условий «человеческого существования». Эти условия должны способствовать раскрытию творческого потенциала человека, развитию его сил и способностей.
Под духовной культурой понимаются деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты (результаты) этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые знания, духовные ценности.
В ней выделяются политическая; правовая; эстетическая; этическая (нравственная); философская; религиозная культуры.
С понятием духовной культуры тесно связано понятие духовного производства, служащее для обозначения осуществления в духовной деятельности человека его творческих возможностей. Духовная культура – это продукт духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна «начитанности» или «образованности», и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам.
Материальная и духовная культура – составные части единой культуры. В результате НТР и унформатизации всех сторон жизни общества в материальной культуре все более возрастает роль ее духовного аспекта и наоборот, в духовной культуре возрастает роль материальной стороны. Различия между ними позволяют лишь лучше исследовать каждую сторону единой культуры.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2414;