Португалия в конце XIX – начале XX вв. 18 страница
Характерной чертой послевоенных лет в Мозамбике был быстрый рост национального сознания африканцев, особенно ярко проявившийся в сфере культурной жизни. Этот «культурный национализм» оказал огромное влияние на молодое поколение мозамбикских интеллигентов, которые трансформировали его в политическую форму национализма и принесли свои антиколониальные взгляды в политические движения. Таким образом, антипортугальская оппозиция в Мозамбике в 50-е гг. дала импульс росту рабочего движения, а десятилетие спустя поднялась на качественно новую ступень, заложив основы для широкого и разнородного в социальном плане политического антиколониального движения, принявшего в середине 60-х гг. форму освободительной вооруженной борьбы.
«Культурный национализм» в значительной степени стимулировал забастовочную борьбу африканского пролетариата. Первой ласточкой революционных бурь в португальских колониях была забастовка мозамбикских докеров в 1947 г. Доки Лоренсу-Маркиша для капитанов судов из многих стран ассоциировались прежде всего с тем, что там очень быстро проводились погрузочно-разгрузочные работы и существовали ужасающие условия для черных докеров. Забастовка, вспыхнувшая в доках в 1947 г., распространилась и на плантационных рабочих. В 1948 г. в Лоренсу-Маркише вспыхнуло плохо подготовленное восстание, которое было жестоко подавлено колонизаторами. Более 200 его участников было арестовано, многие из них брошены в тюрьмы или сосланы на Сан-Томе .
В 1956 г. докеры Лоренсу-Маркиша снова забастовали. 49 из них заплатили за это своими жизнями. В 1963 г. началась стачка докеров столичного порта, перекинувшаяся на порты Бейра и Накала. Но и эта волна забастовок закончилась поражением и гибелью многих рабочих. Все эти события свидетельствовали о нарастании антиколониальной борьбы, застрельщиком которой выступил африканский пролетариат.
В 50—60-е гг. антиколониальное движение стало принимать организованные формы. Начался процесс возникновения сплоченных политических организаций, имевших уже довольно разнородный социальный состав. Этому в огромной степени способствовали бурные события, происходившие в мире и на континенте. Несмотря на усилия португальцев изолировать африканцев от внешнего мира и не допустить проникновения в колонии известий о независимости других африканских стран и о росте освободительного движения (власти запрещали слушать непортугальские радиостанции, читать какие-либо газеты, кроме контролируемых правительством), в эти годы одна за другой стали возникать политические организации и группы.
В литературе утвердилась не совсем обоснованная точка зрения, что якобы все мозамбикские политические организации, существовавшие в 50—60-х гг., были созданы эмигрантами за границей. Есть свидетельства в пользу того, что в рассматриваемый период такие организации существовали и в самом Мозамбике.
По словам Т. Хенриксена, «их организаторы обладали политическим сознанием, поднятым Нкрумой в Гане, Ньерере в Танзании, конголезской независимостью, борьбой африканцев против создания Центральноафриканской федерации и... визитом мозамбикца Э. Мондлане (тогда служащего ООН) на родину в 1961 г.» .
В провинции Маника-и-Софала в 1953 или 1954 г. был создан Прогрессивный союз Мозамбика, выступивший с требованием независимости и установивший контакт с МПЛА. В то же время в Иньямбане возникла Католическая социалистическая партия, в начале 50-х гг. была основана антиколониальная группа «Нуклео негро фико». По свидетельству известного политического деятеля Ш. Гвамбе, в 1960 г. существовала так называемая Партия национального единства, выдвигавшая антиколониальные лозунги.
В стране действовала также «Африканская ассоциация», созданная на основе группы «Гремио Африкано» Эта организация всячески подчеркивала свой африканский характер, что имело большое политически-пропагандистское значение. Дело заключалось в том, что в ассоциации вместе с африканцами работало много мулатов которые таким образом бросали смелый вызов расизму и выступали против каких-либо расовых барьеров. Колониальные власти отлично осознавали опасность подобного единства и пытались создать проколониалистскую организацию, которая служила бы противовесом «Африканской ассоциации». Такой организацией стал «Институто негрофило», позже переименованный в «Объединенный центр негров Мозамбика» (САНМ).
Не меньшую опасность власти усматривали в существовании «смешанных» спортивных клубов. Африканцам и мулатам было запрещено выступать в соревнованиях по боксу против белых, хотя мулатам было разрешено становиться членами футбольного клуба для белых. Однако большинство из них в столице демонстративно вступили в «Африканскую ассоциацию футбола», что само по себе явилось актом сопротивления. В 1962 г. после создания ФРЕЛИМО власти запретили африканцам иметь свою футбольную организацию.
Вернувшись после учебы в Южной Африке, Мондлане в 1949 г. принял участие в основании молодежной организации НЕСАМ (Нуклеус африканских мозамбикских студентов , которая отвергала какие-либо расовые и этнические различия.
В 50-х гг. НЕСАМ вел разъяснительную работу среди членов САНМ, помогая им преодолеть расистские и элитистские предрассудки. Он издавал свой журнал «Алвор», распространявший освободительные идеи. Из НЕСАМ вышли многие будущие лидеры ФРЕЛИМО — Арманду Гебуза, Жоакин Чиссано, Марианьо Матсинья, Паскоал Мокумби и др. Все они преподавали в школе, созданной при САНМ. В результате власти, придя к заключению, что школа является источником опасных подрывных «идей», решили ее закрыть.
В 1964 г. НЕСАМ был запрещен, часть его членов арестована, а другая часть вынуждена была эмигрировать.
Несколько антиколониальных организаций были основаны в 50-х гг. представителями демократически настроенной белой интеллигенции. К ним относились: Общество исследований, Нуклеус искусств, Спортивная группа 1-го Мая и др. Наибольшей популярностью пользовалось Движение молодых мозамбикских демократов. Внутри Движения существовала маленькая группа — Коммунистическая организация Мозамбика, непосредственно связанная с ПКП. В Движение принимались все мозамбикцы независимо от расы, возраста и пола. Предпринимались попытки основать ячейки Движения в средних школах и в других организациях.
В конце 50-х гг. центром антиколониального движения белых стала Ассоциация уроженцев Мозамбика (АНМ) — клуб для европейцев мозамбикского происхождения. Во главе АНМ встала группа радикально настроенных интеллигентов. Они открыли двери Ассоциации для представителей других рас, и ко времени ее запрещения в 1961 г. в ней насчитывалось 10 тыс. членов, в том числе индийцев, белых и африканцев, причем последние составляли большинство. А. Гебуза окончил курсы машинописи при Ассоциации, а М. Матсинья получил от нее стипендию на учебу в Португалии. Школу этой Ассоциации одно время посещал С. Машел.
Свидетельства об этих и других оппозиционных к колониальному режиму организациях содержатся и в петициях в ООН и в других документах того времени. По словам Хенриксена, «их эффективность была ничтожной, но некоторые из их членов позже участвовали в создании более значительных групп» . Что касается дальнейшей их судьбы, то все они были ликвидированы фашистским режимом, который в отличие даже от режима апартеида в ЮАР никогда не разрешал независимо организованных африканских групп или профсоюзов.
Характерной чертой всех этих организаций было отстаивание мирных средств борьбы за независимость. Их манифесты и петиции защищали мирный переход Мозамбика к африканскому правлению.
К концу 50-х гг. в соседних с Мозамбиком африканских странах начали возникать патриотические организации мозамбикских эмигрантов. В связи с тем что в сопредельных с Мозамбиком государствах осело большое число беженцев, а также благодаря тому, что эти молодые африканские государства готовы были предоставить всю необходимую помощь организациям, борющимся против португальского колониализма, создались благоприятные условия для возникновения и деятельности эмигрантских организаций.
Особенность раннего этапа освободительного движения в Мозамбике состояла в том, что в отличие от Анголы его фрагментарность, наличие большого числа организаций не были связаны с трайбалистскими или регионалистскими различиями. Это обстоятельство позже облегчило интеграцию движения в единую организацию ФРЕЛИМО. Один из его лидеров, Марселину душ Сантуш, отмечал в 1963 г., что объединение не создало больших проблем, так как «разделение мозамбикских сил было результатом не непримиримых политических позиций или племенных различий, как часто случалось в других местах» , а окружения Мозамбика странами, где господствовали белые. Эта ситуация была изменена завоеванием независимости Танганьикой в 1961 г.
Незадолго до создания ФРЕЛИМО в городе Муэда (провинция Кабу-Делгаду) имели место события, оказавшие большое влияние па формирование национального сознания мозамбикцев. В 1960 г. несколько местных вождей вели агитацию среди коренного населения, призывали его добиваться либерализации колониального режима и повышения оплаты труда. Некоторые агитаторы были арестованы португальцами. Затем местный администратор пригласил крестьян из окрестных деревень прийти со своими жалобами в Муэду. Когда 16 июня 1960 г. несколько тысяч человек пришло туда послушать, что скажут португальцы, губернатор провинции приказал солдатам арестовать активистов, а затем открыть огонь по толпе. Было убито более 500 человек .
Расправа в Муэде свидетельствовала о том, что португальские власти, с одной стороны, напуганные стремительной деколонизацией африканских стран, а с другой— вдохновленные примером расистов в ЮАР (которые за два месяца до событий в Муэде устроили кровавую резню в Шарпевилле), решили вступить на путь беспощадных полицейских репрессий, считая их единственно эффективным средством против растущего африканского протеста.
События в Муэде, ясно показавшие, каков будет португальский ответ на африканское требование независимости, укрепили убеждение мозамбикских патриотов в необходимости, во-первых, создавать организации не внутри страны, а вне ее, а во-вторых, использовать для завоевания независимости не мирные, а вооруженные средства борьбы.
В октябре 1960 г. в Булавайо (Родезия) был основан Национальный демократический союз Мозамбика (УДЕНАМО). В феврале 1961 г. мозамбикские эмигранты, проживавшие в Танганьике и Кении, создали в Момбасе Африканский национальный союз Мозамбика (МАНУ), а эмигранты из района Тете, жившие в Малави, — Африканский союз независимого Мозамбика (УНАМИ). Тогда же на основе НЕСАМ был создан Национальный союз студентов Мозамбика (УНЕМО).
Наиболее последовательно революционной из этих организаций был УДЕНАМО. Именно из него вышли многие будущие руководители и активисты ФРЕЛИМО. С этой организацией имел тесные связи Э. Мондлане. УДЕНАМО имел программу и устав. Согласно уставу, членом УДЕНАМО мог быть «любой гражданин Мозамбика, независимо от пола, этнического происхождения, вероисповедания и места жительства». Целью организации объявлялась «полная ликвидация португальского господства в Мозамбике». В программе подчеркивалось, что УДЕНАМО выступает за «создание республиканского, демократического правительства, равенство всех перед законом, создание Национальной ассамблеи и правительства народа и для народа».
В социально-экономической сфере программой предусматривались: реконструкция экономики и производства, уничтожение всех форм колониализма и превращение Мозамбика в развитую и сильную страну, введение равной оплаты за равный труд, независимо от пола и расы, передача земли тем, кто ее обрабатывает, развитие образования и культуры.
Как видно из положений устава и программы УДЕНАМО, он представлял собой революционную националистическую организацию с весьма радикальной антиколониалистской программой.
Существенной слабостью национально-освободительного движения в Мозамбике в начале 60-х гг. оставалась организационная разобщенность патриотических сил. Настоятельной необходимостью на этом этапе развития антиколониалистского движения стало их объединение. Эту необходимость осознавали наиболее передовые и революционно настроенные лидеры националистических организаций, прежде всего руководство УДЕНАМО, выступившее в качестве инициатора и наиболее последовательного сторонника объединения.
Состоявшаяся в 1961 г. в Касабланке Конференция национально-освободительного движения португальских колоний (КОНКП), на которой присутствовала делегация УДЕНАМО, призвала к единству сил, борющихся против португальского колониализма. Большую роль в подготовке и практическом осуществлении слияния антиколониалистских организаций Мозамбика сыграли президент Танзании Джулиус Ньерере, а также пользовавшиеся исключительно высоким авторитетом среди мозамбикских националистов Э. Мондлане и М. душ Сантуш.
Ни один из этих двух наиболее выдающихся мозамбикских эмигрантов того времени не идентифицировался ни с одной из трех организаций, и это обстоятельство помогло им в усилиях, направленных на создание ФРЕЛИМО.
Руководители УДЕНАМО, МАНУ и УНАМИ, встретившись в Дар-эс-Саламе 25 июня 1962 г., приняли решение об объединении их во Фронт Освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО).
Во ФРЕЛИМО вошли также молодые революционеры, жившие в самом Мозамбике. Они стали играть ведущую роль в новой организации. По свидетельству М. душ Сантуша, относящемуся к 1973 г., «только четверо из избранных в руководство пришли из эмигрантских групп. Остальные были из Мозамбика. Таким образом, единство было достигнуто в значительной степени благодаря участию активистов в Мозамбике». Это объяснялось тем, что «уровень политического сознания живших вне страны... был ниже, чем у активистов — «инсайдеров»». Фронт возглавили талантливые и образованные лидеры.
Председателем ФРЕЛИМО стал Э. Мондлане. Он родился в 1920 г. и был младшим сыном третьей жены вождя в провинции Газа. Окончив начальную школу, он самостоятельно выучил английский язык и получил стипенлию для продолжения учёбы в Южной Африке. Взяв рекомендательные письма своих учителей, Мондлане нелегально перешёл границу Южно-Африканского Союза, выдал там себя за местного жителя и поступил в один из колледжей Северного Трансвааля. Окончив колледж, он, наконец, завершил своё среднее образование в возрасте 27 лет. После этого Мондлане успешно выдержал вступительные экзамены и поступил учиться в университет Витватерсранда в Йоханнесбурге. Там в 1949г. он создал организацию мозамбикских студентов, за что был исключён со второго курса и выслан южноафриканскими властями в Мозамбик, с этого времени он привлёк к себе внимание ПИДЕ и находился под его неусыпным наблюдением.
Он учился в Лиссабонском университете, затем в США. Одно время работал в ООН, был преподавателем в Сиракузском университете. Работая в ООН, подружился с Ньерере, который оказал на него огромное влияние.
В сферу его деятельности в ООН входили вопросы, связанные с подготовкой подопечных территорий ООН к самоуправлению. Работая в этой международной организации, Мондлане не только наблюдал за процессом деколонизации и возникновения новых государств, но и содействовал ему. В одном из выступлений в Гарвардском университете он сказал: «В период моей работы в ООН только некоторые государства были самостоятельными. Я считал, что, находясь так далеко, ничего не смогу сделать для своей родины... Когда Танганьика в декабре 1961 г. стала независимым государством, я тотчас же начал готовиться к возвращению в Восточную Африку». В июне 1962 г. Мондлане прибыл в Дар-эс-Салам со своей молодой женой, хорошо образованной американкой Жанет Рае Джонсон.
Вице-председателем ФРЕЛИМО стал поэт М. душ Сантуш. Он родился в 1929 г. от смешанного брака в прибрежном городе Лумбо. Окончив школу, продолжал образование в Португалии. Но за участие в революционной деятельности подвергся преследованию фашистских властей и вынужден был продолжать университетское образование во Франции, где учился в Сорбонне под руководством известного африканиста — профессора Ж. Баландье.
В то же время он стал печатать под псевдонимами (Калунгану и др.) проникнутые революционным пафосом и ненавистью к колонизаторам стихи, принесшие ему огромную популярность. Когда в апреле 1961 г. в Касабланке была создана уже упоминавшаяся КОНКП, М. душ Сантуш был избран ее генеральным секретарем. Используя эту организационную базу, он внес выдающийся вклад в создание условий для появления ФРЕЛИМО.
На I съезде ФРЕЛИМО (23—28 сентября 1962 г.) были приняты программа и устав фронта, а также «Обращение к мозамбикскому народу», которое призвало мозамбикцев объединиться вокруг ФРЕЛИМО для борьбы за независимость. Значение I съезда состояло в том что он выработал платформу, на которой можно было сплотить все социальные силы мозамбикского общества в борьбе против колониализма. Съезд провозгласил главной целью ФРЕЛИМО освобождение страны и выработал стратегию и тактику для достижения этой цели. Президент Мозамбика Самора М. Машел позже следующим образом определил значение съезда: «Выработав обоснованную платформу единства, I съезд правильно определил в качестве врага португальский колониализм; разработал программу борьбы всеми средствами включая вооруженные, против иностранного господства; решительно осудил империализм, надежную опору колониализма, и правильно назвал наших друзей за рубежом — антиколониальные, антиимпериалистические, демократические и миролюбивые силы; продемонстрировал интернационализм нашего народа, выразил нашу солидарность с борьбой всех народов против любых форм угнетения; наделил ФРЕЛИМО органами, позволившими развернуть борьбу за национальное освобождение; принял на вооружение демократический централизм, обеспечив таким образом единство и действенность нашей организации» .
ФРЕЛИМО возник как фронт, представлявший по социальному составу широкий спектр национальных сил. Подавляющее большинство его членов составляли интеллигенты, мелкая буржуазия и крестьяне, унаследовавшие от многолетнего колониального прошлого забитость, неграмотность и всякого рода предрассудки и суеверия. Именно этим объяснялось то, что, хотя в программе ФРЕЛИМО и решениях I съезда содержались элементы революционно-демократической идеологии, в целом они представляли собой идеологический компромисс, который только и мог быть в тот период базой для создания объединенного фронта столь разнородных социальных сил.
Если сравнить устав ФРЕЛИМО с уставом УДЕНАМО, то сходство их первых 18 статей наводит на мысль, что второй послужил моделью для первого. Однако, формулировка задач (ст. 4 в обоих уставах) УДЕНАМО отличалась большей радикальностью. Задачами ФРЕЛИМО были объявлены «полная ликвидация португальского колониального гнета в Мозамбике и всех проявлений колониализма и империализма, завоевание немедленной и полной независимости Мозамбика, защита и выполнение требований всех мозамбикцев, угнетаемых и эксплуатируемых колониальным португальским режимом» , УДЕНАМО считал своей обязанностью «служить авангардом в упорной борьбе за свободу африканского народа и независимость Мозамбика. Укреплять дух панафриканизма, чтобы избавить Мозамбик от империалистической экономической эксплуатации, социальной деградации и прочих следов колониализма и империализма. Полная ликвидация португальского господства в Мозамбике. Защищать и осуществлять чаяния всего народа Мозамбика, исходящие от всех социальных слоев, страдающих от гнета и эксплуатации, особенно крестьянских и рабочих масс» .
Контраст между двумя этими документами очевиден. Он обнаруживается в обязательстве УДЕНАМО «служить авангардом в упорной борьбе за свободу африканского народа», другими словами, в принятии им на себя политической роли в интернационалистском масштабе. Другое отличие — упоминания об «империалистической экономической эксплуатации», «социальных слоях» и «крестьянских и рабочих массах», отсутствующие в уставе Фронта Освобождения Мозамбика. Чем объяснить эти различия?
Некоторые исследователи усматривают в этом поражение радикальных элементов и победу более консервативных мелкобуржуазных националистов на съезде в 1962 г. Другие видят здесь поражение ультралевых и победу радикалов. На самом деле устав ФРЕЛИМО был своего рода компромиссом, обусловленным необходимостью сохранить национальный фронт с широкой социальной базой в течение всего начального этапа борьбы . С этим же было связано отсутствие единой идеологической платформы новой организации. Хотя во ФРЕЛИМО с самого начала была группа лидеров (Э. Мондлане, М. душ Сантуш и др.) — носителей революционно-демократических и социалистических идей, наряду с этим существовали многочисленные буржуазно-националистические и мелкобуржуазные идеологические течения.
М. душ Сантуш свидетельствовал в одном из интервью 1973 г.: «Это верно, что ФРЕЛИМО не имел идеологичеcкой линии, кроме изначального национализма. Тот факт, что руководство было разнородным, означал, что в нем с момента создания были представлены различные типы идеологий... Но задачи, стоявшие перед нами в этот ранний период, требовали, чтобы мы создали коллектив, который примирил бы всех, кто был готов работать совместно, чтобы начать основную борьбу. Итак, характер политических, социальных и экономических реалий требовал прагматического подхода. Но борьба росла, и возникали новые ситуации. И в этом процессе росли и развивались политическое сознание и осведомленность...»
С. Машел в 1976 г. на вопрос журналиста П. Петруччи, верно ли, что «на первых фазах освободительной борьбы «идеологический вопрос» может разделять силы вместо того, чтобы их объединять», ответил: «Наш опыт свидетельствует об обратном. Правда, есть начальная фаза, фаза национального единства, когда необходимо прежде всего конституировать первооснову, на которой можно объединить все силы. Но как только они мобилизованы вокруг такой платформы, настоятельно необходимо добиваться их единства на идеологическом уровне. Дать им ясную и общую перспективу» .
Широкий и разнородный социальный состав ФРЕЛИМО заключал в себе потенциальную опасность будущих конфликтов и расколов в организации. Эти конфликты не были, однако, результатом борьбы соперничающих элит, как считают некоторые западные историки . Они были, как обоснованно отмечал Е. Элперс, «результатом возникающей классовой борьбы по вопросу о будущей форме независимости Мозамбика» .
В организацию входили представители рабочих, крестьян, мелкой буржуазии, интеллигенции и феодализирующейся племенной знати. Столь широкий спектр социальных сил, составляющих базу движения, неизбежно должен был привести к процессу классового размежевания и поляризации революционно-демократических и всех прочих национально-демократических сил .в движении.
Как отмечал Мондлане, разнородный состав членов ФРЕЛИМО таил в себе известную опасность. «Мы были уроженцами различных районов Мозамбика, принадлежали к различным социальным слоям и представляли различные языковые и этнические группы, различные расы, различные вероисповедания, различные общественные и политические взгляды. В связи с этим возможности возникновения разногласий были неограниченными...»
Определенную почву для разногласий создавало и то обстоятельство, что руководство фронта включало в себя представителей всех прежних организаций, слившихся во ФРЕЛИМО. Бывшие члены УДЕНАМО заняли несколько ключевых постов: Давид Мабунда стал Генеральным секретарем, Паулу Гумане — его заместителем, Уриа Симанго — вице-президентом, из МАНУ пришел Матью Ммоле, занявший должность казначея, и т. п.
Многие из них долго жили за пределами Мозамбика, не имея прямых контактов с населением и не зная действительного положения дел. Свой политический опыт и взгляды они приобрели в постоянном контакте с националистическими организациями Родезии, Малави, Замбии, Танганьики, Кении, которые придерживались преимущественно мирных, ненасильственных методов антиколониальной борьбы. «Эти люди,— писал позже С. Машел,— ставили на одну доску Великобританию — развитую империалистическую, индустриальную колониальную державу и Португалию — отсталую, слаборазвитую страну, находящуюся на положении полуколонии. Эти люди игнорировали разницу между страной буржуазной демократии, где общественное мнение способно оказывать влияние на правящие круги, и фашистской страной, где цензура и полицейские репрессии препятствуют любому проявлению инакомыслия» .
Под влиянием упомянутой группы, занимавшей ключевые посты в руководстве организацией, ФРЕЛИМО в 1962—1963 гг., действуя в тесной координации с МПЛА, направил португальскому правительству через ООН и ОАЕ ряд петиций и посланий, призывающих к переговорам о предоставлении независимости португальским колониям.
Поскольку президентом ФРЕЛИМО стал Мондлане, это сразу внесло новый, революционный дух в концепцию и политическую практику организации. Он, как и его последователи, выступал против эксплуатации в любой форме, а также против засилья традиционных вождей. В основе революционной философии Мондлане лежало стремление радикально перестроить мозамбикское общество, избавив его не только от колониального гнета, но и от традиционных феодальных и патриархальных институтов. Приход Мондлане к руководству фронтом привел к резкой радикализации его платформы, что в свою очередь обострило и катализировало конфликт между революционно-демократическими и правонационалистическими силами в руководстве движением.
Этот конфликт принял открытую форму и привел к серии расколов уже через несколько месяцев после создания организации. В конце 1962 г. Генеральный секретарь ФРЕЛИМО Д. Мабунда и его заместитель П. Гумане заявили о своем несогласии с линией Мондлане и пытались клеветнически обвинить его в том, что он незаконно стал председателем Фронта освобождения Мозамбика. Попытки руководства ФРЕЛИМО избежать раскола оказались безрезультатными. Мабунда и Гумане продолжали свою раскольническую деятельность. ЦК ФРЕЛИМО вынужден был исключить их из организации.
Когда Мондлане вернулся в США для последнего года чтения лекций в Сиракузском университете, он оставил в качестве своего «личного представителя» во ФРЕЛИМО Лео Клингтона Олдриджа (или Лео Миласа), занимавшего пост секретаря ЦК по вопросам обороны и безопасности. Олдридж, хотя и родился в Техасе (США), выдавал себя за мозамбикца зулусского происхождения. Спекулируя на доверии к нему Мондлане, он исключил из ФРЕЛИМО ряд активистов, которые тотчас были арестованы танганьикской полицией. К концу 1962 г. многие члены фронта вышли из него, восстановив старые и создав новые организации. Лишь в августе 1964 г. Олдридж был изобличен как авантюрист, связанный с ЦРУ, и исключен из ФРЕЛИМО .
В числе изгнанных из ФРЕЛИМО был и Гвамбе, основатель УДЕНАМО, претендовавший на руководство в организации. Власти Танганьики выдворили его из страны как португальского агента, а ЦК ФРЕЛИМО, исключил его из фронта. Гвамбе основал в Кампале (Уганда) Тайный комитет восстановления УДЕНАМО, в мае 1963 г. реорганизованный в УДЕНАМО — Мономотапа. Гумане и Мабунда создали в Каире Новый УДЕНАМО, а Ммоле создал Новый МАНУ. Встретившись в Кампале в мае 1963 г., Ммоле, Гвамбе и Себастьян Сикауке, лидер Африканского национального конгресса Мозамбика, приняли решение о создании Объединенного антиимпериалистического народного африканского фронта Мозамбика (ФУНИПАМО). Они выступили с клеветническими обвинениями в адрес ФРЕЛИМО и Э. Мондлане и стали проводить раскольническую тактику, направленную на подрыв единства и влияния фронта .
Сколачивание этой организации имело своей целью объединение всех антифрелимовских сил, с тем чтобы создать противовес ФРЕЛИМО и вырвать из его рук руководство процессом национального освобождения Мозамбика.
Вскоре ФУНИПАМО изменил свое название на МОРЕКО (Революционный совет Мозамбика). В начале 1965 г. УДЕНАМО и МОРЕКО объединились в одну организацию.
Выход из ФРЕЛИМО правонационалистических деятелей и образование ими раскольнических организаций нанесли определенный ущерб национально-освободительному движению Мозамбика. Эти события получили неоднозначную оценку правительств независимых африканских государств. Руководство Танзании твердо поддерживало ФРЕЛИМО, отказавшись признать существование других групп. Правительство Замбии настаивало на воссоединении всех националистических групп и взяло на себя инициативу по организации переговоров между ними. Мондлане покинул переговоры после того, как другие участники отказались распустить свои группы и вернуться во ФРЕЛИМО на индивидуальной основе .
Существование множества мелких оппозиционных организаций объективно ослабило и нанесло большой вред освободительному движению, поставив в трудное положение те страны, которые готовы были оказать помощь, но не знали, какая организация действительно пользуется поддержкой в самом Мозамбике.
Несмотря на все эти сложности, в 1962—1964 гг. ФРЕЛИМО сумел окрепнуть в организационном и политическом отношении. Уход из его рядов раскольников и правонационалистических элементов привел к консолидации прогрессивного крыла фронта и к росту руководящей роли в организации группы революционных демократов во главе с Э. Мондлане.
ФРЕЛИМО поставил своей задачей создание по всей стране разветвленной сети партийных ячеек и групп. С этой целью в различные районы страны были посланы члены ФРЕЛИМО, которые вели среди населения широкую агитационную и пропагандистскую работу. В результате их активной деятельности фронту удалось создать свои нелегальные ячейки во многих городах и деревнях страны. Быстро росли численность членов ФРЕЛИМО и их политическое сознание. Были сорваны неоднократные попытки ПИДЕ внедрить своих агентов в организацию .
В этот период ФРЕЛИМО стал еще активнее утверждать себя на международной и африканской арене как законный представитель интересов мозамбикского народа. Огромный вклад в укрепление международных контактов ФРЕЛИМО и в его деятельность в различных международных организациях внес президент фронта Э. Мондлане, который во время своих многочисленных поездок в США и Европу, в своих выступлениях в ООН и в других международных организациях неустанно разъяснял цели и характер ФРЕЛИМО и призывал к осуждению португальского колониализма и к действенной поддержке освободительного движения в Мозамбике.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 483;