СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Социальное взаимодействие и социальное действие — явления, похожие по содержанию и характеру, но различающиеся по механизму протекания. В социальном действии участвует один индивид, а в социальном взаимодействии — как минимум двое. Отсюда вывод: взаимодействие — двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие.
Что же есть в социальном взаимодействии и чего нет в социальном действии? Механизма обратной связи. Социальное взаимодействие отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.
Одна из форм взаимодействия — присоединение к точке зрения другого человека или группы людей, а в конечном итоге, стремление стать такими, как и они. Воздействие других людей, «поселившихся» в воображении ин-
дивида, т.е. рефлексии типа «Я думаю о том, что думают обо мне другие», известно давно. Еще в 1513 г. Н. Макиавелли сформулировал своеобразный «закон мнений»: «Люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками — немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства»9. Великий английский философ Джон Локк (1632—1704) сформулировал «закон доброго имени». В трактате «Опыт о человеческом разумении» (1690) он писал: «Законы, к которым люди обычно обращаются, чтобы судить о правильности и неправильности своих действий, бывают, мне кажется, следующих трех родов: 1) законы божественные; 2) законы гражданские; 3) законы общественного мнения, или доброго имени, если можно их так назвать»10.
Расширенную версию «закона доброго имени», превратившегося в «закон мнений», предложил Дэвид Юм (1711-1776). В «Трактате о человеческой природе» он писал о том, что даже «людям величайшей рассудительности и ума... бывает очень трудно следовать собственному разуму и собственным наклонностям вопреки мнениям их друзей и ежедневных собеседников»".
Суть закона мнений состоит в том, что каждый индивид находится под пристальным взором социального окружения, которое формирует о нем оценочные суждения, судит его с позиции общепринятых норм и ценностей. Любой человек, поскольку он навеки связан со своим окружением и зависим от него, постоянно принимает в расчет эти суждения, даже если они не высказаны вслух, но присутствуют лишь в его воображении. Нам приходится учитывать, что говорят о нас люди, что они, как нам кажется, думают о нас, успевая в то же время поучаствовать в процессе оценивания других людей, своими суждениями достраивая бесконечную цепочку коммуникативного процесса взаимных оценок и суждений. Принимая к сведению мнение других людей о нас, мы вместе с тем редактируем их, подправляя оценку в зависимости от степени нашего доверия к источнику суждения, его близости к нам, идейного сходства, объективности позиции, умения здраво судить, быть критичным или пристрастным в своих высказываниях о других людях, наконец, что, возможно, перевешивает все прочее, в зависимости от того, нравится нам его суждение о нас или нет, раздражает оно нас или подбадривает, вооружает на
9 Макиавелли Н. Государь. СПб., 2000. С. 101.
10 Локк Дж. Сочинения. Т. 1. М., 1985. С. 406.
" Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т. 2. М., 1995. С. 54—55.
преодоление трудностей или деморализует. Человеческая психика устроена так, что легко пропускает оптимистические оценки и поддерживает пессимистические.
В XX в. основоположник символического интеракционизма Джордж Мид (1863—1931) дал этому феномену название «обобщенный другой» и указал истоки его возникновения. Они кроются в особенностях освоения ребенком норм и правил общественной жизни, в ходе которого ему приходится прибегать к помощи посредников, своих первых наставников и со-циализаторов — «значимых других».
Мы всегда считаемся с мнением «обобщенных других»
В дальнейшем «обобщенный другой» уточняется и трансформируется за счет постоянного внимания индивида к мнениям других. Немецкая исследовательница Элизабет Ноэль-Нойман полагает, что каждый человек ведет «статистику мнений», собирая данные из всех доступных ему источников, будь то общение, книги, пресса, телевизор и т.д. Причина кроется в инстинктивном стремлении человека избегать социальной изоляции и потому присоединяться к тем мнениям, которые, как ему кажется («по данным» субъективной статистики), имеют широкий «охват»12.
Изучению структуры социального взаимодействия много внимания в первом томе своей книги «Система социологии»13 уделил П. Сорокин. Вся общественная жизнь у него состоит из взаимодействий индивидов. На отношения взаимодействия распадаются у Сорокина все социальные отношения, начиная с производственных и кончая религиозными, правовыми и
2 Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. М., 1996. С. 165—170. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1—2. М, 1993; Он же. Система социологии: В 4 т. Сыктывкар, 1991-1998.
научными отношениями. Структуру «социального взаимодействия» он определял как связь трех элементов: индивидов (минимум — двух), вступающих в акт взаимодействия и этим обусловливающих поведение друг друга, «актов» (или действий их) и «проводников» этих действий. Все акты Сорокин делит на следующие ряды: интенсивные и слабые, мгновенные и продолжительные, сознательные и бессознательные. Каждый акт является, с одной стороны, внутренней реализацией собственной психической жизни, с другой — стимулом, раздражителем, вызывающим ту или иную реакцию у других лиц. Вся жизнь людей представляет почти сплошной поток социальных акций и психологических реакций14.
Взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным (косвенным) социальным действием. Например, акт купли вещи — это непосредственное взаимодействие с продавцом. Здесь социальный характер действия очевиден. Косвенное взаимодействие не столь очевидно. В этом случае вторая сторона может быть не видна, более того, действующий субъект может активно отрицать ее наличие. Удачен пример В.И. Ильина15. Девушка, находясь в одиночестве, тщательно покрывает свое лицо косметикой. Является ли такое действие социальным? Она может говорить, что красится, одевается только для себя. При этом она, возможно, говорит это вполне искренне. Однако если посмотреть более внимательно на этот акт, то мы увидим, что ее целью может быть просто выглядеть хорошо, но в чьих глазах? В одиночестве она не носит макияж. Она красится для собственного душевного равновесия, которое достигается посредством сформированного ее внешностью положительного отношения окружающих. Таким образом, этот акт нанесения макияжа в одиночестве является социальным.
Поведение — это серия взаимосвязанных социальных актов. Поведение потребителя включает в себя и осознание собственных потребностей и интересов, и выбор покупки, и торг, и использование купленного, и многократное повторение этого цикла применительно к разным товарам и в разное время.
Поведение потребителя содержит в себе по определению обозначение места действия: рынка товаров и услуг. Рынок — это форма социального взаимодействия между продавцом и покупателем. Разновидностью рынка является рынок потребительских товаров и услуг. Здесь действуют продавцы этих товаров и конечные потребители.
Действие — однонаправленное контактное или бесконтакное соприкосновение одного актора с другим, не обязательно предполагающее ответную реакцию.
14 Подробнее анализ взглядов П. Сорокина см.: Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской
социологии XIX-XX вв. М., 1995.
15 Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. СПб., 2000.
Воздействие — однонаправленное бесконтактное соприкосновение одного актора с другим, обязательно предполагающее ответную реакцию (физическую или духовную, поведенческую, вербальную или психологическую).
Взаимодействие — двунаправленное контактное или бесконтактное соприкосновение двух акторов, содержащее в себе ожидание ответной реакции.
Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются изо дня в день, мы говорим о деятельности. Однократное посещение магазина — действие, но повторяющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщины, ее социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные действия — штопка и глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. — объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность — это рядоположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.
Итак, действие — единица деятельности. Отдельное движение — элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность — только людям. Забить гвоздь — это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а кдействию применимы.
Действие — процесс взаимодействия с каким-либо предметом, в котором достигается заранее определенная цель. В структуре действия могут быть выделены следующие составные части:
• принятие решения;
• реализация;
• контроль и коррекция.
При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. По прагматическому основанию человеческие действия могут быть разделены на управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные действия. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.
Поведение — совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение — внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение — непосредственно наблюдаемая деятельность, в то время как деятельность — осознанное «произвольное поведение».
Основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания(экспектации). Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели
и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.
Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а поступок нет.
Социальные действия исполняются только социальным субъектом (индивидом как представителем большой социальной группы). Далее, это действие ориентировано на другого человека, т.е. мысленно предполагается его реакция на ваше действие. Вы ведете себя с оглядкой на других людей. Но это мысленное действие еще не реали зовалось, поэтому действие, как поведенческий акт, одностороннее. Если другой человек отвечает на социальное действие таким же действием, то происходит социальное взаимодействие, которое предполагает два поведенческих акта: прямой и ответный. Это двусторонний процесс. Он соединяет двух социальных субъектов. При социальном действии ориентация на другого является мысленной, а при взаимодействии — реальной, так как вы получаете ответное действие.
Таким образом, социальное взаимодействие предполагает два поведенческих акта: первый — это прямой поведенческий акт и второй — ответный. Когда вы подаете заявку на проведение демонстрации, вы мысленно предполагаете, как поведет себя милиция: будет бить дубинками или нет. Это социальное действие. Но когда вы вышли на демонстрацию, а милиция на самом деле вступила с вами в «контакт», социальное действие переросло в социальное взаимодействие.
ПРИВЫЧКА ЧЕЛОВЕКА
Вступив на стезю социализации, мы с раннего детства обучаемся правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Сознательное обучение предполагает разумное понимание реальных причин человеческих действий. Обучаясь новому, мы одновременно контролируем и управляем своим поведением. При этом огромную роль продолжают играть привычки.
Психологи рассматривают привычку как автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. А социологи видят в ней психофизиологическую основу культурных традиций, на базе которых формируются социальные институты и культурные практики. В том и другом случае речь идет о понятиях «индивид» и «личность».
Привычки— это еще и новые навыки поведения, выполняемые одинаково при каждом последующем воспроизводстве. Их также можно интерпретировать как повторяющиеся действия, не составляющие физиологической необходимости организма типа инстинктов или потребностей. Привычное действие совершается автоматически, тем самым замещая человеку его инстинкты. И это очень важно, особенно для эволюции человеческого рода, так как привычки всегда означают редукцию инстинктов, их вытеснение на периферию общественной жизни.
Привычку можно считать родиной потребностей. Если посещение универсама стало для вас утренней привычкой, когда вы, наполнив коляску продуктами, аккуратно расфасованными в пакетики, с наслаждением выкуриваете сигарету, то удовольствие от нее перекрывает возможное неудовольствие от обязанности посещать магазины. Соединившись, то и другое превращается если не в желание, то в привычку посетить магазин и выкурить в приятной обстановке, — а современные магазины нередко хорошо оформлены, — утреннюю сигаретку. Наша жизнь соткана из сотен тысяч подобных привычек, а значит, соткана из них и социализация как неустанный процесс формирования нашего общественного бытия.
С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении данного действия.
Привычка формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при исполнении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном.
Привычка освобождает от стихийного образования мотивов и ведет к разгрузке психики от избыточного возбуждения. Это способствует стабилизации внутреннего уклада и восприятия предметов внешнего мира. Привычки поведения в стандартных ситуациях — это своеобразная защита нашего «Я».
Привычки занимают настолько важное место в социально приобретенном поведении, а зрелый человек на 60—80% состоит именно из него, что их называют второй натурой. А можно было бы назвать и первой. Если человек при встрече с вами с завидным постоянством начинает старательно откручивать пуговицу от вашего костюма или нежно поглаживать и почесывать свою грудь, то это вовсе не значит, что он клептоман или у него чесотка. Он просто не может иначе, эти действия ему необходимы, это его привычки, которые нередко еще называют второй натурой.
Привычные действия доставляют нам необъяснимое чувство комфорта и удовольствия. Возвращение к чему-то старому, когда-то уже бывшему с нами приносит нам радость, чувство успокоения. Физиологи объясняют это состояние тем фактом, что основой привычки является динамический стереотип нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга.
Деятельность, возникающая на основе динамического стереотипа, протекает легко, свободно, автоматизированно и вызывает положительный эмоциональный тон. Привычное действие не вызывает сопротивления нашего мозга, значит оно протекает экономнее, быстрее, легче, а потому приятнее, доставляя почти физическое наслаждение. К старости человек на 90% соткан из привычек и лишь на 10% — из инстинктов.
По мнению А. Гелена, вся культура строится на системе стереотипных и стабильных привычек. Каждая из них касается только обособленной группы предметов. Специализация привычек происходит путем их селекции, сохранения наиболее полезных. Привычки обладают огромной силой сопротивления потоку времени.
Привычка может складываться стихийно, быть результатом воспитания и перерастать в устойчивые черты характера. Многие привычки прививаются индивиду с раннего детства и соответствующие действия выполняются без раздумья, автоматически. Так, каждый воспитанный человек, ни секунды не раздумывая, бросается на помощь женщине, на которую напал негодяй, или врывается в горящий дом, чтобы спасти ребенка. Весь ход его предыдущей жизни и воспитание приучили его в таких ситуациях действовать мгновенно, не раздумывая. Это действие стало психическим навыком, который включается автоматически. Это не что иное, как чувство долга, ответственность личности перед обществом. Действительно, формирование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. От их поведения в значительной степени зависит, какие привычки сформируются у ребенка. Привычки могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать полезные и вредные привычки. Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные — дезорганизуют наше поведение. Формирование полезных привычек и борьба с вредными являются важнейшими задачами воспитания. Привычки придают устойчивость системе воспитания, являются важной частью формирования личности в целом.
У отдельных индивидов привычки проявляются в своеобразной манере держаться, ходить, производить разные движения, повторять известные слова и т.д. Многие привычки передаются по наследству, переходят от ро-
дителей к детям и становятся характерными чертами семейного клана или родового поместья, классов, сословий, народов. Другие привычки усваиваются методом подражания, приобретая статус моды или обычая. Некоторые из них становятся национальными особенностями, выражающимися в особенностях быта, костюма, жилища, питания или образа жизни.
Существует целый класс привычек, которые выражают антропологию народа. Так, у многих племен Африки, австралийцев и ведов (остров Цейлон) подмечена привычка стоять во время отдыха на одной ноге, подгибая другую, или, что еще чаще, упирая ее ступней в колено или голень стоящей ноги. Обыкновенный у европейцев способ сидения — на скамейке или стуле, или на земле с вытянутыми ногами — редко употребляется в Африке, Полинезии, Азии. Здесь распространено сидение на корточках, которое европеец способен вытерпеть очень короткое время, а также сидение на земле, но с согнутыми вертикально в коленях ногами, опирающимися в землю близ туловища, или, наконец, сидение калачиком, с подогнутыми ногами.
Походка, манера плавания, приемы лазанья, езды верхом, пристрастия в еде и одежде также неодинаковы у различных рас. Европеец, например, лазает, крепко обхватывая ствол ногами и руками; австралиец же идет вверх по дереву, крепко упираясь в него ступнями и перекидывая постепенно кверху захватывающие ствол руки. Привычка, получающая широкое распространение и тесно связанная со всем укладом жизни племени или народа, называется обычаем или бытовой особенностью. Ктаким привычкам-
Врезка
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2429;