Наши и не наши привычки
Социологи провели международное исследование, результаты которого позволили судить, что ценят россияне и американцы, и пришли к выводу, что наши ценности совпадают самым удивительным образом. По данным того же исследования мы можем сравнить и повседневные занятия, и даже повседневную еду населения двух стран, и, думаю, мы удивимся еще больше. Все-таки одно — ценности, совсем иное — быт, повседневные занятия: уж тут и национальные привычки, и уровень богатства должны проступить со всей ясностью. Ан нет.
В повседневных занятиях «у россиян и американцев гораздо больше общего, чем в их ценностях». И те, и другие больше всего проводят время с семьей и смотрят телевизор. Третье по распространенности занятие россиян — приготовление еды — американцы отодвигают на четвертое место, вперед пропустив слушание музыки по радио (вообще-то одно с другим легко совмещается). На четвертом месте у россиян — работа в саду,
в огороде, у американцев это занятие аж на 17-м месте (хотя, кажется, во всех американских детективах фигурируют аккуратные коттеджи с обязательными палисадниками, копаясь в которых, домохозяйки бдительно следят за убийцами — если дело не происходит в Нью-Йорке, разумеется). Пятое и шестое занятия опять совпадают: встречи с друзьями и чтение. На седьмом месте у россиян покупки в магазинах (у американцев — 13-е). Дальше опять одно и тоже: музыка с пленок и дисков.
Различие, как и с ценностями, скорее не в том, чем люди занимаются, сколько в том, как они это делают: досуг американцев более разнообразен за счет того, что темп жизни убыстрен и в сутки влезает больше занятий. Это не хорошо и не плохо, точнее, в чем-то хорошо, а в чем-то — не очень, поскольку, например, чтение — занятие в принципе неторопливое и от спрессо-ванности времени оно страдает одно из первых. Кстати, тут впервые ясно обнаруживается зависимость образа жизни от уровня доходов: чем он выше у россиян, тем их досуг становится раз-
В любой культуре мы сталкиваемся с ритуалами, которые составляют ансамбль привычных действий. Иногда они образуют сложнейшие подсистемы, охватывающие целую сферу деятельности. Скажем, культ мертвых
в Древнем Египте охватывал комплекс «смерть — мертвые тела — души умерших», имевший и «духовную», и вполне материальную стороны. Он составлял важную часть экономики, он требовал бюрократического управления19.
Не только культура, но и социальная жизнь подчиняются привычным правилам, и если они перестанут существовать, то общество развалится. Важны даже внешние формы: статус некоторых групп зависит от их традиционного одеяния (у врачей, военных, судей).
Хотя привычки и обычаи часто являются закрепившимся в результате долгого повторения целерациональным действием, с момента своей инсти-туционализации они переходят в сферу традиционного действия.
Пожатие обнаженной руки или приподнимание шляпы при встрече ныне являются стереотипными действиями традиционного ритуала приветствия. Но возникли они в эпоху средневековья из целерационального поведения рыцарей, таким способом демонстрировавших сопернику или окружающим людям открытость своих замыслов: я обнажен и без шлема, следовательно, у меня мирные замыслы.
Наши обычаи закрепили древние формы поведения, в частности, институт разделения труда возник из ритуального поведения.
нообразнее, к обычным занятиям прибавляются новые развлечения, больше времени они начинают уделять спортивным занятиям — но читают меньше и меньше проводят времени с семьей. Интересно: отличающая американцев от нас привычка изо дня в день оказывать помощь другим (на добровольных или, как сказали бы у нас, на общественных началах) с ростом благосостояния у россиян все равно не появляется в списке повседневных занятий. Примерно то же самое с едой: нас и тут отличает не что, а как. Привычный образ русского, налегающего на картошку и макароны, оказывается, не соответствует действительности — точнее, не такая уж тут разница между нами и «цивилизованным человечеством». Пожалуйста: из продуктов и мы, и они чаще всего едим хлеб; у нас на втором месте картофель, но у них он на четвертом месте, свежие овощи у американцев на втором, у нас — на пятом месте. Несовпадение всерьез произошло, пожалуй, только с домашним супом, занявшим у нас третье,
а у них двадцать третье место, и с фруктами, вышедшими у них на третье, а у нас — на четырнадцатое место. У нас на четвертом месте яйца — у них на одиннадцатом, зато птица у них на пятом, у нас — на девятом. И опять: дело не в противостоянии супа гамбургерам, а в том, что пища американцев существенно разнообразнее, чем наша. Поэтому в исследовании у американцев не обнаружилось ясно выраженных предпочтений в еде, множество продуктов по частоте упоминаний расположилось близко-близко друг к другу в диапазоне 40-44%, у нас же после первой тройки «хлеб — картофель — суп» идет обрыв и следующая группа «яйца — свежие овощи — макароны — рыба» возникает уже в диапазоне 30-39 %. В безалкогольных напитках мы в отличие от американцев, проявили явную склонность к тонизирующему: на первое место вышел, разумеется, чай, на третье — растворимый кофе (у американцев соответственно седьмое и одиннадцатое, американцы предпочитают молотый сваренный
19 Руткевич A.M. Теория институтов А. Гелена (www.philosophy.ru).
Когда в обществе значительно сужается сфера привычного поведения, например область законов или формальных правил, либо индивиды перестают их уважать, чтить или подчиняться, так же стремительно расширяется сфера инстинктивного поведения, в том числе агрессивно-разрушительного. Место мирной консолидации народа заступает разрушительная вражда. По существу, речь идет о социально-психологической и социокультурной платформе возникновения аномии.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 498;