Социально-нравственные добродетели. ряд представлений о том, каким должно быть поведение истинного друга
ряд представлений о том, каким должно быть поведение истинного друга. Английские психологи М. Аргайл и М. Хендерсон проводили исследования и выявили ряд условий, которые, с точки зрения опрашиваемых (англичан, итальянцев и японцев), являются необходимыми для дружбы. Эти данные приведены в книге И. С. Кона «Дружба».
Итак, настоящий друг должен:
• рассказывать другу о своих успехах;
• оказывать ему эмоциональную поддержку;
• добровольно помогать ему в случае нужды;
• стараться, чтобы другу было приятно в его обществе;
• доверять ему и вызывать в нем ответную уверенность;
• защищать друга в его отсутствие.
Кроме этих основных требований к другу, исследователи выделили ряд дополнительных, которые, тем не менее, были отмечены многими людьми как важные:
• друг возвращает долги и оказываемые услуги;
• не критикует друга публично;
• сохраняет доверенные ему тайны;
• проявляет терпимость к остальным товарищам друга,
не ревнует и не критикует его личные отношения;
• не проявляет назойливости и не поучает друга;
• уважает внутренний мир и автономию друга.
Этот обзор показывает, что дружба — не просто интимно-личностное избирательное отношение, но отношение в первую очередь нравственное, ибо она включает требования уважения, помощи, доверия, терпения — совокупность альтруистических стремлений.
Сколько у человека может быть друзей? Думается, немного, если иметь в виду близкую дружбу, дружбу «первого уровня», когда друг — это не только собеседник или даже соратник, но человек, с которым делятся личными секретами, советуются по кардинальным жизненным вопросам Настоящий друг — в чем-то alter ego — второе
______________________________________ Лекция 9
«я», вдохновитель и утешитель. Круг друзей «второго уровня» может быть более широк, и в него могут входить весьма разные люди, как бы дополняющие разные грани нашей личности. Плохо, когда друзья ревнуют тебя друг к другу и не ладят между собой, претендуя на единственность и избранность. Как я уже говорила, к этике дружбы относится благожелательность ко всем иным личным отношениям твоего друга, потому что друг — не вещь, которой владеешь, а свободная личность, имеющая полное право формировать свой собственный ареал общения. Однако несомненно то, что дружба — чувство всегда обоюдное. Возможна неразделенная страсть, но неразделенной дружбы практически не бывает. Друзья могут ссориться, если один из них нарушает неписаные правила дружбы, они даже могут расстаться, порвав отношения из-за предательства или простого расхождения интересов, но в истоке дружеских отношений всегда лежит взаимность.
Все ли люди в равной мере способны к дружбе? Легче всего сказать «да». Но справедливость требует отметить, что желание и умение дружить в немалой степени зависят от типа личности. К, Г. Юнг выделил два типа: «интровертов» и «экстравертов». Экстраверты, открытые для внешнего мира, несомненно, более склонны к дружескому общению, чем интроверты, погруженные в свой внутренний мир. Точно так же выделенные Шелдоном три типа темперамента могут быть по-разному интерпретированы применительно к феномену дружбы. Так, тип ви-серотоника — активный, эмоциональный, повернутый вовне и нуждающийся в общении — испытывает потребность в дружеском участии, охотно стремится к обмену мыслями и чувствами. Тип сомаготоникз — волевой и командный — склонен не к дружбе равных, а скорее, к симбиозам, в которых он берет на себя роль ведущего, друга-командира. Церебротоник и вовсе не страшится одиночества, напротив, его раздражает всякое, даже дружеское, посягательство на его автономность и внутрен-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 555;