Социально-нравственные добродетели. быть ни умным, ни трудолюбивым, ни добрым, доста­точно просто родиться в России или быть американцем

быть ни умным, ни трудолюбивым, ни добрым, доста­точно просто родиться в России или быть американцем, чтобы чувствовать свое изначальное превосходство над другими. Национализм ведет в тупик, он аморален и ничего не рождает, кроме раздора.

Следует, однако, признать, что грань между патрио­тизмом и национализмом нередко бывает очень зыбкой и размытой. Политики часто спекулируют этими понятия­ми и играют словами, называя патриотизмом отчаянное ненавистничество по отношению к другим народам, а национализмом и национал-патриотизмом совершенно нормальную заботу о благе собственной страны. Беда в том, что порой в той или иной доктрине эклектически смешаны моменты истинного и квасного патриотизма, и желающему разобраться нужно проводить серьезную ра­боту, чтобы отделить зерна от плевел.

В свое время найти компромисс между крайностями национал-эгоизма и буржуазного космополитизма пыта­лись сторонники концепции пролетарского интернацио­нализма. Главная ее идея состояла в том, что у угнетен­ных пролетариев нет родины, ибо их эксплуатируют в любой стране. Родиной рабочих выступает революция, в которой они должны объединиться против буржуев всей земли, создать интернациональное коммунистическое единство, забыв о патриотизме и связанных с ним наци­ональных распрях. Но практическая попытка революци­онной интернационализации потерпела крах. Культура оказалась гораздо более сложным явлением, не поддаю­щимся кавалерийским атакам. Вместо пролетарского интернационализма мы видим в наши дни экспансию унификации жизни и быта во всех регионах мира и воз­можность свободного перемещения из страны в страну. Конечно, они не отменяют исконного патриотизма, но существенно трансформируют и отчасти ослабляют его, при этом космополитические мотивы становятся более громкими и явственными.


______________________________________ Лекция 9

Вернемся, однако, к чертам всякой любви, от кото­рых мы надолго отвлеклись, и завершим рассматривае­мую тему обращением к таким компонентам патриотиз­ма, как уважение и знание.

Тот, кто любит родную страну, всегда стремится ее знать, понимать внутренние пружины ее развития, чтобы способствовать ее процветанию. Изумленно-печальный возглас Тютчева «Умом Россию не понять...» вовсе не озна­чает реального отказа от постижения судеб и путей род­ной страны. Он говорит лишь о необходимости веры в лучшее будущее, т. е. того пафоса, без которого невоз­можно ничего совершенствовать и ни на что надеяться. Тот, кто принял стихи прекрасного поэта как иррациона-листический отказ от стремления в чем-либо разобраться, очень ошибается. Знание родины — это знание ее истории и культуры, ее языка, ее специфических особенностей, черт национального характера составляющих ее народов. Зна­ние родины — это в некотором роде стремление понять ее историческую миссию, хотя здесь очень легко скатиться на уровень утопических прожектов и идеологических заклина­ний из серии: «Только мы спасем человечество».

Уважение к родине — это стремление принять ее та­кой, как она есть, и постараться помочь ей. развернуть ее лучшие потенции. Горький анекдот о червячке, вылеза­ющем из навоза и говорящем: «Родину не выбирают», — имеет под собой некоторые основания. Родину действи­тельно не выбирают, мы появляемся там, где появились, и застаем себя в наличных условиях. Другой вопрос — как к этим условиям отнестись. Можно сказать: «Родина — уродина» и попытаться найти лучшее место под солн­цем. А можно, не захлебываясь ложным пафосом, не хваля того, что недостойно похвалы, определить для себя: это моя страна, моя земля, моя судьба, и я попытаюсь сделать для нее все, что смогу.

Интересно, что в книгах некоторых современных рос­сийских эзотериков содержится следующая идея: те, кто

П.Зак.49 321


Социально-нравственные добродетели__________

родились в России, имеют очень тяжелую карму. А если бы карма была полегче, то родились бы в Швеции, в Ав­стралии или, на худой конец, во Франции... Я, однако, думаю, что тяжелой кармой можно маяться в любой стра­не, и уж если о карме зашла речь, тем более не надо от нее бегать. От себя ведь не убежишь...

Уважение к родине не означает слепого безоговороч­ного восхваления ее. Оно предполагает критику, анализ происходящего, в особенности, если эта критика порож­дена страдающим сердцем патриота. Но то же уважение требует категорического отказа от критиканства и изде­вательства, от истерических самообвинений и проклятий, посылаемых в адрес отцов и дедов. Хорошо известна поговорка: «Если в прошлое стреляют из ружья, будущее выстрелит из пушки». Трагической волею судеб совре­менная Россия оплевала собственное прошлое, зачерк­нула многие достижения ушедших поколений, что и по­зволило небольшой группе скоробогачей, «новых русских» стать поистине компрадорской буржуазией, предающей национальные интересы родины. Не только слепые эко­номические законы, но и вполне зрячие люди подтолк­нули экономику к развалу: они создали мифы о тупых «совках» и деревянных деньгах. А мыслеформы, как из­вестно, имеют тенденцию воплощаться. Нынешний тяже­лый кризис — результат антипатриотического поведения многих наших сограждан, в том числе тех, кто работает в средствах массовой информации и формирует сознание миллионов.

Как видим, вопрос о патриотизме тесно переплетает­ся с вопросом о гражданственности — о позиции населе­ния страны по отношению к делам, творящимся в ней. Гражданственность означает активное участие во всем, что происходит в пределах отчизны. Как правило, граж­данственность высока в демократических странах, где сформировалось в ходе истории гражданское общество — совокупность негосударственных организаций, осуществ-


______________________________________ Лекция 9

ляющих самоуправление и влияющих на политику — на дела власти. В странах тоталитарного правления граж­данственность чаще всего характерна для узких элитар­ных социальных групп (как не вспомнить русских декаб­ристов!), а широкие массы активизируются только при крупных социальных катаклизмах — войнах и революци­ях, что прекрасно отражено в русской литературе, в час­тности в романах Л. Н. Толстого. В обычные периоды массы индифферентны и ведут вполне обывательскую, жизнь, далекую от гражданской и политической ангажи­рованности.

В наши дни российским обществом уже долго владеет аномия — выраженная потеря интереса к сознательному участию в социальных процессах. Население ориентиру­ется на лозунги: «Спасайся, кто может» и «Каждый за себя — один Бог за всех». Это тоже результат падения патрио­тизма и укрепления позиции, согласно которой надо только каяться в прошлых грехах и стараться не погибнуть в хао­тическом водовороте истории. Впрочем, хочется надеять­ся, что это не навсегда. Гражданственность и патриотизм еще оживут и помогут стране и нам выбраться из пропас­ти, вновь обрести силы. Именно так обязывает нас думать любовь к родине, которая видит ее через призму лучших возможностей и дальнейших перспектив.








Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 2191;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.