Социально-нравственные добродетели. Впрочем, армия — не единственное поле, где патриотизм не просто латентно существует, а насаждается и поддерживается официальными социальными структурами
Впрочем, армия — не единственное поле, где патриотизм не просто латентно существует, а насаждается и поддерживается официальными социальными структурами. Там, где речь идет о воспитании молодого поколения, непременно присутствует идея любви к родине. Известно, что в американских школах занятия начинаются с поднятия национального флага и пения гимна, т. е. напоминания о патриотических чувствах, которые всегда должны жить в человеке. И такой подход вполне закономерен: ни одно государство в мире не может жить и развиваться, оставаться единым и отстаивать свои границы, если в душах граждан не пошли в рост посеянные в детстве семена патриотизма.
На чем основывается патриотизм как факт человеческой жизни и как нравственная ценность? Есть разные версии, объясняющие этот широко распространенный феномен. Наиболее экзотические из них таковы.
1. Версия Л. Н. Гумилева. Этнос — коллектив особей, противопоставляющий себя другим коллективам и обладающий единым динамическим стереотипом поведения, создается за счет биофизического пассионарного толчка, следующего из космоса. Этнос, основа всякого народа, всякой целостной государственности, обладает, таким образом, единым типом энергетики, едиными вибрациями. Люди одного этноса, уроженцы единого края, объединенные общими генетическими корнями, находятся в гармоническом «звучании» по отношению друг к другу, их патриотизм вырастает из единственно возможной для них полной гармонии — гармонии пребывания вместе и в тех местах, где им был дан природой именно этот характер вибраций. Конечно, родина и народ могут включать не только один этнос, но совокупность этносов, составлять суперэтнос. Именно такую картину мы видим во многих современных странах, где патриотизм выходит за рамки узкоэтнического. Впрочем, единство родины и народа возможно лишь тогда, когда вибрации
Лекция 9
этносов, входящих в народ страны, находятся в гармонии друг с другом, в противном случае объединение становится конфликтным и носит у Гумилева название химеры.
2. Эзотерическая версия. С точки зрения современных эзотерических концепций, во многом опирающихся на духовидческие прозрения Д. Андреева, каждая вместе живущая и вместе действующая группа людей создает на тонких планах бытия особое образование «эгрегор». Выступая порождением многих пребывающих в единстве душ и умов, эгрегор является не просто их пассивным порождением, но индивидуальностью, надличностной по 6т-ношению к создавшим его индивидам, мощной и самостоятельной. Между людьми и эгрегором происходит постоянный обмен энергией, При этом не только индивиды кормят эгрегор своими эмоциональными и волевыми излучениями, но и он питает индивидов, выделяя им энергию из своей совокупной мощи. Более того, эгрегор способен выдвигать требования к личностям, направлять их и руководить ими. Чувство патриотизма — проявление действия общенационального эгрегора, который нивелирует внутри общности противостояние интересов отдельных групп, выдвигает на первый план момент единства и требует от индивидов служения себе. Именно поэтому предатель родины не только подвергается наказанию и презрению со стороны окружающих его сограждан, но и сам себя ощущает низким существом, поправшим святыню и недостойным прощения. Выброшенный из общности и лишенный эгрегориальной защиты, он становится изгоем.
Весь наш предыдущий разговор о патриотизме достаточно ясно свидетельствует о том, что любовь к родине — чувство требовательное и как бы посягающее на свободу индивидуальности. Оно привязывает, сковывает, ограничивает волю человека и его самостоятельность. Не будем скрывать, это так и есть. Но ведь такова всякая любовь. Там, где любят избирательно, возникают мо-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 551;