Социально-нравственные добродетели. и к малой родине — к тем местам, в которых человек родился и вырос, где, быть может, он и ныне продолжает свой жизненный путь
и к малой родине — к тем местам, в которых человек родился и вырос, где, быть может, он и ныне продолжает свой жизненный путь. Собственно, чувство большой родины и осознание патриотического долга перед ней практически всегда вырастает из эмоциональной приверженности малой родине — ближайшему окружению. Соседский двор, переулки Арбата, тропки на окраине родной станицы, друзья детства и юности — это не просто символы родины, но ее непосредственное выражение. И любовь к ним во многом придает смысл человеческой жизни и определяет те пути, которые создают биографию личности.
По сути дела, патриотизм может быть рассмотрен как разновидность любви вообще. Именно поэтому он выступает не только как чувство привязанности к знакомым местам, не только как ностальгия по родным пенатам, не только как ощущение укорененности в земле предков, но и как установка на определенного рода поведение. И потому совершенно уместно применить к нему тот способ анализа, который мы использовали, когда говорили о личной любви, опираясь на концепцию Э. Ф-ромма. Патриотизм (как и всякая настоящая любовь) — это деятельность во благо родины или готовность к ней, это глубокая непосредственная связь со всем тем, что человек считает своей родиной.
Патриотизм предполагает прежде всего заботу о благе своей родины. Люди, равнодушные к судьбам отечества, готовые в любой момент сменить его на другие края, никак не могут считаться патриотами. Трудно, да и невозможно заботиться о своей родине, уехав от нее за тридевять земель. Невозможно говорить о любви, если один человек покидает другого и ведет свою жизнь вдалеке, невозможно говорить о патриотизме, глядящем на оставленную родину со стороны. И здесь не помогают ни поступающие издалека денежные вливания, ни добрые слова, которые звучат через расстояние с другого конца пла-
Лекция 9
неты. Забота — вещь повседневная, это постоянное прислушивание к биению сердца своей страны, непосредственное участие в ее событиях со стремлением внести свой вклад в улучшение дел.
Ответственность прямо связана с заботой. Конечно, абсолютное большинство рядовых граждан вряд ли могут в полной мере отвечать за те, в том числе негативные, события, которые происходят на пространствах их родины. За направление хода истории прямую ответственность несет, прежде всего, власть, как высшая, так и местная. Однако чувство ответственности — необходимый компонент патриотизма для любого человека, сколь низкое и незначительное социальное положение он ни занимал бы. Страдать страданиями родины и радоваться ее радостями — проявление того, что мы в ответе за то, что с ней происходит, осознание факта, что во всем происходящем есть и наш непосредственный вклад. Забота и ответственность предполагают труд, старание, усердие не только ради собственного процветания, но и ради процветания своей страны как целого.
И это отнюдь не абстракция. Торжествующие слова Маяковского «Это мой труд вливается в труд моей республики!» — выражение такого ощущения ответственного единства. Дело в том, что в патриотизме происходит самоотождествление человека с его родиной и народом. Личность идентифицирует себя с крупной социокультурной общностью, при этом возникает восприятие себя как части родины и народа, а родины и народа — как части себя. Вот такое диалектическое взаимопроникновение. Впрочем, оно непосредственно знакомо каждому, кто несет в себе патриотическое чувство. Победы родной страны воспринимаются тогда как собственные победы, вызывая закономерное чувство гордости: « Какие мы молодцы!» или «Здорово наши дают!», а поражения, народные бедствия переживаются как собственные страдания и утраты. Кстати, патриотизм хорошо показан в лучших
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 2266;