Социально-нравственные добродетели. менты привязанности и самоограничения ради того, что (или кого) любишь
менты привязанности и самоограничения ради того, что (или кого) любишь. Любовь заботится о благе того, кого она считает близким и родным, больше, чем о собственном благе, любовь требует труда, терпения, самопожертвования, печется о развитии Любимого. А если этого нет, то это и не любовь вовсе. Но ведь каждый сам решает, любит он или не любит. Так же и со страной.
В наши дни многие люди покинули Россию, где жизнь стала трудной, а для целого ряда профессий вообще исчезла всякая перспектива самореализации. Одни уезжают за рубеж, чтобы окончательно не утратить себя, другие — чтобы найти успех и богатство. Этот процесс типичен для современного мира, где страны не являются строго замкнутыми образованиями. Мобильность населения приобрела в конце XX в. огромные масштабы. Поэтому понятие родины и патриотизма в чем-то размывается, по крайней мере для тех, кто склонен решительно менять место проживания в погоне за своей «синей птицей». Выражение «там, где хорошо, там и родина» возникло не теперь. Первый оппонент патриотизма — космополитизм — появился еще в античности, когда некоторые философы провозгласили, что являются гражданами мира. Похвально или предосудительно быть космополитом, свободно менять страны и чувствовать себя ни к кому не привязанным и ничему не обязанным? Я не берусь однозначно ответить на этот вопрос и полагаю, что разные читатели ответят на него сами: каждый по-своему. Лично мне стародедовский патриотизм ближе. Человек, отрывающийся от своих корней, покидающий родину и стремящийся забыть о ней, неизбежно становится маргиналом, вечным чужаком, посторонним, и он, скорее всего, в стремлении к свободе и успеху точно так же способен оставить семью, друзей и любимых, если они представляются ему препятствием на пути к его самоутверждению. Такой человек, мягко говоря, теряет немалую толику своей человечности, ибо люди
__________________________________ Лекция 9
— не боги, и для них естественно иметь привязанности, приверженность определенным краям и конкретному народу.
И в то же время я глубоко сочувствую тем, кто вынужден был покинуть родные места под давлением обстоятельств, ибо за каждой такой историей — личностная трагедия, незаживающая рана. Конечно, если некто уезжает на чужбину совсем молодым и не сбрасывает с себя взятых обязательств, он еще может приобрести в иных краях вторую родину, но во всех остальных случаях он изменяет не только своей стране, но и самому себе.
Впрочем, я не навязываю своего мнения. Любовь к родине — это не в чистом виде долг, а именно любовь, т. е. чувство, которое нельзя никому навязать извне. Оно или есть, или его нет в человеческой душе.
Вторым оппонентом патриотизма как позитивного эмоционально-нравственного явления выступает психология национальной исключительности, национализм, или национальный эгоизм. Это такая любовь к родине, которая резко противопоставляет ее всем другим странам и народам, видя в них лишь соперников или врагов. Общенациональный эгрегор может быть весьма эгоистичным и агрессивным, воспроизводить в наши дни древнее дуально-этническое отношение «мы — они»: мы— хорошие, они — плохие, мы — честные, они — плуты, мы достойны всего самого лучшего, они ничего не достойны. Национализм нравственно негативен, подозрителен, он злобно и с презрением относится ко всем чужакам, сочиняет для них издевательские клички, стремится ущемить и другие народы в целом, и их отдельных представителей. Для собственной страны он ничего поистине полезного не создает, порождая лишь конфликты. Националист — это, как правило, человек, обладающий суженным сознанием, обуянный идеей самоутверждения за счет своей принадлежности к некоему народу или стране. Действительно, так самоутверждаться очень легко: не надо
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 531;