ЭТНОЦЕНТРИЗМ И АККУЛЬТУРАЦИЯ
Культурная нормативная адаптация представляет собой способ, каким индивид или группы пытаются приспособиться к культурному конфликту. Культурологи выделяют две основные формы адаптации: этноцентризм и аккультурацию.
Этноцентризмозначает склонность представителей большой социальной группы (политической партии, религиозной общины, профессии, национальности) считать ценности и нормы своей группы как самые лучшие, а нормы и ценности другой группы как худшие.
Этноцентризм коренится в обыденной психологии и неумении смотреть на себя критически. Психологическим источником этноцентризма становится эгоизм. Ребенок рассматривает себя как пуп земли. По мере взросления у него меняются мировоззрения, ценностные ориентации, взгляды, установки. Меняется все, остается лишь способность ставить себя во главу угла, считать свою точку зрения правильной, а другого человека — неправильной.
В результате возникают непрекращающиеся споры на парламентской трибуне, непримиримая борьба между разными политическими партиями и представителями разных идеологических ориентации. Межэтнические конфликты в Югославии и России в середине 90-х гг. опять же проистекали из того, что одна социальная группа считала собственную стратегию развития страны, собственную политику правильной, а ориентацию другой группы неправильной. Поэтому первые силой навязывали свою линию вторым.
Само по себе слово «этноцентризм», состоящее из двух частей: «этнос» — нация, народность и «центризм» — схождение к середине, — предполагает,
что в основе всех других групповых конфликтов лежит конфликт между разными национальными ценностями. Этноцентризм формируется двумя путями: стихийно и целенаправленно. В первом случае ограниченность контактов с представителями других культур создает естественное чувство превосходства своей культуры над культурами других народов. Во втором случае государство, оградив жителей страны от остального культурного мира «железным занавесом», систематически через средства массовой информации воспитывает граждан в духе превосходства своего общества над другими. В годы социализма в нашей стране было создано «стройное научное» учение о превосходстве социализма над капитализмом.
При целенаправленном формировании этноцентризма он чаще всего переносится из сферы межнациональных отношений в область идеологических отношений. В СССР основной точкой зрения, с которой гражданам предлагалось оценивать все явления в окружающем мире, была классовая позиция. Этот мировоззренческий прием назывался принципом партийности. Он требовал судить о литературных героях, других странах и культурах, событиях повседневной жизни и т.п. с позиций «самого передового класса — пролетариата». Все, что не считалось признаками или проявлениями образа жизни, норм и ценностей рабочего класса, объявлялось либо буржуазным, либо мещанским. И с культурными «отклонениями» велась непримиримая
борьба, начиная с перевоспитания (взятие девианта на поруки, наставничество) и заканчивая физическим истреблением.
Черты другой культуры или элементы другого социального уклада, особенно чуждого собственному, оценивались негативно. Им присваивались всевозможные идеологические лейблы (этикетки, названия). Так, советские пропагандисты активно выступали против «пережитков мещанства», «родимых пятен капитализма», «происков империализма».
Американский этноцентризм
Удивительно то, что умалению предавалась более развитая культура и более эффективный экономический строй. Построение социализма в бедной стране требовало изоляции ее граждан от внешнего мира и создания иллюзии благополучия. Только при таких условиях можно было сплотить нацию и мотивировать людей на героический, часто безвозмездный, труд на благо общества. Правительство боялось влияния Запада, запрещало поездки в другие страны и открытые контакты с иностранцами. Специальные карательные органы следили за соблюдением этих требований. В представителях иной культуры идеологи нашего общества видели «шпионов» и «диверсантов», а в собственных гражданах, контактирующих с иностранцами, «врагов народа» и «предателей».
Этноцентризм, т.е. принятие исключительности собственной культуры, повышает уровень солидарности общества. По мнению ученых, он уменьшает вероятность возникновения в обществе аномии и долю тех, кто чувствует себя «лишенным корней». Поэтому он выполняет позитивную функцию. Вместе с тем слепое преклонение перед собственной культурой и идео-
логией, неспособность объективно взглянуть на себя часто ведет к переоценке собственных сил, которая в случае межнационального или межгруппового конфликта может обернуться поражением.
Этноцентризм порождает массу предрассудков в отношении других социальных групп, служит основой возникновения враждебности к другим нациям и расам, выступает причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создает ненужные затруднения при общении представителей разных культур и народов. Даже ученые, обязанные быть объективными, не всегда могут избавиться от этноцентризма и судить о другой культуре или стране непредвзято. Поэтому этноцентризм выполняет также негативную функцию. В целом специалисты уверены, что негативные стороны этноцентризма перевешивают позитивные.
К аккультурацииотносят контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов становится перенятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.
Можно привести бесчисленное количество примеров аккультурации. В XIX в. Россия присоединила к своим границам много новых культурных
регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой и многое позаимствовало из нее. Это пример аккультурации, явившейся следствием территориальных завоеваний и присоединений.
В 1968 г. американская армия, более 10 лет воевавшая во Вьетнаме, покинула юго-восточную страну. Некоторые молодые американцы взяли в жены вьетнамских девушек. В США им пришлось заново проходить процесс социализации, т.е. обучения новым нормам и ценностям. То же самое происходило после Второй мировой войны, когда американские солдаты женились на японских девушках. В том и другом случае мужчины не оставались на родине своих жен, а увозили их в США. Мужчина играет в данном случае активную культурную роль и вынуждает женщину приспосабливаться (адаптироваться) к нормам родной для него культуры.
Такое приспособление и одновременно переобучение называютресоци-ализацией. Ресоциализация — сущность процесса аккультурации, ибо она может происходить только со взрослым человеком.
Итак, аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию), или усвоение норм и ценностей
чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.
Итак, этноцентризм представляет собой такую форму культурной адаптации, которая основана на изоляции одной группы от другой, дистанцировании и отчуждении от нее. Другую группу не приемлют, считают ее враждебной себе.
Напротив, аккультурация представляет собой процесс частичного принятия другой культуры, заимствования из нее всего, что нужно для жизни в новой среде, в новом обществе. Принимать можно только то, что нравится, что уважается и ценится. Стало быть, при аккультурации можно наблюдать позитивное отношение к другой культуре как к чему-то родственному, близкому. Несколько миллионов русских эмигрировало в разные годы в Америку. Все они проходили аккультурацию. Они срослись с новой родиной, считают ее своей и гордятся тем, что они натурализованные американцы.
Третья форма культурной адаптации — культурное обновление. Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурного обновления ведет к полному освобождению от них. Результатом служит полное вытеснение старых обычаев и ценностей новыми. Пример культурного обновления личности — тюремное заключение, где происходит почти полный отказ от ценностей «гражданской» культуры и перенятие норм криминального мира.
Врезка
Я. Могутин
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1219;