СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Социализация объясняет происхождение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе и быть свободным от него он не может, как бы того ни желал. Это и есть одна из констант социального поведения. Поэтому человек не только «существо разумное», но еще и «существо социальное». Причем социализация, т.е. становление человека в качестве «хомо сапиенс», начинается с самого рождения. Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение прежде всего результат научения, или социализации.
Процесс подавления инстинктов и выработки «суперэго» часто называют социализацией. Ясоциализирован (т.е. преобразован в существо, способное жить в обществе), поскольку могу, благодаря усвоению культурных норм, жить и действовать среди людей и не выделяться. Мое поведение — как у всех. И внешний вид — как у всех. Со мной общаются другие, не испытывая никаких неудобств. Я понимаю их слова и жесты, поступки и намерения.
А может ли то же самое сказать человек с другой планеты? Или иностранец, приехавший к вам в гости? Для первого все окажется непонятным и непривычным, для второго — лишь частично. Но вы живете в своем обществе, приняты им, понимаемы им. Вам легко с русскими потому, что вы русский, а не американец. Американцу легко с американцами, выросшими втой же самой среде. Вы легко можете судить о намерениях и ожиданиях других людей, живущих в одной с вами стране.
Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев: живут коллективно, разделение труда, оборона территории, контроль порядка, сложившаяся система отношений, есть социальная иерархия (рабочие, воины), т.е. почти как в человеческом обществе. Ноу животных нет социализации.Поведение животных, ведущих коллективный образ жизни, хотя и похоже
на человеческое, но происходит инстинктивно. Инстинкт — биологические программы действия, являющиеся врожденными и передающиеся генетически. Он предполагает однолинейное, жестко предписанное поведение (без вариантов); любое отклонение от инстинкта грозит смертью.
Как выяснили американские ученые, социализация и обучение, даже среди животных, обладают мощным экономическим коэффициентом. Если детеныши перенимают у матери, скажем, правильные приемы охоты, то они отчасти избегают повторения своих собственных ошибок и спасают себе жизнь. К сожалению, статистика свидетельствует, что больше всего от зубов хищников гибнет молодняк. По всей видимости, с механизмами обучения передается не вся нужная для выживания информация.
Еще сложнее ситуация у людей, где смена поколений техники, моды и научных теорий обгоняет естественную смену поколений людей. В результате родители очень мало чему могут обучить своих детей. Чаще они учатся у ровесников. Старшее поколение теряет традиционный авторитет в деле обучения, а вместе с этим растет сопротивление молодежи всему, что им говорят взрослые. Вторые считают, что добытый ими опыт на века, а первые видят в нем адаптацию к конкретному историческому периоду, не годящемуся для других эпох. Ускорение истории выталкивает старшее поколение из образовательного цикла, который в традиционной культуре продолжался в течение всей жизни. Даже для взрослых людей старейшины рода являлись непререкаемым авторитетом. Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов — от самых простых до самых сложных.
Если построить такую иерархию живых существ от низших — насекомых, до высших — человека, то по оси ОУ будет возрастать сложность организации психики живых существ; по ОХ — плотность инстинктов (рис. 1).
Чем больше увеличивались размеры мозга, тем больше времени требовалось на то, чтобы научиться им пользоваться. Увеличилась продолжительность детства, потомство приходилось обучать тому, что не передалось от природы: какие травы и плоды можно собирать, а какие нельзя, как нужно спасаться от врагов, как следует охотиться. Посмотрите на кошку или собаку — их никто не обучал разбираться в травах. Эти знания у них носят инстинктивный характер. Но у человека, по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов и их место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось,
Рис. 1. Закономерность эволюции: чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов
социальное — расширялось. Оно потребовало особого периода — детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний приходилось обучать, тем большее время для этого требовалось (рис. 2).
У насекомых на 100% поведение инстинктивно. У слонов, волков уже меньше инстинктов и больше приобретенного поведения, которое передается родителями. У обезьян еще меньше инстинктов. У человека 80% поведения — социально приобретаемое.
Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства, тем меньшую роль играют инстинкты. Чем больше инстинктов, тем меньше роль родителей. У насекомых функцию родителей выполняет природа (врожденные программы поведения). Соответственно, чем меньше инстинктов, тем больше роль и ответственность родителей. Следовательно, родители — заменители природы, они должны дать ребенку то, что не сумела предоставить природа; они передают те нормы и ролевые практики, которые созданы обществом. Последнее для родителей — открытая книга, откуда они черпают информацию и передают ее детям. Поскольку родители уже прошли значительную часть социализации и накопили жизненный опыт, они должны передать его тем, кто не имеет этого опыта. Они передают детям не только сумму решений проблем, как готовые элементы, но и технологию избежания ошибок.
Человеку всему приходится учиться, а значит, выполнять одно и то же с разной степенью совершенства в первый и сотый раз. Причем учиться он
предпочитает не на чужих, как следовало бы существу разумному, а на своих собственных ошибках. Складывается впечатление, что каждому человеку за отмеренную ему жизнь надо накопить определенное число ошибок, иначе он не будет чувствовать себя полноценным существом или у него внутри что-то разладится.
Каким бы умным ни был человек, количество совершаемых ошибок не убывает. По этому показателю — числу ошибок, совершенных в течение жизни, — умный не отличается от дурака, мужчина — от женщины, богатый от бедного. Единственная разница определяется лишь продолжительностью жизни: ясно, что 15-летний совершит в целом меньше ошибок, чем 70-летний.
Животные (особенно низшие) ошибок не совершают. Биологически запрограммированная модель поведения: нет двух разных возможностей достижения цели, нет вариативности поведения, — нет и ошибок. Таким образом, ошибки присущи только людям, так как они могут сравнивать варианты действия и выбирать наилучший, по их мнению. Оценка варианта как лучшего или худшего всегда относительна по сравнению с лучшим или правильным. Для того чтобы прийти к способности сравнивать и оценивать, нужно иметь интеллект, материальным носителем которого выступает мозг. Мозг — фабрика социального опыта, она самая крупная у человека и самая маленькая у низших животных. Человеку нужен мозг по двум причинам: а) победить в индивидуальном отборе; б) успешно адаптироваться к постоянно меняющейся вариантной социальной среде.
Период подготовки к взрослой жизни наиболее затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.
Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.
Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы рассказывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции.
Потребность в культуре — результат двух- или трехмиллионнолетней эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные из-
Б
Усложнение ^^^^Ь
вида ^Р^^
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 626;