Продолжительность детства

Рис. 2. Эволюция и продолжительность детства

менения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохожде-нию, освободивший руки для употребления орудий труда. Последние раз­нообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные из­менения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Прямая по­ходка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения

речи. Произошедшие вслед за этим крупные изменения в репродуктив­ной системе женщины перекроили структуру половых отношений. Но не только это. Потребовалась мощная надстройка к ним в виде социальных отношений. Дело в том, что у более сложного вида живых существ, како­вым теперь являлся «хомо сапиенс», рождались самые беспомощные дете­ныши. Их выживание впрямую зави­село от того, как сильно помогает в их воспитании вся группа. Так парал­лельно институту родительства фор­мируется внутригрупповая социаль­ная структура.

Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гиб­костью и адаптивностью. Волк, носо­рог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков — система обученных практических уме-

ний, приобретенных путем передачи знаний и их практической трениров­ки. Недаром многие антропологи так и определяют культуру — как совокуп­ность социальных навыков и умений.

Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и реа­гировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново — тяжкий труд, на который отныне обречено было все челове­чество. Ведь с каждым новым поколением обученное исчезало и процесс приходилось повторять сызнова.

Но вновь природа оказалась небезучастной к людям. Этот недостаток компенсировался тем, что каждое новое поколение, вынужденное заново обучаться социальным знаниям, делало это немножко на более высокой сту­пени, чем предыдущее. Так накапливались и приумножались знания, так они постепенно развивались и углублялись. А здесь уже надо говорить о культурном и социальном прогрессе человечества. Биологическая эволю­ция закончилась, началась эволюция культурная.

Биологическая эволюция подарила человеку уникальный инструмент — мозг, способный улавливать самые невероятные сочетания звуков, и гор­тань, способную их производить. Все мы знакомы со скрипкой и роялем, которые также являются прекрасными инструментами. Беда их, кстати, как

и гортани птиц, состоит в том, что на­строены они на довольно узкий диа­пазон возможностей. Благодаря уни­версальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благода­ря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублирова­лась, переводилась и т.п.

Итак, социализацией мы называем продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Под социальной ролью, как мы уже знаем, подразумевается такая модель поведения индиви­да, которая соответствует занимаемому им статусу (положению в обществе) и стремится воплотить на практике те права и обязанности, которые пред­писаны этому статусу.Понятие культурных норм несколько уже термина «социальная роль» и предполагает некоторую форму стилизованного вос­питания (принятие правил этикетного поведения), зато для наших целей го­дится как ничто другое. С его помощью мы закрепляем связь, которая су­ществует между двумя процессами — социализацией и воспитанием. Но и более широкое явление — социальная роль — нами не утрачено, посколь­ку оно органично включено в состав социальной роли. Ничего не терять, а лишь приобретать по мере познания нового и расширения жизненного опыта — это не только девиз социологического познания, но и сущность процесса социализации.

Усваивать что-либо можно только теоретически. Нормы усваиваются. Роли осваиваются на практике; освоение — совокупность практических действии. Роль - динамическая характеристика статуса, или модель пове­дения, когда вы осваиваете роль, вы вживаетесь в эту модель поведения.

Научение культурным нормам можно назвать процессом социализа­ции. Конечная цель социализации— достижение конформизма с ожида­ниями окружающих людей. Естественно, каково окружение, таковы и мы сами. По большому счету нас воспитывает ближайшая социальная сре­да, а не далекие к нам социальные институты и абстрактные нравствен­ные принципы. Воспитавшиеся в небольшом захолустном городке юно­ши и девушки усваивают провинциальные манеры поведения, свойствен­ные замкнутой территориальной общности. Столкнувшись с нравами и нормами большого города, они испытывают неловкость и полностью дезориентируются.

Правда, социализация как продолжающийся всю жизнь процесс под-страивания под ожидания «значимых других» никогда не бывает завершен­ной: стопроцентного соответствия нормам и требованиям среды никто из нас не достигает. Всегда остается некий зазор — степень отклонения (куль­турная девиация), показывающая уровень независимости наших мнений, взглядов, мыслей и поведения от мыслей и взглядов «социальных близких», благодаря чему люди разнообразны и непредсказуемы в своих действиях. Надо отметить, что эта непредсказуемость распространяется скорее на кон­кретные, частные поступки и не распространяется на поведение в целом. Последнее по большому счету предсказуемо. Слегка отклоняющееся от среднего стандарта поведение называют разнообразным, сильно отклоня­ющееся — девиантным, или нонконформизмом, а просто неординарное поведение зовут экстравагантным.

Социализация — обоюдовыгодный процесс. Без него индивид не сможет жить в обществе, учиться, создавать семью, трудиться и даже любить. Но и обществу без него никак нельзя. И неизвестно, кому он нужнее. Ведь через социализацию общество передает человеку самое главное — свои ценнос­ти, нормы поведения, законы, традиции, язык. А как еще оно может пере­садить коллективное на индивидуальную почву? Социализируя индивида, общество одновременно — в одном пакете с социализацией — навязывает ему свою волю, манипулирует его сознанием, контролирует его поведение. Одним словом, делает с ним все, что захочет, а человеку и деться некуда, ибо жить в обществе и быть свободным от общества, как говорил один классик, нельзя.

Социализация необходима человеку в силу следующих неустранимых причин:

• он лишен инстинктов, а потому должен усваивать все через обучение;

• имеет чрезвычайно длительный период детства, когда он зависим от взрослых и нуждается в их опеке;

• не может существовать ни на одной стадии своего жизненного цикла без общения и взаимодействия с другими людьми.

Вот и разберись после этого, сколько в каждом из нас от Nature (биоло­гии), а сколько от Nurture (воспитания)8.

Дихотомия «Nature vs. Nurture», представляющая весьма удачную игру слов, — самый распростра-нныи мотив учебников по социологии, как американских, так и европейских, касающихся раз­делов «Личность» и «Социализация».

ФАЗЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

Единства мнений по поводу того, через какие стадии, этапы или фазы проходит процесс социализации, ни в отечественной, ни в зарубежной ли­тературе до сих пор нет. Одни полагают, что личность проходит два этапа социализации (этнизации) — первичную (воспитание в семье) и вторичную (сознательное вхождение в общество). Или в другой формулировке: первич­ная социализация (первая половина жизни человека) и вторичная (вторая половина жизни). У Н.В. Андреенковой три фазы: 1) первичная социали­зация, или социализация ребенка; 2) маргинальная социализация — подро­стка (промежуточная); 3) устойчивая, т.е. концептуальная — 17—18 — 23— 35 лет. И другие авторы выделяют три этапа социализации, но в соответствии с жизненными циклами: детство, юность, зрелость. Каждому этапу соответ­ствует определенный уровень усвоения социальных норм и ценностей. На первом этапе лидером социализации выступает семья, на втором — школа, на третьем — производство. Третья группа исследователей делит весь процесс социализации на три стадии: 1) допубертатная (до 12 лет); 2) подростковая (12 — 16—18 лет); 3) взрослая — после 18. Г.М. Андреева выделяет три ос­новных этапа (стадии) социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудо-вая. На дотрудовой стадии таковыми являются семья, дошкольные детские учреждения, школа, вуз. Основным институтом социализации на трудовой стадии она считает производственный коллектив. Что касается послетрудо-вой стадии, то вопрос, по мнению ученого, остается открытым.

Три фазы и три фактора социализации

Известный психиатр Харри Салливан9 выделял шесть фазв развитииче­ловеческой личности:

младенчество, заканчивающееся с появлением членораздельной речи, пусть даже бессмысленной;

детство с потребностью во взрослых товарищах по играм;

9 Sullivan H. S. The interpersonal theory of psychiatry. N.Y., 1953.

малолетний возраст с его потребностью в настоящих товарищах по иг­рам, похожих на самого себя;

подростковый период с потребностью в близких отношениях с прияте­лем или закадычным другом того же пола;

юность с потребностью в близком партнере противоположного пола;

зрелость, когда чувства к избраннику противоположного пола преоб­ладают над чувствами к себе (из чего следует, что настоящая зрелость, или взросление, встречается гораздо реже, чем нам кажется).

Одной из первых и наиболее признанной можно считать попытку Эрика Эриксона выделить восемь стадий жизни человека от рождения до старости.

1. Базовое чувство доверия-недоверия. От рождения до 18 мес.

2. Автономность — стыд, сомнение. От 18 до 36 мес.

3. Инициатива (предприимчивость) — вина. От 3 до 5 лет.

4. Трудолюбие — неполноценность. От 6 до 11 лет.

5. Идентичность — ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет.

6. Интимность — изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала сред­него возраста.

7. Производительность — застой. Взрослость.

8. Целостность — отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зре­лость.

Он обратил внимание на развитие человеческого «Я» в процессе социо-генеза, на изменение личности по отношению к социальному окружению и к себе, включающее как позитивные, так и отрицательные моменты10. Аме­риканский психоаналитик создал теорию о возрастных фазах психосоциаль­ного развития, а проще говоря, о том, какие основные качества личности в каком возрасте и в какой последовательности формируются, какие возраст­ные кризисы и этапы проходит человек и чему он должен научиться на каж­дом этапе, чтобы стать полноценной самостоятельной личностью.

Согласно еще более ранней теории биогенеза Э. Геккеля, индивидуаль­ное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе становления личности человек (ребенок), по­вторяя в своем развитии историю человечества, должен пережить все эти этапы. Онтогенез покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов: рост, созревание, развитие, старение, в результате которых фор­мируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (разли­чия). То и другое в психологии обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), в социологии — стадий социализации (детство, юность, зрелость, старость и др.). Развивая эти идеи дальше, А.Н.Теслен-ко11 полагает, что возрастная периодизация предполагает не просто фор­мальное время жизни (life span), обозначающее лишь хронологические рам­ки индивидуального существования в конкретном пространстве и времени безотносительно к его содержанию, а подчиненный известным закономер­ностям жизненный цикл. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими; начиная с последователь­но сменяющихся фаз онтогенеза и заканчивая повторяющимся из поколе-

]( Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

есленко А.Н. Циклические закономерности в процессе социализации и развития личности (http:// wwv.lpur.tsu.ru).

ния в поколение определенным набором социальных ролей (трудовых, се­мейных и т.п.). Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем параллельно им само­реализуются как личности и социализируют своих детей, а в дальнейшем, переходя к нисходящим фазам развития, «впадают в детство» (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, половое бессилие и т.п.).

По мнению самарского социолога проф. Е.Ф. Молевича12, необходимо выделять 3 стадии процесса интенсивной социализации: начальную (до­школьную), среднюю (школьную) и завершающую («послешкольную», свя­занную с получением специальности). Если начальная стадия социализации связана с социальным институтом се­мьи, а именно с приобретением навы­ков разговорной речи, прямохожде-ния, элементарных навыков счета, письма и т.д., то средняя стадия соци­ализации во многом определяется школьной организацией и классным коллективом, как теми специальными структурами, которые созданы обще­ством для того, чтобы дать детям необ­ходимую подготовку для социальной жизни и профессиональной деятель­ ности. Именно в этот период происхо­дит вхождение личности в соци­альный институт образования, который выполняет функции, отличные от института семьи. И от того, как пройдет процесс социализации индивида в школе, во многом зависит его представление о себе и его будущее социаль­ное положение в обществе.

Э. Гидденс сокращает число фаз жизненного пути человека. Среди них он выделяет: детство, юность, молодые взрослые, зрелость и старость. Для каж­дой фазы человеческая культура вырабатывает свои модели, ниши поведе­ния. Более того, для самой культуры того или иного общества характерно преобладание влияния роли ценностных установок какой-либо из генера­ций13.

В своей теории деятельностного опосредствования А.В. Петровский14 выделил три стадии социализации: адаптация, индивидуализация и интег­рация. Успешное прохождение этих стадий именно в таком порядке обеспе­чивает человеку успех в обществе. На стадии адаптациичеловек усваивает те нормы, нравственные устои, ценности, которые преобладают в его трудовом коллективе. На стадии индивидуализацииформируется потребность быть личностью. А на стадии интеграции,если две предыдущие пройдены со зна­ком «+», индивид и коллектив становятся единым целым.

12 Молевич Е.Ф. Общая социология. Курс лекций. Изд. 2-е. М., 2003.

13 См.: Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 3.

14 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Эксперты по консалтингу убеждены, что за этапом расстановки новых работников в организации следует этап адаптации новых сотрудников к ус­ловиям своей деятельности, а процесс адаптации представляет собой пер­вую фазу социализации. Социальные психологи в самостоятельную фазу со­циализации включают интериоризацию. У политологов свой подход. Так, они говорят о фазах демократической социализации, стадиях политической социализации. Специалисты по социологии менеджмента вводят понятие организационной социализации, выделяя такие фазы социализации, как отбор, наем и расстановка, культурная адаптация (затуманивание), возна­граждение и продвижение, идентификация и лояльность.

Процесс социализации, его развитие во времени можно прослеживать на индивидуальном и групповом уровнях. Процесс индивидуальной социализа­ции во времени ученые описывают при помощи двух понятий — жизнен­ного цикла и жизненного пути.

Жизненный цикл описывает относительно замкнутые, качественно обособ­ленные этапы жизни человека: детство, трудовая жизнь, семейная жизнь, пенсионная жизнь. Каждый цикл характеризуется особым набором статусов и ролей, особым набором институтов и агентов социализации.

Жизненный путь описывает непрерывную траекторию, линию жизни в пределах биографии. Он включает не циклы, а последовательность важных событий, задающих направление в жизни. Они могут проходить в виде каче­ственных скачков или сдвигов в развитии, которые называют критически­ми (или кризисными) периодами. К важным событиям относятся окончание школы, поступление в вуз, женитьба, служба в армии, рождение детей, вы­бор профессии, выход на пенсию, смерть супруга и др. К кризисным перио­дам можно отнести так называемый «кризис середины жизни», когда 40— 50-летний человек задумывается над смыслом жизни, оценивает пройден­ный путь и взвешивает оставшиеся возможности изменить свою жизнь.

Мы придерживаемся той точки зрения, что процесс социализации прохо­дит фазы, которые совпадают со стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелостьи старость.Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14— 15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девуш­ки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили тра­диционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства.

От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых зна­ний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возму­жание (физико-физиологический процесс укрепления организма челове­ка в подростковом и юношеском возрасте), наконец, образование — инсти­туциональную форму обучения, воспитания и социализации.

Итак, процесс социализации проходит фазы, которые называют еще ос­новными стадиями жизненного цикла (рис. 3):

Детство и юность(от 1года до 18 лет) — подготовка к активному трудо­вому периоду.

Зрелость(18—60 лет) — активный трудовой период.

Старость(60 лет и старше) — выход из активного трудового периода.

Рис. 3. Процесс социализации, критические точки и стадии жизненного цикла

На рис. 3 обозначены три кризисные точки в жизни человека: А — окон­чание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы; В — кризис середины жизни; С — выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Это период активной социализации, ограниченный тремя кризисными точками.

Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой ABC, пред­ставляет собой время максимальной трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной активности — 11 лет школьно­го обучения. Для многих он продолжается и позже — до момента окончания вуза, т.е. 22-23 лет.

В т. А человек может, но не умеет работать, а в т. С человек физически уже не может, но умеет работать. И только в т. В человек может, умеет и хочет работать, т.е. совпадают все три параметра.

Отрезок жизни ABC существует для накопления денег, жизненного опы­та, чтобы после т. Свести активный досуг. Общество, которое не может обес­печить достойную старость своим гражданам, не может считаться цивили­зованным.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии — начинающуюся социализацию,захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся,которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация — в основном область при­писываемых статусов, завершающаяся — сфера достигаемых.

Обретение вначале политической(получение паспорта и права голосо­вать, а также быть избранным), затем экономической(устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной(женитьба и со­здание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельностиозначает качественную границу между двумя этапами социализации — начинающейся (ранней) и завершающейся (позд-

ней). В традиционном обществе не существовало самостоятельных, каче­ственно различных, стадий младенчества, детства, отрочества и юности. Детство получило признание в Европе в средние века, а отрочество — только в XX в. Совсем недавно, да и то в развитых индустриальных странах, само­стоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость). В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предка­ми период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.

Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации— не только обретение социальной и экономической самосто­ятельности, но формирование личности.

Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». Мож­но сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление со­циального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и соци­альных ценностей. Интернализация— превращение внешних норм во внут­ренние правила поведения.

На наш взгляд, социализация представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. О необходимости представлять социатизацию в виде непрерывного процес­са, продолжающегося всю жизнь, прекрасно выразился З.Бауман: «...При­веденные примеры помогают нам в наиболее острой и резкой форме пред­ставить проблемы, обусловленные вторичной социализацией. С менее оче­видными проблемами каждый из нас сталкивается практически ежедневно; вероятнее всего, мы испытаем нечто подобное, когда нам придется срочно поменять школу; если мы, поступив в университет, вынуждены будем оста­вить его; если перейдем на новую работу, вступим в брак, приобретем соб­ственный дом, переедем на новое ме­сто жительства, станем родителями, превратимся в пенсионеров и т.д. Ве­роятно, точнее представлять социали­зацию как непрерывный процесс, а не делить ее на две отдельные стадии»15. Как мы теперь знаем, социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведе­ния, незримыми социальными нитя­ми — правами, обязанностями, отно­шениями — она связана с другими ро­лями . И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 41.

Подготовка к самостоятельной жизни является не только более продол­жительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое об­щество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода. Раньше ничего подоб­ного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье).

Только единицы имели возможность посещать специальные учрежде­ния — школы, лицеи, гимназии, университеты.

Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограни­чивается: обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение элемен­тарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значе­ние данного термина. Социологи пользуются более широкой трактовкой. Социализация начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глу­бокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Почему социологи не удовлетворились суженным пониманием социали­зации?

Дело в том, что школьное, университетское, производственное или ка­кое-либо иное обучение — всего лишь техническое мероприятие, органи­зованное для приобретения новых знаний. Молодой человек слушает лек­ции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Такого

рода обучение может продолжаться 5 лет, а может всего 2 мес. Однако обу­чение предмету и обучение жизни-вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не научат че­ловека тому, как быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, профессиональным спортсменом или писателем. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лаборатор­ных, а в реальных условиях.

Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом дело­вой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, ко­торую приходится осваивать, реально став королем или вождем.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой ста­рости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведе­ния, роли и т.п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом че­ловек из существа биологического превращается в существо социальное. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего разви­тия. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо пол­ностью проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1139;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.