Какие астрономические события описаны в китайских хрониках

 

Астрономические явления, зафиксированные китайцами, были тщательно изучены Н. А. Морозовым в 6-м томе его труда «Христос» [37]. Мы начнем наш анализ, процитировав некоторые из его наблюдений, а затем дополним их нашими новыми соображениями.

Китайцы оставили записи о появлении комет. Эти сведения дошли до нас в двух основных кометных каталогах, считаемых сегодня очень древними .

«Большое историческое сочинение „Лето-Запись“ … начинает рассказ с минус 2650 года. Она считается основанной неким „шталмейстером“ около минус 97 года и продолженной разными историками до 1644 года нашей эры. В ней несколько частей посвящены исключительно астрономии, где приводятся наблюдения Солнца, Луны и пяти планет, а также покрытия звезд и появления комет. „Лето-Запись“ по англо-шанхайски произносится Ше-Ке, как ее обычно и называют европейцы.

В «Энциклопедии Лесного коня» … находится целый том с описаниями комет. Этот «Лесной конь» (Ма-Туан-Линь) – говорят нам, – жил около 1232 года нашей эры и довел до своего времени, неизвестно, по каким откровениям, записи комет от минус 611 года. Все остальное в «Энциклопедии» доведено до 1644 года, то есть как раз до того времени, когда закончены такие же отметки и в «Лето-Записи» «шталмейстера», а также и у европейских кометографов. Припомним только, что знаменитая «Кометография» Любенецкого вышла в 1681 году; ей предшествовали в Европе сборники начала XVII и конца XVI веков. Мы видим, как сразу возникли обширные кометографии и в Западной Европе, и в Китае, в период между XIII и XVII веками, а это едва ли могло произойти независимо друг от друга.

Более короткая «Китайская история» – только в 100 томах ! – от допотопных времен по 1367 год была переведена на французский язык еще католическим миссионером Майлья (Mailla), и в ней есть некоторые кометы, не находимые в двух предшествовавших первоисточниках» [37], с.58…59.

Итак, основные китайские первоисточники окончательно составлены лишь в XVII веке нашей эры .

Оказывается, как отмечает Морозов, у китайцев нет рукописей ранее XVII века [37]. Отсутствие более ранних рукописей историки объясняют тем, что китайцы писали только на бумаге , в то время как европейцы в XIV-XV веках писали на коже – пергаменте . Понятно, что кожа – куда прочнее бумаги. Бумага быстро разрушается. Во всяком случае запомним для себя немаловажный факт – сегодня не существует китайских текстов, датируемых ранее XVII века.

Морозов пишет:

 

Ведь у китайцев, как я уже говорил, нет рукописей древнее XVII века , когда летописи Ше-Ке и Ма-Туен-Лиан компилировались, может быть, при участии католических миссионеров , заведовавших тогдашними китайскими обсерваториями и даже строившими их для китайцев. [37], с.119.

 

 

Приводя здесь подробный реестр комет, впервые опубликованных Майлья и Гобилем и более поздними европейскими авторами, я не могу не высказать… некоторого недоверия к истинно китайскому происхождению этого списка. Он… был приведен сокращенно и с обработкой в «Кометографии» Пенгрэ. Затем Био (Biot) опубликовал в «Connaissance des Temps» в 1846 году кометные списки «Лето-Записи», оставив за ней ее шанхайское название Ше-Ке, и почти такие же списки из «Энциклопедии» … (Ма-Туан-Лин в шанхайском произношении)… Оба эти реестра, хотя и носят явные следы переписывания друг из друга, оказываются уже значительно подробнее списка, данного первоначально Майлья и Гобилем. [37], с.42.

 

Итак, кто-то в XVIII-XIX веках существенно дополнял якобы древние китайские списки комет. И происходило это в Европе . Вскоре мы увидим – кому и зачем это понадобилось. А заодно мы покажем, что скорее всего, список комет был дополнен после 1759 года .

Оказывается далее, что в китайских первоисточниках нет описаний астрономических инструментов, а на территории Китая не осталось следов древних астрономических обсерваторий [37], с.132. Это очень странно, если верить тому, что китайцы на протяжении нескольких тысяч лет с большой аккуратностью вели астрономические наблюдения.

В Европе, где астрономические наблюдения того времени считаются далеко не столь выдающимися, как китайские, тем не менее сохранились подробные описания инструментов, техники наблюдений и т.д. Вспомните хотя бы древний энциклопедический труд – «Альмагест» Птолемея. Что же, китайцам, якобы наблюдавшим небо много столетий, ни разу не пришло в голову рассказать – как именно и при помощи каких инструментов они это делали?

Конечно, нам скажут, что китайцы «держали в секрете» свои методы. Не будем здесь спорить, поскольку вскоре мы столкнемся с куда более серьезными аргументами в пользу гипотезы, что реальные астрономические наблюдения в Китае действительно начались не ранее XV века.

Кроме кометных списков в китайских летописях упомянуты затмения, а Морозов также обнаружил единственный гороскоп.

О кометах мы специально поговорим чуть позже. Но результаты нашего собственного исследования мы сформулируем уже сейчас. Они состоят в следующем.

1) Единственной кометой, по которой хотя бы в принципе можно было бы подтвердить правильность традиционной хронологии Китая, является комета Галлея. Остальные кометы для целей датировки совершенно бесполезны .

2) Сообщения о появлениях кометы Галлея ранее XV века н.э. подложны и были сфабрикованы по-видимому в XVIII-XIX веках. И это не есть наша гипотеза. Это есть строгое утверждение , которое мы ниже докажем. Впрочем, мы не утверждаем, что все китайские сообщения, относимые сегодня к комете Галлея, – подложны. Оказывается, для совершения указанного подлога достаточно было сфабриковать всего лишь одно или два наблюдения . Подлог был совершен скорее всего в промежутке от 1759 года до 1835 года.

 

Китайские затмения

 

Затмения в китайских хрониках описаны очень неопределенно , например, не указывается фаза, место наблюдения и т.п. Морозов справедливо отмечает, что при такой туманности описаний затмения служить для датировки не могут, поскольку для каждого десятилетия можно подобрать «подходящее» затмение, действительно происходившее где-то и с какой-то фазой. Если же допустить, что китайцы описывали лишь ярко выраженные, то есть полные затмения, которые действительно случаются достаточно редко, то в таком случае эти описания вообще не могут соответствовать реальности. Например, в китайской «Истории государства киданей» Е Лун-Ли (М., 1979, изд-во Наука) солнечные затмения указаны в 992, 994, 998, 999, 1002, 1004, 1007 годах и так далее. Полных (или хотя бы хорошо заметных) солнечных затмений с такой частотой на одной и той же территории не бывает. Китайские сообщения о затмениях не в состоянии подтвердить или опровергнуть какую-либо хронологию Китая . Правильную или неправильную.

 








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 607;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.