Режиссерское построение массовых праздников

В основе режиссуры массового праздника лежит работа над сценарием.

Сценарий - это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия. Обычно сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переходы от одной части действия к другой.

Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу режиссера, художника, организатора.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием массового праздника. Она начинается обычно с определения темы и идеи будущего сценария.

Тема-это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных режиссером.

Идея-это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания сценария мало определить только тему и идею.

Поиски яркого, интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над, сценарием, важное драматургическое требование. Избрав сюжет, нужно организовать художественный материал сценария так, чтобы он отвечал теме и идее.

Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается в виде драматического конфликта. Без него нет и не может быть драматургии. Конфликт, как гласит теория драмы, есть основа любого драматургического произведения, определяющая и сюжетное построение, и композицию. Иначе он не сможет выполнить нужное действие, сделать яркими образы своих героев, другое дело, что конфликт, особенно в драматургии массового праздника,- это не всегда столкновение антагонистических сил, он может выражать в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных положительных целей. Конфликт нельзя понимать однозначно и прямолинейно. Удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение должно иметь также сюжетный ход, красной нитью проходящий через всё действие и цементирующий воедино отобранный сценарный материал.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера.

Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие.

Итак, выбрана тема сценария, определены идея и конфликт, драматургический ход, найден сюжет. Теперь речь должна идти о композиции будущего сценария.

Еще Аристотель выражал подобное требование и к драме, композиционной структуре произведения. Он писал, что в нем должны присутствовать как начало, так и конец. Это и его главное требование к композиции любого драматического произведения, в частности сценария массового праздника.

В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод, в действие которого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

Основное действие - эта часть сценария должна подчиняться следующим основным требованиям:

Строгая логичность построения темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.

Нарастание действия. Заданное экспозицией - завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных к слабым эпизодам.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов.
Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.

Контрастность построения. Это требование специфично для композиции массового театрального действа, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотребления той или иной краской, однообразия, монотонности.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. наивысшей точке в развитии действия. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрального сценарного произведения.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Это весьма важная часть композиции, её отсутствие или нечеткость отставляют ощущение незавершенности всего массового праздника. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным для проявления активности участников массового представления, праздника.

 

Часть II. Практическое задание №1. Проанализируйте содержательную часть сценария массового праздника.

Инструкция.

1.Внимательно прочитайте сценарий массового праздника.

2.Определите логику и построения сценарного материала.

 

Практическое задание №2.

Представление сценарной разработки досуговой программы и показ фрагмента досугового мероприятия.

Инструкция.

1. При выполнении представления сценарной разработки необходимо определить: цель, задачи мероприятия, охарактеризовать необходимое оборудование музыкальное и художественное оформление. Охарактеризовать сюжетный ход мероприятия.

2. Фрагмент досугового мероприятия должен быть логически завершенным, с использованием различных методов досуговой педагогики.

Вы можете использовать материалы сценарных разработок досуговых программ. Для выполнения практического задания предусмотрено наличие презентации и аудиоаппаратуры.

 

Часть III. Экспертная оценка портфолио.

 

 

Билет № 16. Часть I.Характеристика основных форм воспитательных мероприятий в системе дополнительного образования.

1. Линейка (торжественная церемония) — представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Выход на линейку имеет на наш взгляд, второстепенное значение. Функции субъектов взаимодействия следующие:

ведущий линейки (находится в центре внимания);

выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания);

зрители;

исполнители.

Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации. Важным представляется замечание С.П. Афанасьева о том, что происхождение линейки связано с построением войск.

2. Спектакль — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются Устный журнал (газета), выступление агитбригады, т.е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В самом театральном сценарии (пьесе) заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому педагогу-организатору следует учитывать заложенный пьесой эмоционально-содержательный алгоритм.

3. Концерт — «публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами» [36, с. 293]. Другими словами, концерт- это, представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др.).

4. Просмотр кино — видео - телефильма, спектакля — представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует две функции субъектов взаимодействия — зритель и организатор просмотра. Мы различили просмотр концерта (спектакля, фильма и т.п.), подготовленного кем-либо и спектакль (концерт), где выступают сами воспитанники. Основанием для такого разделения являются признаки формы воспитательной работы. Также, по нашему мнению необходимо отличать от концерта и спектакля такую форму совместной организации деятельности, какой является подготовка к представлению.

5. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) — представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо.

6. Лекция (публичное выступление) — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.

7 «Встреча с интересным человеком»— специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок добра», «Урок фантазии» и т.п.), имитирующий школьное аудиторное занятие. Ведущий приобретает роль учителя, остальные участники — учеников, а правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока.

8. Митинг — собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов. Торжественное собрание, описанное С.П. Афанасьевым, по сути своей, близко к митингу, отличаясь от последнего характером действия и тем, что оно проводится, как правило, в зрительном зале.

 

9. Диспут — специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

 

10. Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива)- специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. М.В. Кларин предлагает различать следующие разновидности дискуссии: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание»

 

11. Защита проектов — представление в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Защите проектов обязательно предшествует такая форма как подготовка к представлению — придумывание, разработка и оформление проекта.

 

Часть II. Практическое задание №1. Разработать тематику различных форм воспитательных мероприятий педагога дополнительного образования.

Инструкция.

1. Уточните цель воспитательного мероприятия как формы организации взаимодействия педагога дополнительного образования с детьми. Обоснуйте его актуальность.

2. Определите форму разрабатываемого Вами мероприятия.

3. Сформулируйте цель, наметьте план его содержания.

4. Продумайте приемы активизации детей.

 

Практическое задание №2.

Представление сценарной разработки досуговой программы и показ фрагмента досугового мероприятия.

Инструкция.

1. При выполнении представления сценарной разработки необходимо определить: цель, задачи мероприятия, охарактеризовать необходимое оборудование музыкальное и художественное оформление. Охарактеризовать сюжетный ход мероприятия.

2. Фрагмент досугового мероприятия должен быть логически завершенным, с использованием различных методов досуговой педагогики.

Вы можете использовать материалы сценарных разработок досуговых программ. Для выполнения практического задания предусмотрено наличие презентации и аудиоаппаратуры.

 

Часть III. Экспертная оценка портфолио.

 

 








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2611;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.