Методика организации и проведения игровых программ.
Уже в начальной стадии разработки любой игровой досуговой программы необходимо попытаться увидеть все ее содержание. В этом организаторам поможет блоковая система, то есть структурное изображение содержания игровой программы.
Каждый игровой эпизод-блок живет самостоятельной жизнью, развиваясь по законам драматургии: от пролога к завязке конфликта, его развитию. Итак. Организаторы разрабатывают каждый блок: сюжетно или перечислением его основных частей — игр.
Нужен замысел, сценарно-режиссерский ход — прием подачи игрового материала.
Это может быть: путешествие («На поляну игр»), приключение («Приключения в сказочном лесу»), в мире сказочных героев («Город стеклянных человечков»), листаем книгу («Игры народов мира»), вращаем глобус («Дадим шар земной детям»), сновидения («Сон Снегурочки в Новогоднюю ночь вале») и т. д.
Сценарно-режиссерский ход (образно-смысловой) проявляется в трех ключах:
1. Образно- игровой — через игру актеров (актерское мастерство).
2. Декоративно-образный — через костюм, мизансцену, оформление игровой площадки, реквизит.
Например: игровое поле — это развернутая гармонь с цветными, яркими, ситцевыми мехами.
3. Образно-музыкальный. Все игровые эпизоды объединяются лейтмотивом (одна и та же музыкальная фраза).
Например: «Барыня».
Между игровыми блоками, особенно в конкурсных программах, необходимо предусмотреть время для работы жюри, которому следует подвести итоги. Для заполнения этой «паузы» в представлении нужны зрелищные заставки. Это могут быть концертный номер, реклама, игры с болельщиками (зрительным залом), гость.
Итоговый вариант расположения блоков, заставок и есть каркас игровой программы, в котором легко увидеть нерешенные проблемы: фонограммы, декоративно-художественное оформление, нужный реквизит, последовательность выходов на игровое поле необходимое количество призов, ассистентов и т. д.
Подготовка игровой развлекательной программы - дело сложное. Особенно для тех, у кого отсутствует практический опыт организации досуговых мероприятий. Начинается подготовка программы с создания инициативной группы, в обязанности которой входит прежде всего разработка сценарного плана (блоки игровой программы) или сценария (подробная литературно драматургическая разработка темы, конфликтов). Только потому начинается режисерско-постоновочная работа.
Необходимо помнить, что выполнение заданий конкурсов игровой программы совершается на глазах у публики, то есть это живая импровизация участниками игровых состояний. Поэтому репетиции проводятся только с ведущими. Затем монтажная репетиция - светомузыкальное, декоративно-художественное оформление программы, работа с ассистентской группой. С участниками игровой программы проводится только одна-две репетиции для определения выходов, мизансценирование участников на игровом поле и рекомендации по подготовке домашних заготовок (если они предусмотрены). Большое значение в создании зрелищности программ имеет оформление помещения, сцены — игрового поля, подбор или изготовление игрового реквизита, сценических костюмов. Особое внимание необходимо обратить на подбор музыкального сопровождения и запись фонограмм, поиск и подготовку зрелищных заставок - концертных номеров, во время исполнения которых жюри подводит итоги конкурсов.
Конкурс или конкурсно-игровая развлекательная программа заканчивается определением победителей. Поэтому следует предусмотреть свои материальные возможности для приобретения призов и поощрений.
В целях организации будущего мероприятия все выше изложенное приводится в порядок, систематизируется путем составления плана подготовки, в котором конкретизируется каждый вид деятельности в сроках подготовки и указание ответственного.
Любое досуговое мероприятие, о том числе конкурсно-игровые развлекательные программы, в процессе проведения не исключает импровизации и наличия непредсказуемых моментов. Поэтому организаторам необходимо разработать план проведения мероприятия, в котором указывается дозировка времени на каждый конкурс, последовательность зрелищных заставок, выступления жюри, место действия и ответственные за каждый игровой эпизод (ассистентская группа).
Театрализованная игровая программа требует разработки каркаса программы (монтажного листа), эскизов оформления игровой площадки, костюмов действующих лиц, рекламы и пригласительных билетов.
Большую роль играет определение порядка выхода на сцену, который вывешивается на видном для исполнителей месте на игровом поле.
Часть II. Практическое задание №1. Проанализируйте сценарий игровой программы для детей младшего школьного возраста.
Инструкция
При выполнении практического задания необходимо учитывать:
1. Соответствие сценария возрастным особенностям детей.
2. Наличие целевой установки.
3. Композиционное построение сценария.
4. Характеристика содержательного материала сценария.
5. Варианты вовлечения детей в конкурсное мероприятие.
Практическое задание №2.
Представление сценарной разработки досуговой программы и показ фрагмента досугового мероприятия.
Инструкция.
1. При выполнении представления сценарной разработки необходимо определить: цель, задачи мероприятия, охарактеризовать необходимое оборудование музыкальное и художественное оформление. Охарактеризовать сюжетный ход мероприятия.
2. Фрагмент досугового мероприятия должен быть логически завершенным, с использованием различных методов досуговой педагогики.
Вы можете использовать материалы сценарных разработок досуговых программ. Для выполнения практического задания предусмотрено наличие презентации и аудиоаппаратуры.
Часть III. Экспертная оценка портфолио.
Билет № 11. Часть I.Методика организации и проведения интеллектуально – познавательных игр, роль ведущего в организации игрового действия.
Интеллектуально-познавательные игры (известные также как эрудиционы, викторины) -- на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми. Интерес к играм подобного рода увеличивается с каждым годом. На сегодняшний день, благодаря телевидению, существуют десятки игр - соревнований в эрудиции, известных всей стране. Это: «Слабое звено», «Звездный час», «Своя игра», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы
Интеллектуально-познавательные игрыэто один из типов культурно-досуговых программ, которые чрезвычайно популярные среди школьников среднего и старшего возраста. Это такие игры, где успех достигается, прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.
Все интеллектуально-познавательные игры независимо от их названий обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение осуществляются, но одному организационному алгоритму. Но прежде чем раскрыть этот алгоритм, необходимо выделить сходные черты, которые присуши всем без исключения играм.
Вот три ключевых признака любой интеллектуально-познавательной игры:
1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры ее участникам.
2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы.
3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней «оболочкой» игры.
На каждом из этих компонентов следует остановиться подробнее.
Вопросы.
Не всякий вопрос годится для интеллектуально-познавательной игры. К сожалению, этой, казалось бы, очевидной истиной очень часто пренебрегают многие организаторы игр. Порой в той или иной игре встречаются некорректные вопросы, и это приводит к спорам и конфликтам между участниками и ведущим.
Правила.
В каждой интеллектуально-познавательной игре есть свои правила, и даже можно сказать, что они отличаются друг от друга, прежде всего правилами. Но хотя правила разные, при внимательном их рассмотрении можно обнаружить некую закономерность. Она заключается в том, что все правила, по сути, являются ответами на одни и те же вопросы организационного порядка. Всего этих вопросов или организационных проблем десять.
1. Кто принимает участие в игре: команды или индивидуальные участники?
2. Если играют команды, из скольких человек они состоят?
3. Сколько всего команд (индивидуальных участников) одновременно принимают участие в игре?
4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу'?
5. Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно или но принципу жребия (могут быть и другие варианты)?
6. Сколько времени дается на подготовку ответа?
7. Как участники должны демонстрировать готовность к ответу?
8. Кто оценивает правильность ответа?
9. Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ?
10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечет время, пока не наберется определенная сумма баллов?
Иногда в играх бывает несколько раундов, при этом правила каждого нового раунда изменяются («Счастливый случай»). Но и здесь все выше перечисленные организационные вопросы не теряют своей актуальности, просто они прилагаются теперь к каждому раунду в отдельности.
Если при разработке правил организаторы упустят хотя бы один организационный вопрос, не определятся с ответом на них, то правила игры окажутся неполными, а это может принести к недоразумениям или даже к конфликтам.
Правила игры обычно сообщаются игрокам заранее, но в начале игры они должны быть во всеуслышание повторены еще раз. При этом правила облачаются в игровые одежды, то есть из скучного набора указании превращаются в игровой сюжет.
Три пункта организационного алгоритма, единого для всех интеллектуально-познавательных игр. Выглядеть они могут так:
разработка вопросов игры;
разработка правил игры;
разработка игрового сюжета.
Эти пункты не помечены цифрами, так как реализовать их можно в любой последовательности: можно сначала придумать вопросы, а потом заняться всем остальным, но можно начать подготовку и с определения правил.
Другими этапами организации интеллектуально-познавательной игры будут:
создание и подготовка команд;
оформление места проведения игры;
подготовка необходимого реквизита;
техническое обеспечение игры;
приглашение болельщиков;
приобретение призов для участников;
выбор жюри;
работа с ведущим.
То есть, за исключением первых трех пунктов, организационный алгоритм интеллектуально-познавательной игры ничем не отличается от организационного алгоритма конкурсных программ
Ведущий игровой программы. Он — организатор, умеющий управлять аудиториями, способный создать комфортную атмосферу — условия для реализации способностей участников игрового действа.
Он — душа общества, образец доброжелательности, такта, находчивости, наблюдательности, высокой культуры.
Он — актер с хорошей дикцией, красивой речью, хорошими манерами, привлекательным внешним видом, умеющий сдерживать свои чувства и владеть вниманием собравшихся, превращать свое появление в праздник.
Он — драматург и режиссер игры.
Он сам — театр одного актера.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 6702;