Организация и проведение КТД предусматривает шесть последовательных стадий.
1. Предварительная работа. Педагоги и другие взрослые устанавливают место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, планируемой на новый период с данным коллективом; определяют конкретные воспитательные задачи; подбирают варианты выполнения КТД, которые могут быть предложены на выбор детям; продумывают способы реализации своих замыслов с активным привлечением детей; намечают действия, которые могут настроить детей на работу; определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Педагог обдумывает идею предстоящего дела, творческие дела для каждого микроколлектива, родителей, других педагогов. В конце этого этапа проводятся нацеливающие беседы с детьми, чтобы заинтересовать их предстоящим делом.
2. Коллективное планирование. На общем сборе-старте руководитель ставит перед классом вопросы: «Какое дело провести?», «На радость и пользу кому?», «С кем вместе его провести?», «Где провести?» Эти вопросы обсуждаются в микроколлективах, а руководитель незаметно подбрасывает им идеи. На этой стадии дети сами ищут ответы на поставленные вопросы. Взрослые – равноправные участники диалога с детьми. Успех сбора-старта во многом обеспечивает ведущий. Он представляет на обсуждение варианты выполнения КТД, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». В итоге выбирается лучший вариант. Для его реализации избирается руководящий орган – Совет дела, куда входят представители каждой микрогруппы, которые будут координировать подготовку КТД.
3. Коллективная подготовка дела. Микрогруппы (бригады, звенья), сформированные в соответствии с видами работ, необходимых для проведения конкретного дела, обсуждают, как они будут выполнять свои участки работы. Совет дела уточняет план подготовки и проведения КТД, выявляя «западающие звенья», т. е. участки работы, которые подготовлены недостаточно или не могут быть подготовлены вообще. На этом этапе важную роль играет возбуждение и поощрение инициативы каждого члена Совета дела. Здесь велика роль взрослого: не допуская открытого давления, он по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении коллективного замысла. Педагог незаметно контролирует ход подготовки, помогая отстающим, перераспределяя при необходимости участки работы и расстановку сил.
4. Проведение КТД. На этой стадии намечается конкретный план, составленный с учетом наработок микрогрупп. Школьники демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Надо стремиться провести любое КТД в форме праздника, в котором будут участвовать все.
5. Коллективное подведение итогов КТД. Чаще всего итоги КТД подводятся на общем сборе-»огоньке», где формулируется коллективный ответ на вопросы: «Что было хорошо и почему?», «Что не получилось и почему?», «Что мы сделаем в будущем?» Обычно дети по кругу или по группам высказывают свои мнения, обсуждают положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора могут быть задействованы и другие средства: опрос, анкетирование через стенгазету, творческие отчеты. Руководитель подводит итоги и сообщает о них родителям и шефам.
6. Последействие (использование опыта проделанной работы). На общем сборе обсуждают, что достигнуто, что еще можно и хотелось бы сделать, задумывают и обсуждают новое КТД. Чаще всего в анкете дети и взрослые выдвигают предложения, делятся впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.
Ниже перечислены некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД:
• основная цель дела формулируется либо самими детьми, либо взрослыми, но в этом случае она должна быть привлекательной для учеников и понятной им;
• при подготовке и проведении КТД для решения частных задач или выполнения творческих заданий необходимо создание микрогрупп, каждая из которых имеет свой конкретный участок работы;
• обсуждение основных вопросов, связанных с выбором КТД и характером его проведения, проходит в форме «мозгового штурма», когда школьники в группах, обмениваясь мнениями, ищут наилучшие варианты, создают банк идей, т. е. предлагают набор возможных путей решения;
• отбор идей, при котором необходимо из множества возможных вариантов выбрать один или два, должен осуществляться по принципу «отвергаешь – предлагай», «возражай по существу», «критикуй точку зрения, а не человека»;
• если выбрать лучшую идею сложно, проводится защита идей; каждый член коллектива или микрогруппа защищает свой вариант, затем подводится итог этого поиска и в результате рождается окончательное решение;
• при подведении итогов КТД необходимо объективно и по достоинству оценить вклад каждого.
Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия: 1) нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД; 2) недопустимо искажать роль, которая определена педагогу как старшему товарищу; 3) подготовка и проведении любого КТД требуют, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел; 4) необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе и жизни; 5) в каждом КТД должна воплощаться идеи заботы о себе, других людях, родителях и близких, окружающем мире.
Часть II. Практическое задание №1. Составьте план подготовки досугового коллективно-творческого дела для детского творческого объединения.
Инструкция
1. При выполнении практического задания перечислите педагогические и гигиенические требования к организации различных досуговых мероприятий в учреждениях дополнительного образования.
2.Уточните основные стадии подготовки коллективно-творческих дел.
3. Определите тему, цель и задачи досугового КТД, форму проведения, возраст обучающихся.
Практическое задание №2.
Представление сценарной разработки досуговой программы и показ фрагмента досугового мероприятия.
Инструкция.
1. При выполнении представления сценарной разработки необходимо определить: цель, задачи мероприятия, охарактеризовать необходимое оборудование музыкальное и художественное оформление. Охарактеризовать сюжетный ход мероприятия.
2. Фрагмент досугового мероприятия должен быть логически завершенным, с использованием различных методов досуговой педагогики.
Вы можете использовать материалы сценарных разработок досуговых программ. Для выполнения практического задания предусмотрено наличие презентации и аудиоаппаратуры.
Билет № 8. Часть I.Общая характеристика театрализованных представлений, виды театрализованных в массовой культуре.
Театрализованные представления – самая емкая и многогранная форма массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а так же некоторые формы спорта – художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду и пр. Сама практика развития театрализованных представлений в нашей стране формирует те или иные их конкретные виды. Одни из этих видов находятся в процессе становления, оформления, утверждения в жизни; другие, четко определившись по видовым параметрам, дифференцируются на жанровые и иные разновидности.
Театрализация –создание художественного образа по законам драматургии,театра при самом активном участии большинства зрителей. Сутью театрализации как творческого метода является художественное осмысление реальных событий в жизни страны, конкретного коллектива или даже отдельной личности, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Представления, построенные на основе метода театрализации, называются театрализованными. В театрализованном представлении главными героями являются реальные личности, прямо связанные с тем событием, вокруг которого выстраивается образное решение театрализованного действа. Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи.
Различного рода празднества и театрализованные представления в своих истоках у всех народов мира, так или иначе, связаны с обрядами. Обряды – неотъемлемая часть духовной культуры любого народа. Они являются первичной формой искусства.
В стремлении познать природу и воздействовать на нее древние люди «очеловечивают» явления действительности, и это находит отражение в обрядовых играх и представлениях. В них, с одной стороны, участвуют люди, с другой – олицетворенные явления природы, на которые человек хочет воздействовать.
Древние земледельческие племена создали систему обрядов. Так при наступлении весны они разыгрывали борьбу лета и зимы, оканчивалась эта обрядовая игра победой лета и уничтожением зимы. Эта обрядовая игра воспроизводила природный процесс – смену времен года – в мифологическом осмыслении, как борьбу двух враждующих сил, которые представлялись древним людям самостоятельными существами.
С древнейших времен до нас дошли элементы и другого вида не религиозной обрядности – бытовой, или семейной. При первобытнообщинном строе люди жили большими семьями, включавшими несколько поколений и ветвей, и всякая перемена в их жизни (рождение, смерть, женитьба, замужество) была значительным событием для всей общины. Такие события обрастали целыми системами обрядов, игр, сопровождавших их.
Таким образом, древнейшие обряды, лежащие в основе всех форм театрализации и народных празднеств, являются отражением общественного бытия человека, его экономической и социальной жизни.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1279;