Основные задачи организатора игрового действа
Ведущий — это человек, который должен уметь организовать игру ума, фантазии, воображения, а играющего сделать не просто отвечающим на вопросы, а участником творческого процесса, артистом из народа.
Задача организатора — «заставить» выступать как можно больше желающих. Хороший аниматор мало говорит, а много играет.
Игра невозможна без ведущего и водящих. Ведущий — это руководитель игрового общения.
Водящий - один из играющих, который находится в игровом конфликте с коллективом.
Залог успеха организуемых игр — тщательно разработанный сценарий, в котором предусмотрена предварительная оценка всех мыслимых и немыслимых ситуаций, которые могут возникнуть, подобраны специальные вопросы-ловушки, предложения, направленные на коллективные действия с целью активизации аудитории.
В момент проведения игры ведущий решает множество задач.
Во-первых, создать непринужденную, дружескую атмосферу общения, обстановку доброжелательности,
Во-вторых, своевременно и тактично помочь людям преодолеть их застенчивость, неумение познакомиться с товарищами по отдыху, учесть возрастные особенности общения.
В-третьих, не просто демонстрировать схему игры, а «одевать игру в сверкающие одежды воображения и фантазии», моделировать игру.
В-четвертых, изучать интересы людей и учитывать то, что они хотят получить от игры: для одних игра — возможность почерпнуть интеллектуальную информацию, для других — утолить потребность в движении, у третьих — получить зрительные и слуховые эмоции, зрительские симпатии.
Попытаемся изобразить профессиональные требования к организатору игрового общения.
Организатор должен | |
Иметь: | Знать: |
· эмоциональность · хорошую дикцию · культуру речи | Основы драматургии |
· искренность · юмор · находчивость | Актерское мастерство |
· доброжелательность · тактичность | Режиссерские навыки |
· интеллект (высокий) · интеллигентность (хорошие манеры) | Специфику игрового жанра |
· хорошую память · личную активность | Методику игрового общения |
Часть II. Практическое задание №1. Проанализируйте сценарий интеллектуально – познавательной программы.
Инструкция.
При выполнении практического задания необходимо учитывать:
1. Соответствие содержания сценария возрастным особенностям детей.
2. Наличие целевой установки.
3. Композиционное построение сценария.
4. Характеристика содержательного материала игровых заданий.
Практическое задание №2.
Представление сценарной разработки досуговой программы и показ фрагмента досугового мероприятия.
Инструкция.
1. При выполнении представления сценарной разработки необходимо определить: цель, задачи мероприятия, охарактеризовать необходимое оборудование музыкальное и художественное оформление. Охарактеризовать сюжетный ход мероприятия.
2. Фрагмент досугового мероприятия должен быть логически завершенным, с использованием различных методов досуговой педагогики.
Вы можете использовать материалы сценарных разработок досуговых программ. Для выполнения практического задания предусмотрено наличие презентации и аудиоаппаратуры.
Часть III. Экспертная оценка портфолио.
Билет № 12. Часть I.Характеристика народного праздника как явления культуры. Зарождение, этапы становления и разнообразие праздничных форм.
Народный праздник – совершенное явление народной культуры, проявление «весьма» содержательно наполненного свободного времени народа, образец удивительно емкой комплексности сюжетов и приуроченности к той или иной теме ритуальных действий участников. Это всегда увлекательный спектакль, где артисты и участники – одно лицо, где как бы само собой происходит перевоплощение, где в результате многократного проигрывания одних и тех же игровых упражнений (песенных и танцевальных, силовых состязательных) происходит накопление участниками практического опыта культурного (с социально-значимыми целевыми установками) времяпрепровождения.
Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания подрастающего поколения.
Современная система массовых народных праздников это своеобразная педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Существуют два основных вида обрядов: календарно-земледельческого круга, социальные или семейно-бытовые. Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они делили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.
Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни.
Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.
Святки – зимний праздник, длящийся две недели от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).
В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами. Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.
Художественные элементы зимних святок:
а) музыкальные элементы праздника - народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, щедровки), подблюдные песни в обряде гадания; рождественские церковные песнопения, духовные стихи;
б) танцевальные элементы праздника - святочные игровые хороводы, круговые пляски и др;
в) изобразительные элементы праздника - изготовление «вифлеемских звезд», вертепов, масок («личин») ряженых, чучел и пугал;
г) театрально-игровые элементы праздника - традиционный обход дворов колядовщиками со «звездой» как имитация шествия волхвов, отраженного в библейском предании; сценки ряженых, элементы театрализации в традиционных святочных играх: постановка народных драм, вертепные представления.
Воистину народным праздником на Руси считается Масленица.
Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Праздник длится целую неделю и традиционно связан с проводами зимы и встречей весны.
Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту.
В понедельник – встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями.
Во вторник – заигрыши. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.
Среду называли лакомкой. В домах накрывались столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв.
В четверг – разгуляй. В этот день было больше всего развлечений.
Устраивали конские бега, кулачные бои. К этому дню строили снежные крепости. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
В пятницу зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая (сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю) усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов.
В субботу – золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей.
Воскресенье – последний день Масленицы, прощеное воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело. Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощёным это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан – перед Великим постом.
Художественные элементы празднования масленицы:
а) музыкальные элементы праздника - масленичные песни, частушки.
б) танцевальные элементы праздника - хороводы (в отдельных местностях России);
в) изобразительные элементы праздника - изготовление чучел Масленицы, костюмов и «личин» ряженых и т.д.
г) театральные элементы праздника: масленичные комедии, шествия и «заигрыши» ряженых.
Троицын деньс незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицкой, или «семицкой». «Семицкая» –седьмая после Пасхи–неделя, заканчивающаясяТроицыным днем,носила название«зеленых Святок».
В народной Руси именовалась она также «русальной», «зеленой», «задушными поминками», – каждое из названий находит свое объяснение в пережитках русского язычества.
Семик – это, собственно, четверг (четверток) на последней неделе перед Пятидесятницей; на седьмой неделе после Пасхи. В этот четверг, посвященный древним язычеством верховному богу Перуну, совершались главные приготовления к празднованию Троицына дня.
Семик –преимущественно девичий праздник. Повсюду к этому дню шла в деревнях девичья складчина: собирались яйца, пеклись лепешки и пироги, закупались всяческие лакомства. Девушки целыми деревнями отправлялись в рощу, на берег речки – завивать березки, «играть песни» и пировать. Основное ядро праздника и его отличительная особенность – завиванье венков. Крестьянские девушки с первых летних дней начинали плести (завивать) венки, которые были не просто украшением, а выступали в качестве оберегов от нечистой силы и злых людей. Завивали венки на себя, на родителей, на жениха или просто на знакомых, оставляя их до Троицына дня, когда ходили «ломать венки», то есть, погадав на них, бросать в воду. На березки вешались венки, по которым девушки загадывали о своей судьбе, бросая их на воду.
Затем девушки начинали водить хороводы. В ближней роще выбирали кудрявую березу, срубали самую густую ветку, украшали ее лентами, втыкали в землю и, ухватившись за руки, сплетались хороводом и пели песни.
Семицкие хороводы сопровождались особыми обрядами, посвященными «березе-березоньке», которой воздавались особые почести – вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Наряжали березу в ленты, пестрые лоскутки, носовые платочки, приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками. Повсюду на Руси церкви и дома украшались к Троице ветками березок – как в деревнях, так и в городах
Существовало поверье, что славянские нимфы и наяды – русалки, живущие в омутах рек, выходят в Троицкую неделю, то есть в лучшую часть года, когда все цветет, из воды.На «зеленой», «русальной» неделе никто не купается – из опасения попасть к ним в руки, а Семик называют еще «великим днем русалок». В этот день взрослые девушки плели венки и бросали их в лесу русалкам, чтобы они добыли им суженых.
Троицын деньможно с полным основанием назвать «зелеными Святками». К празднику заготавливали молодую зелень. В день празднества прихожане в церквях выстаивали обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, как улицы, так и дома украшались березками, травы и ветки привязывали к рогам коров, разбрасывали в огородах. Считалось, что в развешенной в доме зелени прячутся души умерших родственников, спускавшихся на землю в праздник Троицы. По окончании празднества (через неделю после Троицы) зелень сжигали, бросали в овраги или сплавляли по реке. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей.
Художественные элементы праздника:
а) музыкальные элементы праздника - троицкие песни, наигрыши на рожках, кугиклах и других народных инструментах;
б) изобразительные элементы праздника - украшение березки, соломенной куклы;
в) танцевальные элементы праздника - девичьи и смешанные хороводы вокруг березок, уличные хороводы-шествия с березкой,
г) театральные элементы праздника - шествия с «березкой», театрализованные игры «Березка», «Колосок» и др.
Народный языческий праздник «Иван Купала» является очень древним праздником. Самые ранние упоминания о нем относятся к XII веку, но корни его уходят еще глубже.
Праздник «Иван Купала»также еще часто называют Иванов день.
Он пришел к нам из древних времен и праздновался раньше почти во всех европейских странах. До крещения данный праздник был приурочен ко дню летнего солнцестояния, который выпадает на 20-22 июня.
После принятия христианства его стали праздновать в день рождения Иоанна Крестителя, который приходился на 24-го июня по старому стилю. Затем произошел переход на новый стиль, благодаря чему дата праздника передвинулась на 7 июля. В результате, получилось так, что он потерял свою астрономическую связь с солнцестоянием.
Достаточно интересна история названия данного праздника. Изначально он был посвящен языческому богу Купале. А в процессе христинизации получил еще и название в честь Иоанна Крестителя (Предтечи).
Иванов день всегда был наполнен различными обрядами, которые связаны с водой, огнём и травами. С утра в этот день принято было купаться в реках и озерах. Однако некоторые считали, что, наоборот, лучше не делать этого, иначе водяной утащит на дно.
Главной особенностью купальской ночи можно назвать прыжки через очищающий костер. Люди плясали вокруг костров и прыгали через них, иногда прогоняли через них домашнюю скотину, чтобы уберечь её от мора. Матери в огне этих костров сжигали сорочки больных детей, чтобы они скорее выздоравливали.
Молодёжь и дети играли также в горелки, бегали на перегонки и всячески веселились. Напомним, что эта ночь является самой короткой в году. Считалось, что в нее нельзя ложиться спать. В это мистическое время, согласно народным поверьям, просыпалась и активизировалась всякая нечистая сила. Художественные элементы праздника:
а) музыкальные элементы праздника - купальские песни, наигрыши на рожках, кугиклах и других народных инструментах;
б) изобразительные элементы праздника - заплетение венков, ряженье, изготовление кукушки, ритуальные колёса;
в) танцевальные элементы праздника - девичьи и смешанные хороводы, пляски и вокруг костров и прыжки через костры;
г) театральные элементы праздника - «изгнание русалок», театрализованная игра «Кострома» и др.
Народный праздникОсенины.
В земледельческом календаре славян 14 сентября называли первыми «осенинами»или «оспожинками».
Вторые Осенины отмечали 21 сентября. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. В сознании русского человека её образ сливался с образом Богородицы (21 сентября отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы), посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, моё житие-бытие освети!»
Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути - это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе - день рождения Девы Марии, матери Иисуса Христа. Этот день считался традиционно женским праздником, женщину почитали как продолжательницу рода. В этот день обращали свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины, у которых нет детей, накрывали стол и приглашают всех нищих в селе «чтобы молились за её детей». Эти женщины заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашали всех к себе на обед.
Третьи Осенины приурочены к церковному празднику Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, это третья встреча осени. «Воздвиженье - осень навстречу зиме двигает». По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов. В этот день осуществлялся очень древний обряд - крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.
Таким образом, традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Жизнь русского народа богата праздниками и народный календарь наглядно демонстрирует это: Зимние святки, Масленица, Красная горка, Семик, Троица, праздник Ивана Купалы Осенины др. Перед педагогом дополнительного образования стоит задача, направленная на изучение традиций народных праздников и приобщения детей к традиционной художественной культуре.
Часть II. Практическое задание №1. Разработайте постановочный план проведения народного праздника для детей.
Инструкция.
1.Уточните сущность основных понятий: «народный праздник», перечислите основные виды народных праздников.
2. Обоснуйте необходимость использования постановочного плана в организации и проведении праздника для детей.
3.Пречислите основные компоненты в работе над постановочным планом.
Практическое задание №2.
Представление сценарной разработки досуговой программы и показ фрагмента досугового мероприятия.
Инструкция.
1. При выполнении представления сценарной разработки необходимо определить: цель, задачи мероприятия, охарактеризовать необходимое оборудование музыкальное и художественное оформление. Охарактеризовать сюжетный ход мероприятия.
2. Фрагмент досугового мероприятия должен быть логически завершенным, с использованием различных методов досуговой педагогики.
Вы можете использовать материалы сценарных разработок досуговых программ. Для выполнения практического задания предусмотрено наличие презентации и аудиоаппаратуры.
Часть III. Экспертная оценка портфолио.
Билет № 13. Часть I.Организация народных праздников в учреждениях дополнительного образования, методические основы работы над сценарием народного праздника. Немаловажную роль в успешном проведении народного праздника, особенно для детей, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия зависит успех и оригинальность всего мероприятия. Для детей необходимо главное условие интерес, оригинальность, разнообразие.
Сценарий - подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются праздник.
Первым шагом в организации народного праздника является определение темы.
Тема - это круг жизненных явлений, отобранных педагогом дополнительного образования.
Идея - это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.
Тема обычно задана в самом начале праздника, а к идее как к общему главному выводу педагог должен подвести участников и зрителей в финале программы.
Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария.
В драматургии народного праздника вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии народного действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, в сборке разнородных эпизодов, номеров и «аттракционов».
Действие народного праздника, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический материал, от пластического к музыке, от музыки - к слову и т.д.
И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.
Сюжетный ход - художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.
В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку.
Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.
Следующая часть композиций – основное действие т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт.
Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:
1) Строгая логичность построения темы.
2) Нарастание действия.
3) Законченность каждого отдельного эпизода.
4) Конкретность построения.
Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точки в развитии действия.
После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Сочетание информационно-пропагандистской и эмоционально-образной линий театрализации, бесспорно, должно опираться на отношение человека традиционной культуры к окружающей его природе. К основным содержательным компонентам народного праздника, прежде всего, относятся выразительные средства эмоционального воздействия на зрителей.
Народный праздник имеет специфические средства эмоционального воздействия. Это, прежде всего живое слово, создающие образы, речь ведущих, занимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды. «Художественное слово» - жанр сценического искусства, в основе которого лежит литературно-художественный материал.
Требования, обычно предъявляемые к языку в театре: действенность, индивидуализация языка и поэтическая образность - также применимы и к словесному материалу в народном действе. Одно из основных выразительных средств народного праздника – музыка.
Не одно народное действо не проходит без музыкального сопровождения, с помощью которого режиссер создает атмосферу эпизода, задает действию необходимый ритм и т.д. В народном празднике особенно возрастает роль музыки, без которой такое представление просто немыслимо и использование шумов. В народном действе, как и в традиционном театре, музыка может быть сюжетной, иллюстрацией и фоновой (или, как говорят в театре, - «создавать настроение») она может выражать внутренний мир героя или быть контрастной по отношению к действию. Но помимо всего, в проставлении она еще играет ассоциативную роль, являясь символом, знаком какого-то события. Невозможно представить народный праздник без участия музыкальных коллективов: народных оркестров, фольклорных ансамблей и т.п.
Говоря о музыке в народном празднике нельзя не отметить ее особенности. В народном действе используется: фольклорная музыка, музыка в современной обработке, музыка живая, музыка по фонограмме.
В фольклорной музыке можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Фольклорная музыка является больше песенной, чем инструментальной примером могут служить частушки. Фольклорная музыка является тем самым началом начал, которое, ярко отражает сущность народного праздника.
Подбор музыкального материала - процесс сложный. Используя фрагменты музыкального творчества одного или разных авторов, организатор как бы «пересоздает» качественно новое, целостное произведение, отвечающее характеру и всему строю сценического представления. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное. Поэтому желательно отбирать музыку из произведений одного или нескольких близких по творческой индивидуальности композиторов.
Невозможно представить народный праздник без использования театрального творчества, а также народной хореографии.
Основные типы активной деятельности детей в процессе проведения народного праздника. Отличительной особенностью построения драматургиинародных представлений является, то, что человек, пришедший на праздник должен быть не только зрителем, а активным участником. Откуда следует, что при разработке праздника важно предусмотреть пути активизации зрителей. При этом важным представляется внесение в действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща как детям, так и взрослым. Основными в процессе театрализованного действия являются: вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова; физическая активизация, побуждающая участников к движению, перемещению и другим физическим действиям; художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность.
Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для народного праздника, основанного на сложившихся народных традициях.
Костюмирование участников, стимулирующее их активность, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа, позволяющее участникам войти в роли традиционных народных персонажей сложившейся ритуалистики. Костюмирование как бы синтезирует две стороны театрализации, ибо не только превращает человека в исполнителя фольклорного действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением фольклора. Костюм, история которого как отдельная отрасль знаний складывалась на протяжении многих веков, широко используется сегодня в исторических, этнографических и календарных праздниках и обрядах. Притягательная сила костюмирования на таких мероприятиях позволяет формировать группы персонажей, становящиеся центрами, вокруг которых развертывается действие, втягивающее и некостюмированных участников.
В театрализованных праздниках и обрядах постоянно используются традиционные народные аллегорические персонажи. Использование в построении костюмированного театрализованного действия мифологических персонажей, таких, как Дионис, Нептун т др.
Итак, костюмирование определяет характер общения в театрализованном фольклорно-игровом действии, позволяя ускорить процесс адаптации в нем участников праздника создать условия ролевого общения. Костюм, маска, реквизит в сочетании с мимикой и жестом становятся определенной знаковой системой, языковым кодом, под воздействием которых происходит слияние практически-реального и условно-идеального поведения.
Коллективная импровизация,представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие, выражается в хоровом пении, массовых танцах. Этот вид не организованной художественной самодеятельности, потребность в которой всегда живет в народе, отражается, прежде всего, в фольклорных формах.
Для народного творчества традиционно характерна хоровая и танцевальная импровизация. Она буквально пронизывает все разновидности народного праздника, стимулирует создание огромного пласта песенного и хореографического народного репертуара. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному событию. Все это делает хоровую или танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом народного действия.
Практически во всех народных праздниках используются трудовое, художественно-творческое, спортивное состязание. Они проходят в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки, характерны для структуры любого фольклорного действия, носят соревновательный, порой шуточный характер.
Ритуальное действиеявляется обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового действия, опирающегося на народные традиции и фольклор. «Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом». Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Это - ритуалы. Ритуал объемлет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического характера.
Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками, такими, как встреча весны, приход лета, проводы зимы, так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла: вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота на поле ну и пр.
Именно в этом контексте следует акцентировать внимание на закономерности использования выразительных возможностей ритуалистики в идейно-тематическом замысле традиционных народных праздников, в которые «наряду с элементами, специфичными для определенного праздника, входили и элементы общие, переходящие из одного обрядового цикла в другой»
Рассматривая значение таких общих ритуальных элементов, В.Я. Пропп подчеркивает: «При сравнении праздников между собой обнаруживается, что частично они состоят из одинаковых слагаемых, иногда различно оформленных, а иногда и просто тождественных»
К таким общим ритуальным элементам организации театрализованного действия в народных праздниках и обрядах следует отнести культ огня, воды, растительного мира, ритуальную трапезу, ряженье и пр.
В быту - сельском и городском, старом и современном - жизнь людей развивалась и развивается циклично. Таким образом, обряд - это совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми народными традициями или с выполнением религиозных предписаний. В основе обряда всегда лежит обрядовое действие. Рациональные практические действия неотделимы от действий эстетических, одухотворяющих и преобразующих действия практические в своеобразные художественные образы.
Русские народные бытовые обряды весьма разнообразны. Какой и когда следует соблюдать обряд, как в сельском, так и в городском быту, определяют традиционные предписания. Они же диктуют способы и сочетания обрядовых действий, создавая их устойчивость и разнообразие (крестины не похожи на свадьбу, рождественские обряды - на купальские или масленичные и т.п.). Обряды можно разделить следующим образом:
календарные, связанные с земледельческим бытом;
семейные, направленные на сферу индивидуальной и семейной жизни человека;
оказиальные, приуроченные к тем или иным значительным событиям; религиозные, связанные с отправлением знаменательных церковных событий и праздников.
Обрядовое действие также есть комплекс символических, магических, демонстративных и игровых элементов.
В наше время магическая функция обрядовых, действий ослабела, и за ее счет развилась функция демонстративно-символическая и игровая. Кроме того, обрядовые действия могут носить индивидуальный характер (гадания девушек), коллективный (заплетение березок в семик), либо массовый характер (парад спортсменов на олимпийском стадион).
«Если обряд - это последовательность вполне определенных бытовых обрядовых действий, то ритуал - совокупность обрядов, сопровождающих какой-либо социальный, политический, воинский, религиозный акт и составляющих его внешнее оформление, то есть, ритуал - это форма того или иного акта, а совокупность и определенная последовательность обрядовых действий - его содержание.
Церемониал, как и ритуал, есть также определенный порядок совершения обрядовых действий. Но церемония может не соотноситься с традицией и иметь разовый характер.
При написании сценария, посвященного народному празднику, включающему в себя те или иные обряды и обрядовые действия, следует иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. Для организатора сценарий является не просто руководством определенной последовательности праздничных и обрядовых действий, но драматургически разработанным планом, в котором, безусловно, обрядовое действие с реальными участниками становится его художественным. Основным требованием построения народного праздника должно включать гармоничное единство содержательной, идейно-тематической направленности действия со зрелищностью и развлекательностью.
Таким образом, для организатора народного праздника очень важен отбор специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей. Основными компонентами содержания народного праздника является: живое слово, художественное слово,музыка, элементы театрализованного действия, народная хореография.Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для народного праздника: костюмирование, коллективная импровизация, трудовое, художественно-творческое, спортивное состязание. Спецификой народного праздника заключается в использовании ритуального действия и активного включения зрителей в праздничное действие. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды присущие данному празднику
Часть II. Практическое задание №1. Разработайте сценарный ход народного праздника для детей младшего школьного возраста.
Инструкция.
1. Уточните сущность понятия «сценарный ход», основные задачи разработки сценарного хода.
2. Назовите законы построения сценарного хода мероприятия.
3. Определите тему народного праздника.
4. Охарактеризуйте основные компоненты содержания мероприятия.
5. Соблюдайте логику и последовательность построения мероприятия.
Практическое задание №2.
Представление сценарной разработки досуговой программы и показ фрагмента досугового мероприятия.
Инструкция.
1. При выполнении представления сценарной разработки необходимо определить: цель, задачи мероприятия, охарактеризовать необходимое оборудование музыкальное и художественное оформление. Охарактеризовать сюжетный ход мероприятия.
2. Фрагмент досугового мероприятия должен быть логически завершенным, с использованием различных методов досуговой педагогики.
Вы можете использовать материалы сценарных разработок досуговых программ. Для выполнения практического задания предусмотрено наличие презентации и аудиоаппаратуры.
Часть III. Экспертная оценка портфолио.
Билет № 14. Часть I. Методика работы над агитационно-художественным театрализованным представлением.
Агитбригады возникли в первые годы после Октябрьской революции для обслуживания фронтов Гражданской войны. С конца 20-х гг. получили массовое распространение на стройках, предприятиях, позже в вузах в студенческой сфере. Широкое распространение термина «агитбригада» привело к тому, что в 1990-е годы это название стало присваиваться небольшим коллективам студенческой художественной самодеятельности, выступающим и без прямого назначения жанра – без убеждения, призыва. Лаконичный и выразительный сценический жанр агитбригады таит в себе богатые возможности для творчества. Освободившись от прежнего политизированного содержания, в наши дни он переживает возрождение как форма театрального действа, близкая по своим особенностям к популярному КВН.
Агитколлектив, агиттеатр - небольшой профессиональный или самодеятельный театральный коллектив (обычно10-15 человек в составе). Исполнители в агитбригаде – «мастера на все руки», владеющие широким спектром сценических приемов, умеющие петь, танцевать, хорошо читать текст, обладающие хорошей дикцией, а также зажигательным темпераментом. Репертуар агитбригады строится на остросовременном, злободневном материале; его составляют драматические, музыкальные и хореографические миниатюры. Именно агитационная бригада изобрела «знаменитую линейку» - шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ. Открытие жанра - «отстраненное общение», когда актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, глядя при этом в зал. Выступающие на сцене могут говорить и за автора, и за героя, а в следующий момент разбить монолог на десятерых. Компоновка сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе необязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой вообще, - тоже достижение жанра агитбригады. Лишь удачное сочетание многообразия выразительных средств сможет удивить зрителя, привлечь его внимание, заинтересовать. Однако важно за шоу-эффектами не потерять суть выступления.
СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЯ.
Необходимо, чтобы само содержание предлагаемого материала было важно зрителю. Только актуальная тема, затронутая исполнителем, сможет дойти до каждого слушателя, вызвать на ответные размышления. Поэтому прежде, чем приступить к написанию сценария, нужно ответить на три ключевых вопроса любого выступления: «Кто? Кому? Зачем?» Кого, какую категорию людей вы представляете, от имени кого говорите? К кому обращено содержание будущей агитационной кампании? Что, по вашему мнению, следует изменить в представлениях, во впечатлениях, в действиях окружающих? Важно определить проблематику агитации, сформулировать в одном предложении суть вашего призыва. Данное действие, произведенное изначально, облегчит работу над сценарием агитбригады. Программа агитбригады должна иметь точный адрес. Насмешка ради развлечения – недостаток программы, сатира теряет свою остроту и социальную значимость. В сценарии не запрещена компоновка готовых текстов. Лирическо-музыкальные композиции как вид агитбригад зачастую и строятся на основе текстов известных песен, стихотворений по выбранной тематике. Агитбригада – особый жанр, требующий чрезвычайно внимательного к себе отношения. Содержание выступления агитационной бригады должно быть предельно конкретно. В этом поможет освоение драматургических и литературных основ: понимание сюжета как цепи событий (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, финал), необходимости заявки конфликта в основе любого сюжета.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
Агитбригаде необходимо показать высокий уровень исполнения во всех сферах, которые она использует: в хореографии, в изобразительном искусстве, в декламации, актерском исполнении роли и т.д. Это позволит зрителю сосредоточиться не на оценке качества предлагаемых блоков агитбригады, а на их содержании.
Важную роль в воплощении агитационной бригады играет и оформление: декорации (рекомендуется делать их лаконичными и мобильными), музыка, костюмы. Все это должно соответствовать теме выступления, задавать желаемое настроение. Важно уходить от стереотипов, искать интересные варианты. Например, вариант одежды «белый верх, черный низ» должен быть оправдан. Использование возможностей самых разных средств позволит более ярко раскрыть идею агитационной бригады.
Продолжительность выступления может быть самой различной, но следует учитывать такие особенности зрителя, как сосредоточение, внимание, усидчивость. Как правило, любое театральное действо сориентировано на время от 30 минут до 2,5 часов. В случае, когда предполагается большое количество выступлений, отдельная агитбригада может состояться за 7-10 минут. Этого времени бывает достаточно, чтобы выразить основную идею и попытаться убедить зрителя в своей точке зрения на злободневный вопрос. Опять же динамичность позволяет предельно конкретно выразить суть выступления.
Важно, чтобы выступление агитбригады было интерактивным, т.е. зрители должны быть вовлечены в действо. Зритель должен почувствовать себя соучастником происходящего на сцене. Достичь этого можно разными способами, один из них заключается в том, что исполнители постоянно обращаются к зрителям и ждут от них ответной реакции. Агитбригадный жанр как средство воспитания социально активной личности. Таким образом, Агитбригада - творческий коллектив, выступающий по различной тематике и затрагивающий актуальные проблемы своего времени, который высмеивает отрицательные стороны нашей жизни и показывает положительные моменты. Это единственно - доступный жанр, практически удобная и мобильна форма для небольших, даже технически не оснащенных организаций.
Стили выступления агитбригады: разговорный жанр, песни, частушки, стихи, танцевальные композиции, интермедии и сценки. Обязательное главное условие – наглядности (декорации, плакаты, растяжки) и музыкальное сопровождение
Часть II. Практическое задание №1. Разработайтепримерное положение о конкурсе агитбригад.
Инструкция.
При выполнении практического задания необходимо учитывать:
1. Педагогическое назначение конкурсного мероприятия.
2. Возраст участников конкурсного мероприятия.
3. Порядок и условия проведения конкурса.
4. Критерии оценки.
5. Место, время проведения.
Практическое задание №2.
Представление сценарной разработки досуговой программы и показ фрагмента досугового мероприятия.
Инструкция.
1. При выполнении представления сценарной разработки необходимо определить: цель, задачи мероприятия, охарактеризовать необходимое оборудование музыкальное и художественное оформление. Охарактеризовать сюжетный ход мероприятия.
2. Фрагмент досугового мероприятия должен быть логически завершенным, с использованием различных методов досуговой педагогики.
Вы можете использовать материалы сценарных разработок досуговых программ. Для выполнения практического задания предусмотрено наличие презентации и аудиоаппаратуры.
Часть III. Экспертная оценка портфолио
Билет № 15. Часть I.Организация массовых праздников в учреждениях дополнительного образования. Режиссерское построение массовых праздников. Праздник рождает у людей праздничное настроение, создает праздничную атмосферу. Касается это и общешкольного праздника, городского праздника. Массовый праздник является частью культурно-просветительной работы. Массовый праздник - явление необычное синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие в жизни школы, детского ада, города, страны, мира. Массовый праздник и представления - это особый вид искусства, имеющий право на самостоятельную жизнь.
2.Искусство массовых праздников, представления, зрелища - это искусство высоких идей, требующее яркой образности, оригинального, смелого творческого замысла. В искусстве массового представления оригинальность, неповторимость замысла первый залог успеха у зрителя. Зрелищность в массовом представлении является ключом,
который открывает путь к сердцам зрителей. Искусство массовых представлений обладает огромным зарядом действенности предполагающее активный контакт со зрителями, и поэтому требует особой точности материала и высокого художественного вкуса организатора праздника (режиссеров и сценаристов).
Если театральный режиссер может вернуться к пьесе после премьеры исправить недочеты и ошибки, то массовое представление происходит один раз и при этом он должен оставить глубокое эмоциональное впечатление.
3. Реализация праздничной ситуации находится в прямой зависимости от драматургии массового праздника. Анализируя практику поведения массовых праздников можно отметить два наиболее распространенных недостатка в организации праздника:
А) недопонимание массового праздника как явления искусства , недостаточно проработанная сторона праздника.
Б) отношение к массовому празднику как к второстепенному делу, не требующему сценарию навыков и умений.
Для режиссера необходимо понимание специфики массового праздника требующего особой формы выражения. В массовом театрализованном действии должна присутствовать строгая логичность построения и развития темы, высокий эмоциональный подъем ритмическая контрастность каждого номера или эпизода.
Т.О. умелый подбор выразительных средств, органическое включение подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусств или отдельных номеров (танцевальные, музыкальные ...). Все эти номера должны воплощать сюжет и развить тему праздника - это является сутью режиссуры театрализованного массового представления.
4. Массовый праздник имеет разнообразные средства идейно- эмоционального воздействия. Это, прежде всего живое слово которое создает атмосферу общения между сценической площадкой и аудиторией. Слово несет конкретный материал, и специфика массового представления требует экономичного обращения со словами. Речь ведущих в массовом мероприятии заключает в себе важную мысль и соединением эпизодов. Действенным средством служит поэтическое слово - этики отрывки. Слово в массовом празднике может быть документальным, публицистически, художественным, проза, поэзия, драматургия. Другие выразительные средства массового действа это различные виды искусства. Особое место в подготовки сценария занимает музыка. Музыкальная драматургия сценария строится на синтезе готовых музыкальных произведений. Музыка имеет значение, как в прологе, так и в финале массового действия. Очень часто в массовом произведении используется изобразительные средства-это оформление праздника, художественное решение площадки зависит от режиссерского замысла.
Очень важное значение имеет умение пользоваться партитурой света и звука, значение, которое особенно существенно в наше время когда мы можем использовать новейшие технические средства.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 3033;