Между долгом и виной. — такого счастья, как оно понимается людьми в данную эпоху, в данной культуре
— такого счастья, как оно понимается людьми в данную эпоху, в данной культуре. Однако именно полнота самореализации является в наши дни синонимом счастья и полноты бытия. Тот, кто пренебрег своими дарованиями, упустил возможность проявить себя, остался одной лишь нераскрытой потенцией, — не выполнил долга перед самим собой. Но для самораскрытия нужны условия, поэтому долгом современного человека оказывается и забота о материальной стороне собственной жизни, о своем здоровье, о тех атрибутах благополучия, которые позволяют жить полно: ездить по миру, познавать, творить, общаться, многообразно реализовывать себя. -
Кроме того, развитие всех сил своего существа требует свободы и самостоятельности решений. Долг человека перед собой — не позволять собою помыкать, не соглашаться на кабальные отношения, никогда не становиться средством в чужих руках, марионеткой на ниточках. А это значит, что отстаивание своей индивидуальности, собственного видения, отказ от слепого принятия любых навязанных клише — тоже долг человека перед собой.
Долг человека перед самим собой состоит и в том, чтобы по крайней мере попытаться быть счастливым. Нельзя соглашаться на уныние, упадок, пессимизм, на столь частую нынче депрессию. А для этого жизнь должна иметь смысл. Поиск смысла, если он не найден или утрачен, — важнейший долг человека перед самим собой. Обретение смысла не гарантирует счастья, но дает шанс и надежду на него.
Таким образом, современное светское сознание, обязывая людей заботиться о развертывании всех своих лучших потенций, всегда (то в большей, то в меньшей степени) ориентирует их на идеал счастья. Что ж, даже такой моральный ригорист как Иммануил Кант в конце концов согласился, что человек должен не забывать о своем счастье, так как это позволяет ему лучше выполнять нравственный долг по отношению к другим. В общем, к себе надо тоже относиться по-человечески.
______________________________________ Лекция 3
Последней проблемой, которую мы коротко рассмотрим, говоря о долге, будет проблема гипертрофии долженствования. Этическая литература обычно молчаливо обходит подобные сюжеты, так как этики по традиции считают возможным обсуждать лишь позитивную роль моральных установлений, оставляя негатив психологам. Но человек — существо целостное, он не разделен на моральную и психологическую части, разгороженные стеной, поэтому стоит обратить внимание на то, что происходит, когда моральные установки (например установка на долг) подвергаются гипертрофии.
Психотерапевты отмечают, что высказывание «я должен» обычно предполагает установку на свое совершенство. Эта установка, сама по себе вполне хорошая и важная, способна трансформироваться в невротическую истошную требовательность к самому себе, в постоянное переживание собственного несоответствия завышенным требованиям. Человек как бы рисует идеальный портрет собственного «я», а потом бесконечно сокрушается и казнит себя за то, что он несопоставим с этим фантастическим портретом. В таком случае любая неудача превращается в моральную катастрофу, так как демонстрирует индивиду невыполнение должного. « Я должен учиться только отлично», «я должна быть идеальной матерью», «я должен выполнять работу лучше всех» — такие позиции есть выражение надежды на идеальное бесконфликтное решение.
Суперморалист все время обижен. То на себя, то на других, то на всех сразу, и потому он раздражен. А раздражение, хотя это психологическое, а не моральное состояние, очень сильно влияет на характер человеческих взаимоотношений. От раздражения до откровенной злобности один шаг: и миру хочется отомстить, и себя за несовершенство наказать... Вот уже и морали конец. Бесконечно прав был Людвиг Фейербах, когда писал в своей работе «Эвдемонизм», что можно быть нравственным
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 625;