ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА 5 страница

Существенные расхождения наметились между американским и евро-
пейским Просвещением и в подходе к ряду других политических воп-
росов, в частности к теории «просвещенного монарха». Социальные и по-
литические доктрины Просвещения, ставшие идейной основой Американ-
ской революции, окрылили литературу североамериканских колоний. Уча-
стие в борьбе за национальную независимость подготовило почву для ее
подлинных свершений, а произведения ее идеологов и вдохновителей до
сих пор сохраняют значение как ценные памятники общественной и худо-
жественной мысли XVIII в.

Но с завоеванием политической свободы вопрос об освобождении от на-
следия колониального периода еще не получил окончательного решения.
Хотя важнейшие предпосылки для этого были завоеваны в ходе револю-
ции, без достижения независимости в сфере духовной собственная госу-
дарственность могла обернуться лишь новой формой рабства. Именно по-
этому национальное самосознание так активно вело в это время поиски
форм художественного самовыражения. Свои плоды это принесло в иную
художественную эпоху, но корни, питавшие эти плоды, уходят в эпоху
pеволюпии. Ею заканчивается первый, самый длительный период в раз-
витии американской литературы. Следует заметить, однако, что этим не
завершается период ее становления. В силу особенностей формирования
американской нации и государства процесс этот в результате длившегося


около трех столетий продвижения на Запад и включения новых регионов
прошел несколько стадий и завершился по существу лишь к началу XX в.

Американская революция решительно изменила положение молодой
нации. Отныне меняются не только направление связей (и от Европы к
Америке, и от Америки к Европе), но и их характер. Постепенно уга-
сая связи-истоки уступают место связям-влияниям, в которых Соединен-
ным Штатам принадлежит уже роль и воспреемника, и генератора идей.
Переход совершался постепенно, но начало ему положила именно эпоха
революции.

Открывает эпоху американского Просвещения творчество Бенджами-
на Франклина (1706—1790), живого олицетворения просветительских
идей о самоценности личности, мерилом которой является талант и труд.
Огромное влияние на формирование его взглядов оказали произведения
английских, а впоследствии французских писателей-просветителей (Кол-
линза, Шефтстбери, Мандевиля и др.). Это нашло отражение в одном из
ранних сочинений Франклина — «Рассуждение о свободе, необходимости,
удовольствии и страдании» (1725), проникнутом духом деизма. В то же
время появились две серии его очерков под псевдонимом «Сайленс Дугуд»
(1722 — примерно соответствует выражению «молчание — золото») и
«Любопытный» (1728—1729), ставивших целью исправление обществен-
ных нравов.

Дидактическими задачами определялось содержание и характер
«Альманаха Бедного Ричарда» (1732—1758), однако в отличие от не-
сколько прямолинейного назидания первых сочинений Франклина теперь
наставления и советы облекались в остроумную, занимательную форму,
напоминавшую меткой афористичностью народные поговорки. Многие из
них действительно вошли в обиход народной речи, дав толчок развитию
национальной фольклорной традиции, а образ Бедного Ричарда (хотя он
и не является героем литературного произведения в обычном смысле
слова) стал первым художественным образом, вошедшим в историю аме-
риканской литературы. Поскольку чаще других переиздавалась часть аль-
манаха, озаглавленная «Путь к изобилию» (1757), где собраны рассуж-
дения о пользе накоплений, бережливости, вреде транжирства, последую-
щие поколения нередко видели в герое поборника буржуазного накопи-
тельства, превознося или порицая за это автора, но редко проявляя в под-
ходе к его наследию подлинный историзм.

Предреволюционный период обозначил новый этап в творчестве-
Франклина, ознаменовавшийся обострением интереса к политической и
социальной проблематике. Перемещение внутреннего фокуса его произ-
ведений с вопросов морали на вопросы общенационального политического
значения сопровождалось изменением и средств художественного воздей-
ствия. Они приобретали ярко выраженный публицистический характер,
а сочный простонародный юмор сменился острой сатирой («Историче-
ский очерк конституции и правительства Пенсильвании», 1759; «Допрос-
доктора Бенджамина Франклина в английской палате общин», 1766, и др.).

Вначале Франклин считал необходимым сохранение союза колоний
с метрополией. Он был уверен, что зло проистекает из отдельных зло-
употреблений, и возлагал надежды на законодательные меры. Убедившись,
в невозможности мирного разрешения конфликта, Франклин жестоко об-
рушился на врагов независимости колоний («Эдикт прусского короля»,
1773, «Руководство к тому, как из великой империи сделать малую»,



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА


56S


 


1773,и др.). С точки зрения жанров он отдал особое предпочтение тем,
которые глубоко бытовали в современной просветительской литературе
Европы,— притче, условной восточной сказке и т. д.

Однако Франклин не ограничивался лишь борьбой с противниками
американской независимости. Объект его критики — несправедливость,
порожденная не только деспотической властью английской короны и
блюстителей ее интересов, но и самим укладом жизни колоний. Он вы-
ступал в защиту веротерпимости («Притча против преследования», 1774),
осуждал политику в отношении индейцев, призывал к отмене рабства нег-
ров, став инициатором создания аболиционистского общества. Особенно
возросла роль сочинений подобного рода в период войны за независимость
и после окончания революции, т. е. в период оформления американской
государственности. В это время великий просветитель публикует «План
улучшения условий существования свободных негров» (1775), «Заметки
относительно дикарей Северной Америки» (1784), «Обращение к населе-
нию» (1789). «О работорговле» (1790), последовательно выступая в них
с гуманистических позиций, отвергая идеи превосходства белой расы.

Наряду с этим Франклин создает в 70—80-е годы серию маленьких
шедевров («Однодневка», 1778; «Свисток», 1779, и т. д.), в которых пе-
редал премудрость просветительской философии в форме житейских на-
ставлений, согретых добродушным юмором, отеческой теплотой и сни-
схождением к человеческим слабостям.

Американская литература обязана Франклину и своим первым клас-
сическим произведением — «Автобиографией», работа над которой про-
должалась с 1771 по 1789 г. Она была опубликована в 1791 г. во фран-
цузском переводе. Так она и издавалась впоследствии вплоть до 1868 г.,
когда вышла в оригинале. Герой повествования своей исторической до-
стоверностью подтверждал истинность философии Просвещения, явив-
шись жизненным воплощением идеала «нового человека». При этом ав-
тор подчеркивал не искючительность своей судьбы, а ее типические чер-
ты, олицетворяющие опыт человека «третьего сословия», который, осво-
бодившись от условностей иерархического общества, способен благодаря
собственным силам, труду и таланту подняться к вершинам познания,
славы и общественного положения. Однако утверждение неограниченных
возможностей свободной личности не приводило Франклина к проповеди
индивидуализма, поскольку личные успехи должны были соизмеряться
c долгом «полезного гражданина».

С Франклином, мыслителем и общественным деятелем, связан преж-
де всего первый этап в американском Просвещении, хотя в творчестве
Франклина нашли отражение и тенденции, вызванные к жизни его вто-
рым этапом — эпохой революции, поставившей во главу угла вопрос на-
ционального самоопределения. Последний был теснейшим образом связан
с вопросом о власти, по которому развернулись острейшие дебаты. В их
ходе выявилось два основных направления: одно отстаивало идею на-
родовластия, осуществляемого в республиканских формах правления, дру-
гое — наследственной власти.

Отстаивавший идею народовластия Томас Джефферсон был, подобно
Франклину, многосторонней личностью и с равным успехом проявил себя
как общественный и государственный деятель, ученый, мыслитель и пуб-
лицист. Наибольшую известность принесла ему Декларация независи-
мости (1776).


Как государственный документ декларация не во всем адекватно пе-
редает мысль Джефферсона, поскольку ряд предложенных им пунктов был
либо изменен, либо исключен из текста. Среди последних оказался, в ча-
стности раздел, затрагивавший вопрос о рабстве. Между тем Джефферсон
неоднократно обращался к этой проблеме, внося в законодательные уч-
реждения республики предложения о его отмене и запрещении работор-
говли. Подробно рассмотрен этот вопрос и в другом важнейшем произве-
дении Джефферсона — «Заметках о Виргинии» (1787), где осуждение
рабства обосновывается не только его несоответствием просветительским
понятиям равенства и свободы личности, но и неизбежной деградацией и
раба, и рабовладельца.

Большое внимание уделил Джефферсон в своих «Заметках» и пробле-
ме народовластия, представив народ не только объектом, но и субъектом
власти, который в силу этого приобретает новую функцию защитника де-
мократических свобод. Не был обойден здесь и вопрос о просвещении на-
рода. Как истинный сторонник Века Разума Джефферсон разделял об-
щую для всех просветителей веру в силу знания и разума как орудия
преобразования общества. Однако в отличие от общества европейских
философов в системе воззрений Джефферсона эта роль в равной мере
принадлежала и революции. Что особенно важно, согласно его концепции
революция не являлась неким актом, единовременно и навсегда разре-
шавшим все общественные проблемы, но требовала продолжения и раз-
вития, которое могло вылиться в форму новой революции.

«Заметки о Виргинии» интересны не только потому, что позволяют
познакомиться со взглядами великого просветителя. Они дают представле-
ние об изменениях, происшедших в самом жанре «землепроходческих» за-
писок, с которого зарождалась американская литература. Главенствовав-
шее в нем некогда описание становится частью аналитической картины
жизни виргинского общества, вскрывающей ее положительные и отрица-
тельные стороны. Последние, как считал Джефферсон, могут быть пре-
одолены путем дальнейшего развития и совершенствования демократии.

Публицистика Джефферсона оказала огромное влияние на развитие
американской общественной мысли; комплекс его идей стал своего рода
магнитом, вокруг которого складывались демократические тенденции в
американской литературе. Большой интерес представляет и его эпистоляр-
ное наследие, позволяющее уточнить многие аспекты мировоззрения и
раскрывающие внутренний облик выдающегося мыслителя и государст-
венного деятеля.

Идеи Джефферсона разделял Томас Пейн (1737—1809), представ-
лявший самое революционное крыло в американском Просвещении. При-
быв в Америку в 1774 г., Пейн включился в острую политическую борь-
бу, выступая за право колоний на отделение от метрополии и провоз-
глашение республики. В начале 1776 г. он анонимно выпустил первое
публицистическое произведение — памфлет «Здравый смысл», где в
духе- просветительной философии трактовал насущные политические
проблемы. Резкая критика политики британской короны, защита идеалов
республики и прав человека определила широту воздействия «Здравого
смысла» — важнейшего наряду с Декларацией независимости документа
Американской революции. В том же 1776 г. Пейн приступает к
публикации «Кризиса», нерегулярного периодического издания, выходив-
шего в течение всей войны (1776—1783) и составившего 13 выпусков.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА



 


Призывы мужественно бороться против тирании, проявлять твердость ду-
ха в годину испытаний, отвергая лживые посулы английских властей, на-
ходили живой отклик в сердцах участников революции, поднимали бое-
вой дух солдат революционной армии.

После окончания войны за независимость Пейн переезжает в Европу.
Он приветствует Французскую революцию и принимает в ней деятельное
участие, за что был удостоен звания почетного гражданина и избран де-
путатом Национального собрания. Пейн создает трактат «Права челове-
ка» (1791 — 1792), направленный против книги Э. Бэрка «Размышления
о Французской революции», которую отверг как клевету на революцию.
Пейн выступил в защиту права народа на революционное разрешение
исторических конфликтов. По его убеждению, задача революции —
привести жизнь в соответствие с истинными принципами, попранными де-
спотической властью, и осуществить это можно, лишь неколебимо отстаи-
вая права человека.

Участие в двух революциях и английском демократическом движении
конца XVIII в. раздвинуло рамки мышления Пейна, его представления о
природе государственной власти, о характере сил, противостоящих в ре-
волюции друг другу. Примером может служить истолкование им такого
понятия, как «чернь». В годы Американской революции Пейн пользовал-
ся им в качестве определения низкой, недостойной уважения части об-
щества. В «Правах человека», хотя и сохранялась известная доля нега-
тивного отношения, на первый план выдвигалось рассмотрение историче-
ских причин возникновения черни. «Чернь», справедливо доказывал Пейн,
есть «неизбежное следствие порочной структуры всех старых государств
Европы». Поэтому и ответственность за те деяния черни, которые так воз-
мущали противников революции, должна быть возложена на людей, за-
нимавших в обществе господствующее положение.

Время обнаружило ограниченность социально-политических взглядов
Пейна. Он пытался примирить жирондистов и якобинцев, не понимая их
принципиальных разногласий. Но в целом произведения этих лет говорят
об углублении его мировоззрения. В памфлете «Век Разума» (1794) с по-
зиций деизма рассматриваются вопросы религии и свободы сознания,
а Библия трактуется как легендарно-мифологический источник. Острой
критике подверг он деятельность церкви и ее служителей, способствую-
щих угнетению, укрепляющих господство различных форм деспотизма.
В «Аграрной справедливости» (1797) Пейн обрушился на существующие
имущественные отношения. Отвергнув утверждения о необходимости раз-.
деления на богатых и бедных, якобы освященного божественным автори-
тетом, он выдвинул утопическое требование перераспределения общест-
венного богатства, дав выход настроениям, порожденным прямым столк-
новением между просветительскими социальными идеями и практикой
буржуазного общества, показавшей, чем на деле оказалась просвет
тительская утопия. Возвратившись в 1802 г. в Америку, Пейн остался в
изоляции и умер в нищете. Не встречает его радикализм одобрения и у
современных буржуазных историков, которые всячески принижают роль
Пейна в великом революционном движении его времени.

Эпоха Американской революции оказала мощное воздействие на ду-
. ховное развитие нации. Это проявилось в невиданном дотоле подъеме на-
родного творчества, подарившего Америке немало песен, проникнутых
патриотическим чувством, прославлявших героев революции, воспевав-


ших свободу и осмеивавших врагов. К числу самых знаменитых относит-
ся задиристая «Янки Дудл», навсегда вошедшая в сокровищницу амери-
канского фольклора. Сатирическая традиция, которую она представляет,
еще более укрепилась после революции. Теперь в песнях высмеивались
не только приверженцы старых порядков, но и пришедшие им на смену
новые служители закона, политические дельцы, прибравшие к рукам
блага, завоеванные в революционной борьбе.

Борьба за независимость пробудила и заглохшую после Э. Тэйлора
поэтическую традицию, которая возрождалась теперь уже как сугубо
светская. Доминировавшие в ней религиозные мотивы совершенно вы-
тесняются исполненной патриотического звучания гражданской темой.
Среди поэтов, чье творчество вдохновлено идеями революции, первое ме-
сто по праву принадлежит Филипу Френо (1752—1832). Патриотиче-
ские чувства пронизывают одно из самых ранних его произведений —
поэму «Восходящая слава Америки» (1771), которая заканчивается
призывом разорвать оковы колониальной неволи.

Страстно уверовав в просветительские идеалы свободы, равенства и
справедливости, воздающей человеку должное по его делам, независимо
от знатности и богатства, Френо увидел в революции не столкновение на-
циональных интересов, а схватку старого деспотического режима с ново-
рожденной демократией, предвестницей великого царства свободы. Его
стихотворения дышат верой в справедливость борьбы американского на-
рода, в неизбежность торжества идей демократии («К американцам»,
1775; «Песнь в честь победы капитана Барни», 1782, и др.). Страдания
истекающего кровью разоренного войной родного края вызывают скорб-
ные строки, исполненные жгучей боли и ненависти к тиранам («Британ-
ская плавучая тюрьма», 1781; «Памяти храбрых американцев», 1781). Не-
мало создал Френо и сатирических произведений, издевкой, едким сме-
хом каравших врагов американской свободы («Монолог Георга III», 1779;
«Скрытому роялисту», 1782 и др.).

Верность идеям революции муза Френо сохранила и после окончания
войны. Это привело к усилению в его творчестве критических мотивов,
отражавших разочарование в буржуазной действительности. С горечью
пишет поэт о том, что высокие идеалы преданы забвению, а права че-
ловека попраны властью денежного мешка. Беспощадно бичует тех, кто,
кичась аристократическим прошлым, пытается реставрировать прежние
порядки, предаваясь роскоши, когда самоотверженным солдатам рево-
люции уготованы нищета и забвение.

Не щадя сил отстаивал Френо в своих стихах и публицистике идеи
демократии и республиканизма. Большую поддержку Джефферсону в его
борьбе с федералистами оказала его деятельность в «Нэшнл газетт»
(1791—1793). Особенно удачны были выступления Френо в жанре по-
литической сатиры («Цисьма о всевозможных и важных предметах»). Он
разоблачал антинародную политику и антидемократические притязания
федералистской оппозиции. Злобные нападки федералистов вынудили поэ-
та оставить арену литературной борьбы. Американский исследователь
Г. X. Кларк видит в усилении гражданской темы в творчестве Френо сви-
детельство «углублявшегося, хотя и принятого с неохотой, подчинения
пoэта журналисту...»4. Правильнее сказать, что революция помогла ему

4 Poems of Freneau/Ed. by H. H. Clark. N. Y., 1960, p. XXIII.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА



 


найти себя как поэта, что в борьбе за идеалы демократии выявилась не
только природа его поэтического дарования, но и определилась одна из
ведущих линий развития американской поэзии. Подобно Джефферсону и
Пейну, Френо приветствовал Французскую революцию. Она вдохновила
поэта на создание таких стихотворений, как «Ода свободе» (1793), «На
годовщину взятия Бастилии» (1793) и др.

Как ни велико значение гражданской лирики в наследии Френо, об-
ращался он и к другим поэтическим жанрам. Немало его стихов посвя-
щено картинам родной природы. Особой тонкостью передачи лирического
настроения отмечены известные стихотворения «Дикая жимолость»
(1786) и «Индейское кладбище» (1788). Поэт восхищается индейцами:
сохранив близость к природе, они остались верны истинным основам бы-
тия. В соответствии с просветительской идеологией природа и в ранних
и в поздних произведениях Френо выступает олицетворением естественно-
го начала и высшего Разума, основой гармонии и единства мира («Кра-
соты Санта-Круса», 1776; «О единстве и совершенстве природы», 1815).
Френо придерживался традиций классицизма, восходящих к тирано-
борческой поэзии Джона Мильтона. Но, ориентируясь на демократическо-
го читателя, он отказался от присущей классицизму склонности к ми-
фологическим сюжетам и образам. Вопреки господствовавшей литера-
турной моде его произведения написаны по преимуществу в форме не-
большого, несложного по композиции и простого по стилю лирического-
стихотворения. Впоследствии именно в этой форме наиболее свободно и
оригинально проявил себя американский поэтический гений. Не вызвали
у Френо интереса и художественные поиски его младших современников-
романтиков. Он остался верен старым традициям, хотя существенно тран-
сформировал их.

Современные Френо поэты предпочли иной путь: они попытались от-
разить героику революции в гигантских эпических поэмах, самые раз-
меры которых, как им казалось, воплощали ее величие. Особое усердие-
проявляли Джон Трамбулл (1750—1831), Тимоти Дуайт (1752—1817),
Джоэл Барлоу (1754—1812), входившие наряду с другими, менее извест-
ными поэтами в так называемую группу «хартфордских остроумцев». От-
ражая настроения предреволюционной поры, Трамбулл создал поэму
«Похождения тупости» (1773), порицавшую невежество и чванство, а в
поэме «Макфингал» (1775—1782) высмеивал верноподданнические чув-
ства. Поэма Дуайта (мнившего создать новую «Илиаду») «Завоевание
Ханаана» (1785) славила американских патриотов, прибегая к библей-
ской образности. Коллективное сочинение «хартфордских остроумцев»
поэма «Анархиада» (1786—1787), изображавшая народ кровожадной чер-
нью, выявила антидемократизм их позиции. В центре поэмы стоит выве-
денный в образе идеального героя Гамильтон.

Впоследствии ограниченность взглядов преодолел лишь Барлоу, при-
ветствовавший Французскую революцию. Созданные им после «Анархиа-
ды» эпические поэмы «Видения Колумба» (1787) и «Колумбиада» (1807)
проникнуты стремлением передать благотворность революционных пере-
мен. Однако, слишком громоздкие по построению и тяжеловесные по сти-
лю, они не оставили следа в американской поэзии. Барлоу прославился:
как автор юмористической поэмы «Маисовый пудинг» (1796).

Конец XVIII в. стал свидетелем еще одного важного события в амери-
канской литературе — зарождения негритянской литературной традиции..


Первой областью, в которой проявили себя писатели-негры, была поэзия.
Большую известность получили, например, поэтические произведения
Филис Уитли (ок. 1753—1784). Привезенная в 8-летнем возрасте в Аме-
рику, она прекрасно овладела не только английским, но и латынью и
греческим, уже этим доказав ложность утверждений об интеллектуальной
неполноценности чернокожих, доставлявшихся в Америку работорговца-
ми. По содержанию и форме стихи Уитли следовали канонам английской
поэзии того времени. Если они и не отличаются большой оригинальностью,
то свидетельствуют о природном уме и вкусе, позволивших автору за ко-
роткий срок уловить особенности господствовавшего стиля.

В конце XVIII столетия рождается американский роман. Среди пер-
вых произведений, созданных в этом жанре, наиболее интересны «Со-
временное рыцарство» (1792—1819) Хью Брекенриджа (1748—1816) и
романы Чарлза Брокдена Брауна (1771—1810).

Брекенридж, опиравшийся на традиции английского просветительско-
го романа, а также избравший за образец великий роман Сервантеса, на-
рисовал в «Современном рыцарстве» широкую панораму американской
действительности. Он сатирически высмеивал пороки американской демо-
кратии, по существу первым в литературе США указав на разрыв демо-
кратического идеала и его реального воплощения. Большое место зани-
мают в книге авторские рассуждения дидактического характера, говоря-
щие о прямой связи романа с публицистикой.

Ч. Б. Браун сформировался как писатель под влиянием идей Про-
свещения, с одной стороны, и процветавшего в Европе в конце XVIII в.
жанра «готического романа» — с другой. Как и авторов последнего, его
привлекали темные стороны человеческой психики и фантастические ужа-
сы, но в романах Брауна «Виланд» (1798), «Ормонд» (1799), «Эдгар
Хантли» (1799), «Артур Мервин» (1800) и других они изображаются не
как порождение сверхъестественных сил, а как явления, проистекающие
из самой действительности — действительности именно американской,
как настаивал писатель в предисловии к одному из них.

2. ЛИТЕРАТУРА РОМАНТИЗМА

Развитие романтизма в США отличалось рядом особенностей, вы-
званных своеобразием исторических условий и присущих ему, несмотря
на различия миросозерцания и художественного почерка американских
романтиков. Успешное завершение войны за независимость, провозгла-
шение и конституционное закрепление демократических свобод благопри-
ятствовали дальнейшему развитию идеи национальной исключительно-
сти. Литература американского романтизма, особенно раннего периода,
разделяла веру в особый, «американский путь развития». В отличие от
европейской она сохранила более тесные связи с Просвещением. Амери-
канская действительность начала XIX в. казалась прямым, хотя и далеко
не совершенным, осуществлением просветительских идеалов, скорее под-
тверждением веры во всесилие Разума, способного изменить ход истории
на благо человечеству, нежели опровержением связанных с ним надежд.
Осуждая пороки современного общества, американские романтики были
убеждены в превосходстве Нового Света над Старым: если последнему
еще предстояло сбросить оковы прошлого, освободившейся от них в ре-
зультате революции Америке был открыт путь в будущее.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА



 


В значительной мере эта вера поддерживалась неразвитостью соци-
альных отношений в стране, едва вступившей на путь самостоятельного
развития, и наличием «свободных», не заселенных белым человеком зе-
мель — иллюзорной базы фермерской утопии. Она укрепляла в литерату-
ре черты, связанные с представлением об особой исторической миссии
Америки — быть предтечей нового времени, идеального общественного
устройства. Со времен теологической утопии подобное представление ста-
ло одним из наиболее устойчивых элементов национального сознания, по-
лучив название «американской мечты». «В той мере, в какой оптимисти-
ческие социальные иллюзии, разделяемые ранним романтизмом,— писа-
ла А. А. Елистратова,— еще не целиком утратили историческое основа-
ние, они не исключали правдивого изображения действительных тенден-
ций американской жизни» 5.

Вместе с тем характерен для американского романтизма и больший
прозаизм. Элементы фантастического и таинственного в нем ослаблены и
вписаны в художественный мир, в котором акцентируются черты реаль-
ной жизни, приметы повседневности и даже бытовые подробности, что в
целом более свойственно реализму, сменившему романтизм. Это, по-види-
мому, отчасти связано с рано выявившимся прозаизмом американской
действительности, которая не обнаруживала такой сложности, столь яв-
ной многослойное™ и многосоставности социальной структуры, как в
Европе, где буржуазное общество вбирало в себя многие явления пред-
шествующей формации.

Эти особенности отчетливо проявились уже в творчестве первого круп-
ного американского романтика Вашингтона Ирвинга (1783—1859). Нача-
лом его творческой деятельности принято считать издававшиеся аноним-
но отдельными выпусками нравоописательные очерки «Сальмагунди»
(1807—1808). Соавторы — ими были Ирвинг, его брат Вильям и писатель
Джеймс Полдинг — выступали с федералистских позиций, направляя свои
стрелы против джефферсоновской демократии. Легкой иронией окрашено
и их отношение к Просвещению. Однако, подвергая насмешкам прямо-
линейность просветительских воззрений, сами они во многом следовали
просветительским традициям как в идеологическом, так и в эстетическом
плане (нравственно-этическая проблематика, дидактичность исходных ус-
тановок, форма восточной сказки, притча и т. д.).

Следующее произведение Ирвинга, «История Нью-Йорка» (1809), тоже
носит переходный характер, но элементы романтизма играют в ней более
существенную роль. В ее основе лежит характерная для романтизма анти-
теза естественного состояния и цивилизации, которая воплощается в ан-
тиномии прошлого и настоящего. Современности Ирвинг противопостав-
ляет времена первых голландских поселений, на месте которых сложился
впоследствии Нью-Йорк, как эпоху, стоявшую ближе к естественным
человеческим отношениям и потому более овеянную поэзией. В «Истории
Нью-Йорка» заострилась сатирическая линия творчества Ирвинга. Глав-
ным объектом его насмешек была буржуазная Америка с ее деловитостью
и грубым меркантилизмом. Ирвинг не порывал с ней, но как бы отдалял-
ся, укрывшись за маской повествователя — вымышленного историка Дид-
риха Никербокера. В его образе воплотилась канувшая в прошлое про-








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 767;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.