Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ К СОБСТВЕННОСТИ
Данный раздел экономической психологии изучает взаимовлияние личности и собственности, это проявляется:
- во-первых, во влиянии собственности на психологические характеристики человека;
- во-вторых, во влиянии индивидуальных и групповых особенностей людей на реализацию отношений собственности.
Здесь понятие как экономическое сознание проявляется в отношении человека к разным объектам и субъектам собственности, не исключая и отношения взаимодействия с другими людьми. А экономическое поведение реализуется через различные действия и поступки, с помощью которых собственник (человек) либо увеличивает свое имущество, либо уменьшает, а также поведение проявляется в манипуляции партнерами по бизнесу и своими сотрудниками с целью получения выгод для себя собственника.
Институты собственности подвержены изменениям в социальном времени и пространстве, как и жизнь отдельного общества в целом.
Реальности происходящие в жизни общества всегда оставят психологический «след», «отпечаток», «впечатление» в сознании человека: его переживаниях, отношениях, представлениях об образе мыслей и действий по поводу того или иного события жизни.
Понятие собственности – это общенаучное понятие, но в каждой науке подход к понятию собственность различен.
В философиисобственностьрассматривается – как исторически определенный способ присвоения людьми предметов собственности, предметов производственного и не производственного потребления.
Собственность всегда связано с объектом – вещью присвоения, но важна не сама вещь, а отношения между людьми по поводу этой вещи (например, телефон, это не просто ваша вещь, а это отношения между людьми по поводу вашего телефона - вещи). Другими словами собственность это не вещь, а это отношения по поводу вещи. Но если отношения не совпадают, то, кто то может ваш телефон взять.
В экономикесобственностьрассматривается - как принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридические право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности; раздела, передела объектов собственности.[viii]
Исходным или начальным для социальных наук можно считать определение собственности, которое закреплено в законе или в обычае, т.е. это отношения между личностью и вещью.
Собственность означает формально признанное государственной властью право собственника или собственников как на исключительное, без чьего-либо участия, пользование своим имуществом, так и на любой способ распоряжения им, включая продажу.
В юридическойнауке очень близко трактуется к понятию собственности в экономическом смысле:
Собственность это:
1) экономическая категория представляет собой общественно-производственное отношение по поводу присвоения лицами - индивидуумами и коллективами - предметов природы, естественных и созданных трудом;
2) как юридическая категория означает принадлежность имущества определенным лицам - индивидам или коллективам на определенных условиях и в определенных формах (право собственности в субъективном смысле).
3) гражданско-правовой институт, представляющий совокупность юридических норм, регулирующих экономические отношения собственности методами гражданского права (право собственности в объективном смысле);
4) само имущество, принадлежащее какому-либо субъекту на праве собственности.[ix]
Собственность в юридической науке состоит из 3-х элементов:
Ø владения;
фактически обладать вещью.
Ø пользования;
использовать вещь по назначению.
Ø распоряжение
определять юридическую судьбу вещи.
Существуют три формы собственности:
ü частная;
ü муниципальная;
ü и государственная.
Если говорить о частной собственности, то она проводит процесс децентрализации права собственности, частная собственность исключает право использования вещи другими людьми, кроме самого собственника этой вещью.
На современном этапе развития общества в понимание собственности входят не только предметы материального мира, но также – право собственности на:
Ø идеи (интеллектуальная собственность);
Ø жизнь;
Ø свобода;
Ø честь и достоинство
Ø деловая репутация и т.д.
По мнению либеральных мыслителей, где нет собственности, там не только нет, но и в принципе невозможны свобода, право, независимая личность и т.д.[x]
Твердые гарантии частной собственности являются лучшим стимулом к инновациям, повышению эффективности производства.[xi]
Обладание собственностью (как человеческая потребность)
В психологическом подходе по поводу отношения к собственности акцент делается на восприятие, понимание к собственности. Если мы берем генетический экскурс, то первое представление у человека о собственности появляется в возрасте от 1года, до 2 лет приблизительно.
С точки зрения психологии эти отношения являются базовыми, именно в этом возрасте ребенок пытается установить физические отношения между собой и родителями по поводу предметов материального мира, например, как правило, ребенок произносит такие слова «мое» и «дай», а одним из важнейших социальных характеристик предметов, он означает «свои игрушки», «чужие игрушки», т.е. начинает отличать свои вещи от чужих. Также в поведении ребенка проявляются физические и социальные отношения по поводу сохранения игрушек, он их прячет.
Обязательно следует учитывать механизм элементов обладания вещью, он будет различен. Очень не маловажное значение имеет место, как и где ребёнок воспитывался (получал первые основы своей социализации). Если малолетний воспитывался (рос) в детском доме, а не с родителями, то у него будет иной взгляд на восприятие понятия вещи, которая входит в категорию собственности (владения, пользования, распоряжения), он будет относиться к вещи как общественной. Данный факт, можно также перенести и национальные, культурные факторы.
Можно вещь (собственность) рассмотреть с точки зрения:
Ø любимая вещь;
Ø нелюбимая вещь.
Данный подход надо рассматривать не только с точки зрения когнитивного подхода, но и с точки зрения аффективного подхода.
От пользования любимой вещью у человека меняется настроение, в этом случае вещь выполняет терапевтические функции. В этом смысле, отношения по поводу любимой вещи похожи с отношениями с любимым человеком в плане реакций (ревность, заботы и т.п.).
В психологии вводиться понятие вещная валентность - это положительная или отрицательная ценность, значимости объекта, события или действия для субъекта, их мотивационная побудительная сила. Термин валентность появился в теории психологического поля Курта Левина.
Вещная валентность как понятие противопоставляется понятию – ценности, предмету как экономической категории, потребительской ценности.
Вещная валентность она ближе к субъективной ценности, т.е. вещи которые ничего не представляют для окружающих, но ценны для самого субъекта (фотография).
Также есть вещи в экономике, которые обладают общей валентностью, этим объектом может послужить, например, золото, серебро, произведения искусства. Опять же надо понимать, что для кого то изделия из золота могут приносить меньше удовольствия, чем бижутерия, сделанная определённым брендом.
Есть вещи, которые обладают повышенной валентностью, т.е. являются сакральными вещами, к этим объектам относят религиозные объекты, например как амулеты, фамильные ценности в виде реликвий, которые передаются по наследству, царские вещи, в армии это будет знамя и т.п.. Т.е. любая сакральная вещь наделяется определенной магической силой.
В профессиональной деятельности личности появляются также сакральные вещи, которые наделяются определенной силой.
Стоит подчеркнуть, что вещая валентность – это определённого рода сила притяжения вещи.
Вещая валентность бывает:
ü общей;
ü личной.
В психологии существует «вещная валентность вещи» и «вещая валентность человека». Есть личности, которые к себе притягивают вещи и есть им противоположность, которые отталкивают вещи. Значит, есть люди, для которых важным компонентом жизни является вещь, и они тщательным образом собирают и контролируют свою собственность (коллекционеры).
Вещная валентность человека появляется на определенном этапе развития человека, а именно, при формировании экономического сознания, но также может проявиться как личностная характеристика человека, черта его характера. В психологии существует и пониженная валентность человека, когда человек пытается избавиться от вещи бессознательно, хорошим примером послужит, жизнь на съемной квартире.
Вещи в системе отношений собственности являются квазисубъектом отношений, т.е. они не являются субъектом в прямом этом смысле слова, но, тем не менее, вещь является участником отношений.
Отсюда вещь можно рассматривать с точки зрения различных параметров ее участия в отношениях.
Психологическая характеристика отношения к вещи:
Ø ценность вещи;
ценность вещи может заключается в том, сколько лиц претендует на эту вещь, один субъектом или группа людей и чем больше претендентов тем вещь станет более ценной.
Ø потребность вещи;
есть вещи, которые жизненно необходимы человеку, это может зависеть от места проживания субъекта экономических отношений.
Ø мобильность вещи;
под мобильностью вещи понимается, насколько вещь может легко переходить от одного субъекта к другому, мобильные вещи чаще участвуют в экономических отношениях.
Ø совокупность усилий, которые требуется предпринять, чтобы получить вещь.
для получения такой вещи человеку потребуется приложить не мало усилий на ее поиски, здесь вопрос о деньгах как правило не стоит, эта вещь быстрей всего будет редкой или т.п..
В отношении собственности встречаются не два субъекта, которые являются собственниками своих вещей, такими субъектами могут выступить различные государственные структуры (в лице служащих), «бедные родственник», которые предполагают, что более удачный родственник, у которого имеется собственность и он обязан этой собственностью (вещью или вещами) поделиться с ними и еще множество различных субъектов.
Надо подчеркнуть, что неизменным для человеческой природы является склонность к приобретательству и чтобы государство не делало, путем принятия различных нормативных актов или чтобы не преподавали в учебных заведениях, человек всегда будет стремиться к этому, так как тяга к присвоению и обладанию вещью всегда выше чем обладание, чем то физически осязаемым.
Выше изложенную точку зрения нам очень хорошо продемонстрировала история России (переход с постсоветского пространства к нынешнему этапу развития России).
Тяга к присвоению у человека намного выше, нежели обладать физически осязаемым объектом материального мира, так как это непосредственно связно с самой личностью и это обладание развивает в человеке чувство личного достоинства, а так же веру в свои силы.
Различное обладание вещью способствует становлению – личности. Уильям Джеймс, показывает нам, что в отношении к собственности есть психологическая тонкость: восприятие предмета собственности как продолжение самого себя.
“Эмпирическое “я” — это все, что каждый из нас склонен обозначать словом я. Ясно, однако, что трудно провести разграничительную линию между тем, что человек имеет в виду, говоря я, и тем, что он называет мое. Наши чувства и действия в отношении некоторых принадлежащих нам вещей очень напоминают наши чувства и действия в отношении самих себя. Наша репутация, наши дети, плоды труда наших рук могут быть дороги нам так же, как наше тело, и в случае посягательства на них могут вызывать те же чувства и те же действия для самозащиты...» (Уильям Джеймс).
Если брать Российских исследователей, то они также склонны считать, что право собственности дает понять личности – место в социуме.
Э. Фромм в работе «Иметь или быть», осуждает общество потребления и анализирует природу эгоизма и альтруизма, подчеркивая, что обладание собственностью не должно быть основной жизненной целью личности
С точки зрения сторонников частной собственности, собственность способствует:
1. упрочнению стабильности в обществе и обузданию власти государства;
2. нравственное оправдание собственности основано на том, что каждый имеет право на плоды своего труда;
3. собственность является самым действенным средством создания богатства;
4. собственность поддерживает в человеке чувство личного достоинства и самоуважения.
Если рассмотреть противоположную точку зрения, то частная собственность:
1. неравенство порождает общественную напряженность;
2. всем должны предоставляться равные возможности обладать собственностью, а многие собственники не прилагают никаких усилий для приобретения того, чем они владеют;
3. экономическая активность, подхлестываемая погоней за прибылью, ведет к расточительной конкуренции;
4. собственность разлагает личность, заражая человека жадностью.
В основе данного спора о собственности лежит противостояние:
Ø морального;
Ø и прагматического подхода
и фигурируют здесь четыре основные темы – это политика, этика, экономика и психология.
Но какой бы момент хотелось заметить исходя из этого спора, так как та и иная точка зрения имеет свои плюсы и минусы, а именно подчеркнуть исторические реалии. История показывает, что страны, где не присутствует частная собственность, там нет процветания и свободы.
Правозащитники также подчеркивают, что экономические права граждан (права собственности) должны являться неотъемлемым атрибутом, и так же важны, как и право гражданина на равенство перед законом, то и другое право неотделимо друг от друга.
Представленный обзор концепций собственности позволяет утверждать детерминацию отношения к собственности как исторически сложившимися представлениями, так и актуальными социокультурными параметрами. Собственность, представляя собой не только экономический феномен, но и правовую категорию, становится как объектом, так и механизмом социальной регуляции индивидуального поведения. Субъективные оценки феномена частной собственности, как и складывающиеся практики, во многом регулируются также моральными представлениями. Учитывая это, мы получаем возможность рассматривать отношение к собственности в качестве фактора, опосредующего влияние комплекса характеристик общественной жизни на индивидуальное экономическое поведение.[xii]
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1365;